17 апреля 2015
5181

Скульская Л.В. Служили лично государству

В публикациях «Уединенного пошехонца» неоднократно сообщалось о древнем ярославском роде дворян Скульских, достойно, мужественно и с честью служивших Российскому государству. Корни древнего рода уходят во времена Иоанна Грозного. Скульские внесли значительный вклад в процветание России, ее науки и культуры. В XX веке грамотное и интеллигентное сословие оказалось на грани уничтожения. В одном из очерков мы писали о Дмитрии Аркадьевиче Скульском, который, попав на Соловки, прошел все круги унижений и мук. С родом Скульских тесно связан другой ярославский дворянский род - Куломзиных, очерк о котором, основанный на архивных данных, мы предлагаем вниманию наших читателей.

СЛУЖИЛИ ЛИЧНО ГОСУДАРСТВУ

Моя бабушка, Мария Петровна Скульская, была родом из Куломзиных. Куломзины - древний дворянский род, происходящий, по-видимому, из мордвы, восходящий к XVI веку. Куломзины - коренные костромичи, служили в XVI веке дворянами московскими, стольниками и стряпчими.

Полная родословная рода, составленная сенатором Селифонтовым, помещена в «Описании рукописей Далматовского архива», в котором, в частности, говорится: «В конце XVI столетия, на сравнительно небольшой площади Костромского, Кинешемского, Буйского и Галичского уездов расселилось до шести ветвей, входивших в состав одного рода Куломзиных. Куломзины служили лично государству, в основном в военной службе. В1616 году были пожалованы поместьями» (Далматовский архив - С. Петербург, 1885 г.).

Истоки Куломзиных - мордовский мурза Куломза, владевший землями между реками Покша и Мяза под Костромой. На карте Судиславского района Костромской области до сих пор можно обнаружить сельцо Куломзино, расположенное на реке Покше.

Первым представителем рода, о котором мы имеем какое-то представление, был Василий Куломзин - отставной гвардии капитан-поручик, живший в XVIII веке. Его сын - Егор Васильевич - отставной гвардии сержант - был женат дважды - сперва на Пазухиной, вторично на Готовцевой. Сын Егора Васильевича - Николай - коллежский регистратор, участвовал в Бородинском сражении, был женат на Глафире Николаевне Пановой. Его сын, Петр Николаевич - штабс-капитан в отставке, владелец усадьбы Углево в Галичском уезде - был женат на Марии Васильевне Исаковой, от этого брака и родилась Мария.

Наиболее известный из рода Куломзиных Анатолий Николаевич Куломзин, 1838 года рождения, государственный секретарь, кавалер ордена св. Андрея Первозванного, приходился четвероюродным дядей моей бабушке.

Род до революции был полнокровным, и в конце XIX века в нем насчитывалось 279 человек, к концу XX века осталась тоненькая ниточка, причем в нынешнем Российском дворянском собрании нет ни одного представителя по мужской линии. А род этот был силен не только своей многочисленностью, но и духом, сплоченностью.

Детство и юность Марии Петровны, ее сестер и брата не было безоблачным. Их мать, Мария Васильевна, урожденная Исакова, в 17 лет была обвенчана с Петром Николаевичем Куломзиным, штабс-капитаном в отставке, которому в то время шел 42-й год. За одиннадцать лет брака родились: Надежда (1871 г.), Глафира (1873 г.), Мария (1876 г.), Николай(1878 г.) и Елизавета (1879 г.), которые из-за смерти отца в 1881 году оказались только на попечении матери. Старшей Надежде было 10 лет, а младшей - Елизавете - 2 года.

Остаться в 28 лет вдовой с пятью ребятами на руках при более чем скромном обеспечении - удел не из легких и не для слабых. Мария Васильевна, несмотря на имевшиеся предложения, замуж вторично не вышла, посвятила свою жизнь детям.

Жили в родовом имении - Углево, мать занималась хозяйством, а дети ей помогали. Мария Васильевна вела фермерское (как бы мы сказали сегодня) хозяйство. Несмотря на материальные трудности, смогла дать своим детям хорошее образование и выдать дочерей замуж.

Надежда окончила высшие Бестужевские курсы в С.-Петербурге и вышла замуж за Антона Антоновича Завиского, юриста, из польских шляхтичей. Глафира окончила женский медицинский институт в С.-Петербурге и вышла замуж за потомственного дворянина, горного инженера Михаила Федоровича Деларю. Мария также окончила женский медицинский институт в С.-Петербурге и вышла замуж 25 октября 1906 года за потомственного дворянина Дмитрия Аркадьевича Скульского, юриста. Венчание происходило в церкви при c.-петербургском приюте калек и паралитиков. Елизавета окончила костромскую женскую гимназию, а затем зубоврачебное училище перед русско-японской войной 1904-1905 годов.

В начале войны Елизавета уехала в действующую армию сестрой милосердия. Там она и познакомилась со своим будущим мужем, военным врачом Иваном Владимировичем Владимирским.

Единственный брат сестер Куломзиных - Николай Куломзин - окончил юридический факультет С.- Петербургского университета, нигде не служил, а занялся хозяйствованием в отошедшем ему по наследству имении Углево. Был избран почетным мировым судьей. Любил заниматься различными техническими усовершенствованиями, построил в Углеве мельницу, дававшую доход, то есть, по сути, также занимался фермерским хозяйством, которое, в отличие от нынешних времен, и в Нечерноземной зоне давало возможность прокормить себя и семью - жену Надежду Никтополевну, урожденную Королеву, и пятерых дочерей: Веру, Наталью, Марию, Надежду и Елену.

Возникает вопрос: как молодая, хрупкая, беззащитная женщина поставила на ноги четверых дочерей и сына?! Естественно, помогало государство. За заслуги мужа перед Отечеством вдове платили небольшую пенсию, на которую, однако, можно было достойно существовать. Образование в гимназии также было за казенный счет. Конечно, помогали и родные. Так, Павел Васильевич Исаков (одно время он был предводителем костромского дворянства) подарил  каждой из племянниц, имея и собственных детей, по 3 десятины пахотной земли и по 25 десятин береженого хвойного леса под Любимом.

Помогали Марии Васильевне ставить детей на ноги и с - петербургские Куломзины, опекая их в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Естественно, что и сами дети обладали достаточно хорошими способностями, трудолюбием и стойкостью характера. Девочки же были просто красавицами.

Настоящие беды начались после 1917-го.

Глафира Петровна с семьей - мужем, тремя детьми и матерью - вынуждена была покинуть Россию во время гражданской войны. После долгих мытарств обосновались в Югославии, где М.Ф. Деларю сумел получить место директора завода, а Глафира Петровна - место врача. В 1924 году там, в Югославии, скончалась Мария Васильевна, а в 1940 году-и Глафира Петровна.

Оставшимся же в СССР достались особые круги ада, но сестры стремились устоять и тогда, когда это было практически невозможно.

У Надежды Петровны после 1917 года арестовывали и сажали в тюрьму мужа и сына. Дочери болели и умирали, но Надежда Петровна держалась. Воспитывала внучку Надю, обслуживала себя, готовила еду, будучи совершенно слепой. Умерла она в Ярославле в 1962 году.

Марии Петровне, пережившей в свое время арест мужа в 1907 году (за подписание "Выборгского воззвания"), пришлось в 1930 году пережить его новый арест и ссылку, но теперь уже в Соловецкий лагерь, и другие малоприятные события, связанные со сменой власти и репрессиями. Фактически на плечах Марии Петровны после революции держалась вся семья, хотя и до революции Мария Петровна не сидела без дела. Она служила глазным врачом в Кацауровской глазной больнице, вела прием на дому и преподавала гигиену в Ионофановском женском училище и Мариинской гимназии Ярославля. После изгнания из Колычева Мария Петровна тем не менее на лето приезжала в родные места. В приезд 1935 года ее попросили провести обследование детдомовских ребят, живших в 5-6 км от города Любима. Для поездки выделили лошадь, запряженную в телегу. Мария Петровна в те годы страдала язвой желудка, и дорожная тряска привела к прободению и перитониту. Смерть наступила 18 июля 1935 года. Провожал ее в последний путь чуть ли не весь город Любим.

Елизавета Петровна из всех сестер имела наиболее спокойную старость. Ее муж, И.В. Владимирский, работал врачом-гинекологом в ярославской больнице. Начиная с 30-х годов заведовал новой гинекологической больницей и родильным домом. Был крупным специалистом в своем деле, неоднократно избирался в члены Ярославского горсовета. По его стопам пошли как младшая дочь Елена, так и внук Вася Троицкий.

Елизавета Петровна была окружена заботой и любовью близких, до глубокой старости принимала пациентов на дому. Вся московская и ленинградская родня ездила в Ярославль лечиться и консультироваться, доверяя неторопливым, внимательным провинциальным врачам. Скончалась Елизавета Петровна в кругу семьи в 1958 году.

До конца своих дней сестры Куломзины поддерживали, как могли, друг друга. Дружны были и двоюродные братья и сестры, помогая друг другу в трудную минуту.

В гербе Куломзиных нет девиза, однако мне кажется, что наш предок, мурза Куломза, завещал своим потомкам "никогда не сдаваться". Эти слова и были девизом сестер Куломзиных в самые трудные периоды их жизни.

Скульская Л.В. Служили лично государству // Уединенный пошехонец: литературно-краеведческое приложение к газете «Золотое кольцо». – 15 марта 2001 г. (о судьбе рода жены Д.А.Скульского – Марии Петровны Куломзиной)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован