Исключение в минувшую пятницу председателя совета директоров ОАО "Самарский завод клапанов" Алексея Леушкина из "Единой России" может поставить крест на его попытках установить контроль над ОАО "Авиаагрегат". Недавно профком предприятия обвинил Леушкина в том, что тот пытается дестабилизировать работу завода, используя для этого партийный ресурс, и направил соответствующее обращение в областной парламент. Теперь партийного ресурса у бизнесмена нет, и инициированное им включение в повестку дня годового собрания акционеров "Авиаагрегата" вопроса о недоверии гендиректору Геннадию Кулакову может ни к чему не привести.
Как стало известно "СО", акционер "Авиаагрегата" председатель советов директоров ОАО "Гидроавтоматика" и ОАО "Самарский завод клапанов" Алексей Леушкин внес в повестку дня собрания вопрос о недоверии нынешнему генеральному директору ОАО "Авиаагрегат" Геннадию Кулакову и предложил на этот пост свою кандидатуру. Алексей Леушкин подтвердил "СО" эту информацию, однако подробности сообщить отказался. Источник, знакомый с положением дел на "Авиаагрегате", сообщил "СО", что сейчас в Москве в агентстве по промышленности решается вопрос о том, как будут голосовать на собрании представители государства. Свои интересы в агентстве лоббируют как Леушкин, так и Кулаков. Результат этих усилий будет ясен незадолго до собрания.
Последние события говорят не в пользу Леушкина. В минувшую пятницу он и еще пятеро, в том числе руководитель регионального отделения "Единой России" Дмитрий Сивиркин, были исключены из партии. Несколькими днями ранее борьба за "Авиаагрегат" получила политическую окраску.
Руководство и профком предприятия обвинили Алексея Леушкина, Дмитрия Сивиркина и депутата Госдумы Василия Черемушкина в попытке дестабилизировать работу завода. Представители "Авиаагрегата" посчитали, что борьба против нынешнего руководства предприятия является платой Сивиркина г-ну Леушкину за поддержку в конфликте регионального отделения с московским руководством партии, которое предлагало сместить главу регионального отделения ЕР. Не исключено, что нынешнее руководство завода хотело использовать партийное противостояние в своих интересах и помешать окончательному переходу "Авиаагрегата" в руки Алексея Леушкина. В любом случае теперь эта задача значительно упрощается.
Вплоть до 1995 года работа предприятия оставалась довольно стабильной. Общее снижение выпуска самолетов и перебои с погашением государством своих обязательств отразились на "Авиаагрегате". 1996-1997 годы оказались для него крайне убыточными, что привело к введению в мае 1997 года внешнего управления. Управляющим заводом стал президент ОАО "Самарские автомобили" Владимир Дылюк, а исполнительным директором новой администрации - Геннадий Кулаков. К 1998 году ситуация выправилась, и внешнее управление закончилось. Генеральным директором "Авиаагрегата" стал Геннадий Кулаков.
В конце 2002 года Алексей Леушкин приобрел 6% акций предприятия и впоследствии нарастил свой пакет до 7%. Сам Леушкин тогда заявлял "СО", что серьезных планов по "захвату" завода у него нет. Поскольку 61% акций "Авиаагрегата" находился в собственности государства (38% у Мингосимущества РФ и 22,8% у Фонда имущества РФ), смысла затевать борьбу за контроль над заводом не было. Однако став одним из крупнейшим акционеров, Алексей Леушкин предложил свою кандидатуру в совет директоров. Остальные акционеры его кандидатуру не поддержали. Арбитражный суд, где бизнесмен пытался оспорить это решение, оставил результаты собрания в силе.
Летом 2003 года ситуация вокруг завода обострилась. Два миноритарных акционера предприятия, Юрий Гладков и г-н Чернышев, обратились в Промышленное РУВД Самары с заявлением о якобы совершенных директором "Авиаагрегата" злоупотреблениях. По данным акционеров, в 2001-2002 годах Геннадий Кулаков от имени предприятия заключил ряд договоров на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ. Гладков и Чернышев заявили, что объемы выполненных работ и стоимость приобретенных материалов были завышены, а сам Кулаков присвоил себе около 40 млн рублей. Проведенная ОБЭП района проверка показала, что Геннадий Кулаков закона не нарушал, поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Проводили свои проверки на предприятии и другие силовые ведомства, в том числе управление по налоговым преступлениям ГУВД Самарской области. Нарушений закона также обнаружено не было.
13 апреля 2004 года комитет по промышленности губернской Думы рассмотрел обращение профкома "Авиаагрегата". Члены профкома обвинили Алексея Леушкина во "фронтальном наступлении на предприятие" и попытках дестабилизировать его работу с помощью многочисленных проверок, которые организовали близкие к нему акционеры. Члены профкома уверены, что Алексею Леушкину в борьбе с Геннадием Кулаковым помогают лидеры ЕР в области - глава регионального отделения Дмитрий Сивиркин и депутат Госдумы Василий Черемушкин. Оба они неоднократно направляли запросы и обращения в законодательную и исполнительную власть РФ с требованием разобраться в ситуации, сложившейся на предприятии.
Таким образом, члены профкома придали конфликту вокруг передела собственности политический подтекст. С такой позицией согласны далеко не все. Министр промышленности области Николай Свешников отметил, что говорить о дестабилизации работы предприятия нельзя. По сути дела, на "Авиагрегате" идет обычный процесс: акционеры пытаются увеличить свою долю и получить контроль над предприятием после ожидающейся продажи государственного пакета акций. Правда, когда именно произойдет эта продажа, г-н Свешников сказать не смог. Существует несколько вариантов приватизации. Наиболее вероятным считается выставление на аукцион 10,8% завода. В этом случае государство сохранит контроль над предприятием. В зависимости от количества выставляемых акций Алексей Леушкин может аккумулировать от 17,8% до почти контрольного пакета.
Пытаясь сохранить контроль над заводом, его нынешнее руководство, вероятно, решило использовать конфликт внутри ЕР, чтобы получить поддержку соперников Дмитрия Сивиркина в Самаре, а если удастся, то и в Москве. То, что происходящее имеет политический подтекст, подтвердил и один из членов политсовета ЕР, не имеющий отношения к делу "Авиаагрегата". Связаться с Геннадием Кулаковым "СО" не удалось ввиду его командировки. На предприятии заявили, что никаких комментариев относительно ситуации вокруг завода не будет.
То, что за спиной Алексея Леушкина, который хотел бы получить контроль над предприятием, стоят Дмитрий Сивиркин и Василий Черемушкин, подтвердил депутат губернской Думы Виктор Тархов. По мнению Тархова, Леушкин "подставляет" депутатов. Тархов отметил, что депутаты будут поддерживать успешно работающее предприятие. Однако после исключения Дмитрия Сивиркина и Алексея Леушкина из ЕР, скорее всего, задача председателя совета директоров Самарского завода клапанов по установлению контроля над "Авиаагрегатом" серьезно осложнится. Рассчитывать на привлечение ресурсов ЕР ему уже не приходится. Учитывая, что и Кулаков, и Леушкин лоббировали свои интересы в агентстве по промышленности в Москве, после исключения последнего из партии перевес может оказаться на стороне Геннадия Кулакова.
28.04.2004
www.aviaport.ru