Эксклюзив
05 сентября 2011
12986

Синтетическая классификация регионов: основа региональной политики

Л.М. Григорьев, Ю.В. Урожаева, Д.С. Иванов

Классификация территорий по уровню экономического развития, выделение групп регионов со схожими проблемами, позволяет определить задачи развития, которые должны ставиться для данных территорий. Это необходимый шаг для формулирования и проведения адекватной региональной политики. Более того, это позволяет ставить не только краткосрочные цели для группы территория, но и определять долгосрочные возможности для развития регионов.

Задача классификации регионов становится актуальной при формулировке приоритетов региональной политики государства: возникает необходимость очертить, а впоследствии - обосновать список территорий, становящихся объектами правительственной поддержки. Чем выше неоднородность страны в региональном плане, тем сложней ее развитие, тем больше требований к региональной политике. Не только большие государства, но и многие малые страны со сложной конфигурацией внутренних межрегиональных и межнациональных отношений вынуждены учитывать эти факторы (например, Бельгия, Италия и Испания).

Для развития российской экономики региональный фактор имеет огромное значение: страна имеет масштабы, сравнимые с континентами. Идеи выравнивания развития регионов были важны в советский период, когда они являлись одной из идеологических основ политики директивного размещения производительных сил. Регулярно поднимаются эти идеи и в современных условиях. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года ставится задача "оказания финансовой поддержки регионам в целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой". В условиях огромной зависимости развития экономики страны от внешних условий развития, драматических последствий транзиционного кризиса 90-х годов необходимо иметь базу для сравнительных оценок региональной динамики, а также для понимания подготовленности регионов к реализации амбициозных планов развития (или выравнивания) федерального масштаба.

В то же время, исследования последних десятилетий показывают, что для развивающихся стран быстрый экономический рост почти всегда сопровождается усилением территориального неравенства. Соответственно, классификация регионов может показать, какие задачи должны ставиться перед территориями с более высоким уровнем развития, а какие цели актуальны для менее развитых регионов.

Классификации могут использоваться как инструмент оценки результатов региональной политики центра и усилий самих регионов по развитию: перемещение по группам классификации может свидетельствовать об успешности или провале комплекса мер.
Попытки объективной оценки деятельности губернаторов и региональных властей со стороны жителей регионов или федеральных властей также ставят вопрос об адекватной базе сравнения успехов или неудач регионального развития.

Достаточность темпов роста (и качество развития) для передовых и отстающих регионов совершенно различны для целей устойчивого развития, но разнообразие условий и уровней развития затеняют это. Корректная база сравнения - посредством классификации - важный элемент в оценке фактического развития и успехов деятельности исполнительной власти (федеральной и региональной).

Российские регионы характеризуются сильнейшей дифференциацией по уровню развития, глубокими различиями в экономической специализации и социальной структуре населения. Для обеспечения качественного анализа ситуации во всех регионах страны, а также выработки адекватных мер экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне необходима разработка классификации регионов, позволяющей проводить анализ по более или менее крупным группам территорий со схожими условиями и проблемами развития.

Данная работа ставит целью сделать следующий шаг и предложить классификацию российских регионов, которая ясно отражала закономерностей развития отдельных территорий, определение возможных векторов развития для схожих групп территорий. В таком виде классификацию можно использовать не только для исследования возможных целей региональной политики, но и для проведения мониторинга социально-экономического развития регионов.

Технически анализ развития конкретного региона предпочтительнее проводить в сравнении со схожими регионами также, как в мировой практике сравнивают сопоставимые по развитию страны. Адекватная классификация предлагает для каждого региона адекватную базу сравнения - похожие регионы, а также средние показатели по подгруппам и большим группам классификации.

Предложенная ниже классификация регионов России является развитием подхода по созданию классификации регионов по уровню развития и типу институциональных характеристик. Особенности данного подхода связаны с четким пониманием невозможности создания "простой" классификации по нескольким индикаторам. Мы полагаем, что специфика страны предполагает сочетание нескольких базовых принципов в подходе к классификации: сложившийся исторически уровень развития регионов с учетом кризиса; характер региональных институтов (связанный с типом развития); характера и удаленности рынков сбыта продукции ведущих предприятий региона ("шестизвенная модель").

Предлагаемая классификация имеет основой синтетическую классификацию регионов России, разработанная Л.М. Григорьевым и Ю.В. Урожаевой в 2003-2006 г.г. Она основывалась на следующих ключевых методических положениях:
- при делении регионов на группы использовались как количественные показатели социально-экономического развития, так и качественные показатели институционального развития;
- классификация учитывала не только текущее развитие региона, но и долгосрочные факторы развития данного региона, структуру доминирующих отраслей и характер рынков сбыта предприятий региона ("дальнее" зарубежье, Россия и страны СНГ, сам регион с соседями).

Данная классификация была разработана для условий экономического роста, основанного на притоке доступных кредитных ресурсов. Её новизна заключалась в учёте пространственного разнообразия институтов, которые на тот момент ещё не привлекали широкого внимания региональных аналитиков. Внимание было обращено в первую очередь к ряду внешнихм факторов конкурентоспособности (яркий пример тому - "фактор прибрежности").

В настоящий момент внешние условия развития регионов серьезно изменились в связи с воздействием экономического кризиса, который начался в 2008 г. Более того, многие факторы, которые учитывались при создании изначальной классификации, в ходе экономического роста, меняли свое значение. Таким образом, становится целесообразной разработка новой версии региональной типологии с большей опорой на внутренние условия развития и факторы конкурентоспособности. При этом следует сохранить преимущества методологических нововведений, использованных для создания изначальной синтетической классификации.

Остальная часть данной работы выстроена следующим образом:
В первом разделе приводится краткое описание специфики российского регионального пространства.

Второй посвящен описанию новой версии синтетической классификации российских регионов, разработанной авторами. Приводятся подробные описания методики и групп регионов.

Третий раздел подробно освещает детали методологии классификации, упор сделан на описание формального подхода.

Наконец, в четвёртом разделе приводятся выводы о возможности применения классификации для практических целей, например, для проведения региональной политики.

Классификация регионов: специфика российского регионального пространства
В настоящий момент российские регионы характеризуются сильнейшей дифференциацией по уровню развития, глубокими различиями в экономической специализации и социальной структуре населения.

В 2000 году самый бедный регион (Ингушетия) имел душевой ВРП с корректировкой по паритету покупательной способности на уровне 17% среднероссийского (за вычетом Москвы, ХМАО и ЯНАО), а самый "богатый" из "ненефтяных" (Республика Саха) - 166%. К 2007 году эти контрасты несколько снизились: Ингушетия производила 20% среднероссийского душевого ВРП, а "ненефтяной лидер" Красноярский край - 138%. Семикратный размах колебаний по базовому показателю экономического развития регионов показывает серьёзность проблемы регионального неравенства в России.
Особенности региональной проблематики и препятствия для осуществления унифицированной региональной политики в России вытекают именно из разнообразия: трудности, с которыми встречается один регион, могут быть совершенно нехарактерны для другого: например, рост населения в республиках Северного Кавказа и его сокращение в сельской местности Нечерноземья, развитие промышленности в старопромышленных зонах и создание новых технокомлексов. Россия отличается дробностью регионального деления: наша страна занимает первое место среди федеративных государств мира по числу субъектов Федерации (83 против 51 в США, 27 в Бразилии, 16 в Германии, 13 в Канаде).

В результате, анализ экономической и социальной ситуация российских регионах превращается в трудоемкую задачу: каждый регион нужно анализировать отдельно, учитывая влияние статистических флуктуаций, а также, что немаловажно, неполноты и неточности учёта. Из этого следует, что множественность групп в классификации делает их более однородными, но возможности использования в прикладном плане сокращаются.

Сложности региональной статистики, а также размерность задачи по анализу каждого региона в отдельности стали особенно заметными во время кризиса 2008-2010 гг.. На коротких временных интервалах, которые используются для мониторинга кризисных явлений и антикризисных мер, почти невозможно оценить масштаб кризисных явлений в регионах, сопоставить их между собой, выделить регионы, которые остро нуждаются в помощи для преодоления кризисных явлений. В тоже время, проведение федеральной региональной политики требует понимания тенденций развития территорий, анализа ситуации в краткосрочном и долгосрочном плане. Региональные власти также нуждаются в понимании трендов развития соседних территорий, а также регионов со схожими ресурсами и проблемами. Одним из частых подходов является создание классификаций под конкретные задачи: бюджетные потоки, развития инфраструктуры и освоение территории, финансовые потоки или демографические проблемы.

Другой крайностью являются попытки регионального анализа и выработки рекомендаций для экономической политики по максимально укрупнённым территориальным ячейкам - федеральным округам. При этом упускается из вида, что в состав каждого из федеральных округов входят принципиально разные по потенциалу, специализации и проблематике регионы. Так, в Приволжском федеральном округе межрегиональные различия по душевому ВРП (с корректировкой по паритету покупательной способности) достигают 2,5 - 3 раз (Кировская область - 83 тыс. руб. в 2007 г., Пермский край - 202,5 тыс. руб., Татарстан - 244 тыс. руб.) При этом Приволжский федеральный округ остаётся одним из наиболее внутренне однородных. Поэтому усреднение статистических показателей по федеральным округам ведёт к затушёвыванию реально существующих территориальных контрастов.

Разработка классификации регионов является попыткой найти оптимальное решение данной методической дилеммы. Классификации регионов составляются для разных целей, таких, как определение проблемных территорий и мониторинг их развития; выделение регионов со схожими факторами роста, анализ текущего уровня и перспектив экономического развития регионов, определение инвестиционной привлекательности, оценка инфраструктурной освоенности, сравнение социального благополучия территорий.

В зависимости от цели выделенные типы могут охватывать как все регионы страны, так и лишь некоторые из них. Можно проводить классификацию регионов с использованием самых разнообразных критериев. Среди показателей, которые используются для построения классификаций - душевой ВРП и доходы населения, характеристики отраслевой структуры экономики, ситуации на рынке труда, демографические и инфраструктурные показатели.

Таким образом, говорить о существовании какой-либо единой "объективной", "истинной" классификации регионов страны невозможно - но любая классификация должна отвечать поставленным целям, быть информативной и отвечать потребностям основных пользователей, которыми могут быть различные представители исполнительной законодательной власти или потенциальные инвесторы.

Новая синтетическая классификация регионов: институты и внутренние факторы развития

Как уже отмечалось, классификация, предлагаемая в данной работе, основывается на синтетической типологии регионов, которая была разработана Л.М. Григорьевым и Ю.В. Урожаевой в 2003-2006 г.г.

Необходимость в доработке классификации 2005/06 гг. объясняется несколькими причинами. Во-первых, за период интенсивного экономического роста начала 2000-х гг. во многих регионах ситуация во многом изменилась - были частично преодолены последствия тяжелого транзиционного кризиса при достижении ВВП страны в 2007-2008 гг. уровня 1989 года. Разрывы в развитии в большой мере стали более определенными (отсюда четыре, а не три основных уровня в классификации). Не столько изменились институциональные характеристики регионов, сколько более ясно стала их специфика, закрепившаяся в условиях подъема (особенно на "краях" спектра развития), в частности в федеральной экономической политике. Во время подъема менялась и "физическая" основа развития. Например, в ряде областей были созданы автомобильные кластеры, которые стали одной из самых важных и но при этом достаточно новых отраслей региональной специализации.

Во-вторых, экономический кризис показал, в каких регионах накопленные преимущества являются устойчивыми, а в каких носят временный характер. Так, ряд регионов-лидеров быстро терял свои позиции, и вероятность быстрого восстановления лидирующего положения остается под вопросом. Менее выраженным становился опережающий рост "прибрежных" регионах, которые так выделялись в начале 2000-х гг.
В-третьих, с методологической точки зрения авторы существенно доработали "шестизвенную" модель региональной экономики, которая также позволила по-новому взглянуть на положение ряда регионов в классификации. Наконец, была проведена работа по анализу зарубежных классификаций с точки зрения их применимости в проведении политики экономического развития территорий.

Цель разработки нового варианта синтетической классификации регионов состоит в том, чтобы выявить различия в уровне социально-экономического развития регионов, определить причины этих различий и сделать акцент на возможностях для дальнейшего развития. Мы полагаем, что данный подход может наилучшим образом интегрировать все компоненты внутреннего разнообразия России, связанные с экономической специализацией, природными условиями, институциональным климатом, историей развития территорий.

В корне неверно представлять регионы в виде целостных систем, подчинённых выполнению какой-либо единой функции в рамках национальной экономики. При разработке классификации мы исходили из полиструктурности региональных экономик. На территории одного субъекта Федерации могут соседствовать, например, крупногородские агломерации, начинающие переход к постиндустриальному пути развития, моногорода сырьевых экспортоориентированных отраслей и депрессивные сельские районы. Это три мира ("как в ООН") с принципиально разными проблемами, по отношению к которым необходимо проведение дифференцированной политики. Классификация регионов должна учитывать это разнообразие, выделяя главное в региональном развитии, но не концентрируясь на одних его сторонах в ущерб другим.

При разработке методики синтетической классификации регионов России мы исходили из следующих методических принципов:
- классификация должна опираться на характеристики базовых параметров регионального развития, отражённые в показателях региональной статистики, публикуемой ФСГС;
- число параметров, положенных в основу классификации, должно быть относительно небольшим, чтобы дать возможность качественного объяснения различного рода отклонений от ожидаемых результатов;
- параметры должны характеризовать не только достигнутый уровень развития региона, но и основные движущие силы его развития с акцентом на внутренние, а не внешние факторы (в конкретном случае эти параметры - отраслевая структура произведённой добавленной стоимости и занятости населения региона);
- классификация, по возможности, должна отражать не только экономическую, но и социальную и особенно институциональную специфику территорий;
- критерии классификации должны быть исчерпывающими: каждый регион на их основе должен быть однозначно отнесён к той или иной группе;
- критерии должны представлять собой пороговые значения, естественные разрывы между группами регионов по тому или иному показателю.

Нами было выделено девять типов регионов. Они, в свою очередь, были объединены в четыре группы, скомпонованные по уровню развития. Подробная схема синтетической классификации приведена на графике 1. В таблицах 7-8 приведены базовые показатели групп регионов.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

Viperson

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован