Эта статья написана двумя людьми: солдатом и художником. В одном лице. В моем. В лице, за которое стыдно.
Потому что в паспорте, слева от моей фотографии стоит великодержавный штамп: является гражданином Российской Федерации.
Сегодня, после трех недель войны на Балканах, являться гражданином Российской Федерации не просто стыдно - унизительно.
Надо смотреть правде в глаза: миру явились варвары. Современные цивилизованные варвары. Если быть честнее и не бояться самых жестких определений, то можно сказать, что миру явился фашизм. С неизменным участником очередного нашествия - Германией.
Действительно ли США и НАТО волнуют проблемы связанные с Косово? Да, ничуть. Америку, которая несомненно является идеологом и руководителем балканского вторжения, никогда не интересовало ничего кроме ее собственных национальных приоритетов. Но так было до недавнего времени, пока в мире существовало две сверхдержавы: США и Россия. Еще десять лет назад НАТО бы никогда не рискнуло развязать войну в центре Европы без одобрения России. Десять лет назад подобные сумасбродные идеи и не посещали умы натовских иделогов, поскольку позиция России была однозначна и непоколебима. Как непоколебим был и ее военно-технический потенциал.
Сегодня с Россией не считается никто. И как показали две недели войны - не считается вполне обоснованно. Ракетно-авиационный "вояж" на территорию Югославии был не более чем демонстрацией могущества и военно-политического превосходства Северно-Атлантического альянса, как господствующей в мире силы. И в этом смысле Югославия, как объект военного вмешательства, была выбрана совершенно правильно. Именно Европа, а не задворки планеты, определяет соотношение сил в мировом балансе.
Господство подтвердилось: НАТО не возразил никто.
Балканское вторжение было необходимо США и НАТО и для подтверждения верности России. Не изменит ли Россия, несмотря на ее "прирученность" и миллиарды вливаемых долларов, своим нынешним хозяевам? Не возьмет ли верх национальная гордость великороссов над финансовым благополучием?
Опасения оказались напрасными - Россия покорно бездействует.
А все, что мы говорим с экранов телевизоров или пишем в газетах, теперь не имеет ровно никакого значения.
Меньше всего НАТО беспокоят человеческие жертвы и точность ракетно-бомбовых ударов. Бессмысленные разрушения, "томагавки", разрывающиеся в двадцати шагах от родильных домов уже вызывают не просто осуждение, а откровенную ненависть людей. Ненависть, порожденную не только сочувствием к югославскому народу, но и своим собственным бессилием перед лицом возможной агрессии.
Разразившаяся на Балканах катастрофа лишила НАТО ореола миротворца. Остается выйти из этого кризиса с более-менее достойным лицом. Возможно, Северно-Атлантическому альянсу это удастся, возможно, нет. Но в любом случае США и НАТО сумели подтвердить свое непререкаемое господство над миром. Военное, информационное, психологическое.
И еще они окончательно указали России на ее место под солнцем. Точнее это мы сделали сами, бесповоротно потеряв свое лицо. Лицо, за которое стыдно.
Война на Балканах закончилась бы на следующий день, если бы мы предоставили Югославии наши современные противоракетные комплексы. Десять мобильных комплексов С-400 в состоянии полностью контролировать воздушное пространство Югославии. Вопреки утверждениям командующего ПВО России, эти комплексы не громоздки, способны действовать в автономном режиме и абсолютно маневренны, что заложено в принцип противовоздушной обороны: любой противоракетный комплекс, уничтожил он цель или нет, обнаруживает себя, а следовательно обязан немедленно изменить место дислокации.
Мы имели все основания для предоставления Югославии противоракетных комплексов. И тогда бы Европу не захлестнула
волна бессмысленных кровопролитий, а НАТО бы не посмело диктовать миру свои условия.
Мы не сделали этого. А наши гневные ноты протеста и забрасываемые яйцами посольства только рассмешили американцев. Они стали относиться к нам с еще большей долей иронии и пренебрежения, которой мы, собственно, и достойны.
Сегодня у мировой общественности Россия отождествляется с толпами пьяных малолеток у американского посольства, публичной истерией Жириновского и невменяемым президентом. И это все, что мы можем противопоставить войне.
Разумеется, прозвучат возражения, что участие России в балканском конфликте привело бы к третьей мировой войне. Но хочу напомнить, что и США и Россия неоднократно вмешивались в военное присутствие друг друга и во Вьетнаме, и в Афганистане, и во многих других странах, однако, войной мирового масштаба это не закончилось.
Меня можно упрекнуть в примитивизации действительности, долго объяснять сложное экономическое и геополитическое состояние России, но я не приму этих упреков. Они лживы и беспомощны. Также, как когда-то нам казались лживыми и несерьезными разговоры о разрушении Америкой и Европой военного и экономического потенциала России. А сейчас?
За свою жизнь мне довелось побывать на трех войнах. И хотя мне приходилось принимать участие в военных операциях и получать боевые награды это было не более, чем стечение обстоятельств. Прежде всего я был на войне художником: режиссером, репортером и наблюдал происходящее через визир видеокамеры. Но и в тех ситуациях, когда я откладывал камеру и брался за оружие, исходя из единственного закона войны: либо ты, либо тебя я не испытывал ненависти к противнику. Не на одной из войн.
А теперь испытываю.
Если мне предстоит пойти на эту войну вряд ли я сумею остаться сторонним наблюдателем. Раньше мне казалось, что с американским образом жизни, прагматизмом, бездуховностью, разрушающей многовековой культурный пласт человечества можно бороться словом, языком кино. Сегодня, как никогда трезво я отдаю себе отчет, что мой будущий фильм, мое слово ничего не изменят. Они его не услышат.
В отличии от предыдущих фашистов они не сжигают на кострах великую литературу только потому, что она им не мешает. Томики Шекспира и Чехова пылятся в хранилищах национальных библиотек, потому что они не нужны современной Америке. Их язык ей непонятен.
Мировая культура, совершив тысячелетнюю эволюцию, возвращается к отправной точке - искусству первобытно-животных инстинктов. Эта точка - Америка.
Философы, пытавшиеся осмыслить тайну человеческого бытия, больше не востребованы человечеством. Очень скоро все мы будем руководствоваться самыми примитивными категориями: есть, спать, иметь, убивать.
Ровно шестьдесят лет назад мы уже стояли на пороге подобной катастрофы. Тогда всех, в том числе и тех, кто пытается сегодня развязать новую мировую войну, спасла Россия. А сегодня?
Я всегда утверждал и продолжаю утверждать, что каждый из нас ответственен за судьбу своей страны. Сегодня, когда власть беспомощно отходит в сторону, стыдливо клянчит пять миллиардов долларов и в тоже время снимает генерального прокурора, попытавшегося вернуть России, украденные той же властью сорок миллиардов долларов, сегодня, когда, глядя на натовские бомбежки, плачут у телевизоров люди, а невмешательство России в балканский конфликт становится для ее граждан национальным оскорблением, я вижу как поднимаются с колен и отряхивают с себя пыль многолетнего мракобесия российские мужики.
Я знаю, что сегодня, несмотря на все трудности, у нас как никогда сильная армия. Потому что сегодня в ней остались не те, кто в советские времена пришел в армию за сытной жизнью, а те, кто невзирая на свое нищенское положение, считают службу в армии делом чести.
Хотеть войны может лишь человек с ненормальной психикой. Но лишить человека права воевать за истину не может никто. Завтра, когда война, спустится с небес на землю, из России на Балканы потянутся тысячи добровольцев. Многие из них не вернутся обратно.
Ответственность за их жизни ляжет на правительство Российской Федерации.
Я повторяю: войну можно прекратить поставками Югославии систем противовоздушной обороны. Это еще не поздно сделать сейчас.
Я также знаю, что это не будет сделано, как не было сделано тогда. И что, на самом деле, никто не возьмет ответственности за жизнь граждан России, поехавших в Югославию добровольно. Родина просто откажется от них.
Откажется от тех, кому предстоит совершить то, чего за
них не могла сделать огромная, некогда великая страна.
Меньше всего люди хотят войны. Больше всего люди ненавидят войны, которые можно было предотвратить. Ненавидят и уходят. Во все времена.
Уходят от бессилия что либо изменить и от стыда за свое отечество. Уходят, попирая смерть ногами, для того, чтобы те, кто придут после них были чище и выше, и не знали ужаса войны. Хотя бы еще шестьдесят лет...
01.04.1999
http://www.sovetpamfilova.ru/text/465/?parent=48