Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
24 мая 2023
494

Система военной безопасности России и мировая система военной безопасности

Российская Федерация «придуманная некомпетентной и трусливой интеллигенцией, федерация неравноправных, непокорных автономий»[1]

Дж. Кьеза, бывший член парламента ЕС, публицист

 

Система военной безопасности в мире постоянно и достаточно быстро менялась, однако это, как правило, не успевало вовремя осмысливаться политической и военной теорией. На мой взгляд, подобных изменений много. Поэтому остановимся только на некоторых.

Первое. В начале XXI века стало очевидным, что США стали демонтировать – сознательно и последовательно – сложившуюся за предыдущие десятилетия систему международной безопасности. Прежде всего, её институты, договоренности, соглашения и нормы. Они расчищали пространство для учреждения собственных «норм и правил». В этих условиях борьба за сохранение прежней системы международной безопасности носила заведомо проигрышный характер. Это можно было бы сделать только при условии качественных, принципиальных уступок и капитуляции. Тем не менее В.В Путин пытался это сделать, теряя политические очки, натыкаясь каждый раз на отказы США.

Второе. Сутью глобальных перемен было противоборство двух доминирующих тенденций – глобализации и автаркии, которое неизбежно вело к хаотизации международных отношений. В условиях хаоса и снижения значения права резко и объективно возрастает роль военной силы. Это также неизбежно повышает значение в политике военно-технических аспектов в ущерб политико-дипломатическим.

Третье. Для России в этих условиях предстояло резкое усиление военной политики, рост экономических и финансовых издержек, максимальная мобилизация военных возможностей в относительно мирных условиях, что после неудачных «реформ» требовала снижения темпов социально-экономического развития. Поэтому правительство страны было вынуждено маневрировать весь период между затратами на развитие и расходами на содержание ВС и ВВСТ. Это объективно сдерживало военно-технические возможности обеспечения безопасности. СНБ РФ, принятая в июле 2021 года, впервые нормативно сочетала задачи обеспечения безопасности и социально-экономического развития, которые, однако, приходилось пересмотреть в условиях начавшейся СВО на Украине.

Таким образом, вопросы обеспечения национальной и международной военной безопасности в третьем десятилетии для России приобретали совершенно новое значение, а именно: каким образом не только военно-технически, но и политико-дипломатически обеспечить безопасность России в условиях разваливающейся системы международной безопасности?

Специфика военно-силового противостояния между Россией и Западом, прежде всего, англо-саксами, имеет традиционные особенности. Так военно-политическая философия современных англо-саксов, как лидеров западной коалиции, хорошо описана еще во времена англо-французской войны начала XIX века, например, в Португалии. С той разницей, что вместо португальцев можно использовать сегодня украинцев.

Отдавая должное самоотверженности португальцев, следует признать, что лавры победителя в этой войне принадлежат в первую очередь дисциплинированной, отлично подготовленной британской армии и стоявшему во главе нее герцогу Веллингтону, которые использовали португальцев в качестве «мяса» для войны с французами,  Современники обвиняли его в излишней осторожности, но англичане и французы в Португалии находились в неравных условиях.

Наполеон не дорожил людьми – вместо разгромленных частей он легко формировал новые. Веллингтон заметил по этому поводу: «Ни один генерал не потерял столько армий, сколько он. Я же себе подобного позволить не мог, так как знал, что если потеряю хотя бы пять сотен человек без большой необходимости, меня заставят на коленях отчитываться перед палатой общин»[2]. Так и современные англо-саксы, которые демонстрируют свое прямое «неучастие» в военном конфликте.

Стратегия Запада на Украине, как и в прежние времена, направлена на изматывание России. Так, располагая сравнительно небольшими силами, Веллингтон использовал их в высшей степени рационально. Он никогда не давал воли эмоциям и не действовал по формуле «умрем же под Москвой», а спокойно оставлял позиции, если считал это разумным, причем отступал всегда по заранее обдуманному плану. Постоянно маневрируя, британский главнокомандующий выбивал у привыкших разом решать дело в одном генеральном сражении французов почву из-под ног. Армии Наполеона одна за другой увязали в Португалии. Английская армия была превосходно вооружена да и трепета перед «непобедимыми» французами не испытывала. Веллингтон говорил: «У меня есть подозрение, что все континентальные армии были наполовину разбиты французами еще до начала сражения. Меня, во всяком случае, им не запугать».

На Украине – ровно та же история. Запад не беспокоят потери украинцев. В Португалию, как и сегодня на Украину. широким потоком текли британские деньги: на них создавалась португальская армия, строились оборонительные линии, закупалось продовольствие. Веллингтон сразу понял, что формула Наполеона «война должна кормить сама себя» в Португалии не сработает. Он не допускал никаких экспроприаций, за все платил и вообще старался поддерживать добрые отношения с местным населением. И добился того, что португальцы повсеместно поддерживали англичан. Британские солдаты ни в чем не нуждались – в португальские порты ежедневно прибывали транспорты с продовольствием, обмундированием, оружием, в то время как забытые своим императором французы ходили оборванные и питались воронами и желудями. Император гневался на своих маршалов за то, что они так и не сумели одержать верх над португальцами. Но впоследствии ему самому пришлось пережить такое же поражение в куда большем масштабе – в России.

Очень похожая ситуация сложилась и на СВО России на Украине, где ОПК страны и её ВС оказались в итоге не подготовлены к масштабной и затяжной войне. Система военной  безопасности современной России медленно и непоследовательно трансформировалась из советской системы начала 90-х годов. Критика Е.В. Пригожина во многом справедлива. При этом, такая трансформация шла по самым плохим сценариям: вместо демилитаризации некоторых отраслей экономики прошел их развал, а «реформы армии» превратили Вооруженные Силы СССР в некий конгломерат родов и видов, слабо вправляемых и еще хуже обреченных военнослужащих, что наглядно продемонстрировала Первая чеченская война 1994 года.

В эти же годы шло планомерное уничтожение ОПК СССР и России. Речь идет не просто о кризисе в области промышленности страны, её станкостроении и приборостроении, что было вызвано неудачной политикой либералов. И не только неудачами в области приватизации оборонной промышленности, а сознательным уничтожением военно-промышленного потенциала, когда ликвидировалась документация, вывозилось оборудование и обрушалось производство.

В эти же годы в мире наблюдалась обратная ситуация: старый миропорядок был сменен на новый, а система и состояние ВПО и СО не только в Европе, но и в мире приобрели для России угрожающий характер.

Следует напомнить то, что пережила Россия, а именно то состояние, в котором она оказалась к началу века (но о чем очень редко сегодня вспоминают). К началу XXI века развитие России подошло к своей критической точке, когда стоял вопрос об оставшемся времени существования государства, его институтов и распада нации. Соответственно это означало и уничтожение военной организации и всей системы национальной безопасности[3]. Вопрос стоял, повторю, о существовании государства, более того, нации. Это – принципиальное положение, которое, однако, многими в те годы сознательно не поддерживалось. Более того, вплоть до второго десятилетия наша либеральная общественность, политики и политологи искренне считали и утверждали, что «безопасности России ничто не угрожает». Это положение было даже зафиксировано в первой Концепции национальной безопасности России 1997 года.

На Западе искренне считали, что до этого остались немногие годы, но также полагала и значительная часть правящей элиты страны, рассчитывающая на очередной раздел государственной собственности, который был бы неизбежен, как и при развале СССР. С точки зрения существования системы национальной безопасности можно было констатировать, что она существовала (скорее – доживала) последние месяцы. Военные действия на Северном Кавказе в 1999 году продемонстрировали, что власть не могла не только сформировать корпус в 50 тысяч военнослужащих (из служивших формально только в Северо-Кавказском округе 350 тысяч), но и подобрать командование, генералы и офицеры которого массового отказывались принимать участие в военных действиях[4]. Достаточно напомнить, что все заместители министра обороны отказались от руководства операцией.

В дальнейшем шел мучительный процесс восстановления военно-технических возможностей России, который условно можно разделить на два периода. Первый - до 2010 года,- когда вялые шаги сопровождались непоследовательными и противоречивыми действиями.

Второй – после 2010 года, – когда объективно возросшее внимание высшего руководства сопровождалось нередко непрофессиональными, запоздалыми и непоследовательными шагами в области восстановления боеспособности ВС и ОПК.

В итоге, к началу СВО на Украине мы не обладали полноценными ВС и ОПК, способными обеспечить длительные и масштабные военные действия, а военное командование формировалось по принципу симпатий для высшего начальства, что не раз очень образно отмечал Е. Пригожин. Россия оказалась готовой к локальной войне на небольшом ТВД по аналогии с Сирийским конфликтом или конфликтом с Грузией, в которых принимало участие очень ограниченное число войск и ВВСТ.

Это означает, что концепция «сочетаемости» развития и обеспечения безопасности, утвержденная нормативно СНБ ОФ 2021 года, в 2023 году уже устарела. Необходимо переходить к мобилизационной модели развития ВС, общества и экономики[5]. Это всё равно неизбежно произойдет, но если такой переход запоздает, то может произойти военное поражение России и её внутриполитическая дестабилизация.

Вместе с тем, переход к мобилизационной модели очевидно ускорит положительные процессы, которые обозначились в экономике и политике России с началом СВО. Надо осознанно понимать, что процессы автаркии, доминирующие в мире, предоставляют шанс каждой нации не только выживание и сохранение национальной идентичности и суверенитета, но и эффективного участия в укреплении международной безопасности. Эта осознанная автаркия позволяет полнее использовать достижения и преимущества глобализации.

 

________________________________________

[1] Кьеза Дж. Федеральное самоубийство. М. 1999, № 10, с. 131.

[2] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба.- М.: ИД «Международные отношения», 2021.- 790 с.

[3] Подробнее о системе международной безопасности см.: Современная политическая наука: Методология: Научное издание / отв. Ред. О.В. Гаман-Голутвина. 2-е изд., испр. и допол. М.: Аспект Пресс, 2019, сс. 213–232.

[4] См.: Подберёзкин А.И. Война и политика в современном мире. М.: ИД «Международные отношения», 2020, сс. 179–198.

[5] Гитлеровские военные теоретики говорили в 1943 году о том, что «тотальная мобилизация в масштабной войне неизбежна» и может быть только запоздалой.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован