Однажды известный русский писатель и фронтовик Виктор Астафьев в интервью с горечью произнес: “Ах, война, война... Болеть нам ею - не переболеть, вспоминать ее - не перевспоминать!” И сегодня, встречаясь с ветеранами войны, Героями Советского Союза, проживающими в нашем округе, частенько мысленно произносишь эти слова. Действительно, они до сих пор полны переживаний о тех суровых военных годах. И через многие десятилетия не могут забыть даже мельчайших подробностей из того, что им довелось испытать на фронте.
Герой Советского Союза Михаил Федорович Манакин - ныне генерал-лейтенант в отставке. Был заместителем командующего Московским военным округом по тылу. В начале беседы у нас с ним нашелся повод поговорить о каких-то военных событиях в послевоенное время. Поначалу разговор шел вяло. И как же вдруг встрепенулся Михаил Федорович, едва речь зашла о войне:
- Незадолго до ее начала я окончил в Калуге ФЗУ и был направлен работать на турбинный завод. До призыва в армию оставалось еще около года. И вдруг такое страшное известие - война! Сразу же пошел в военкомат и попросил отправить меня добровольцем. Просьбу выполнили. И уже вскоре в составе 32-го стрелкового полка отстаивал от врага родную калужскую землю.
Красноармеец Михаил Манакин в сорок первом прошел через многие нелегкие испытания. Особенно трудным был бой за село Попково под Сухиничами в Калужской области. Там противник, стянув значительные огневые средства, создал мощный укрепленный опорный пункт. Несколько раз поднимались пехотные подразделения 32-го полка в атаку, но сплошная стена огня заставляла их с потерями вернуться на исходные позиции.
- И вот среди огня и дыма капитан Кудояр поднял нашу роту в очередную атаку, - рассказывает Михаил Федорович. - Естественно, рванулся вперед и я. Нервы у всех были напряжены до предела. От злости сводило скулы. Словом, нас тогда уже ничто не могло остановить. Ворвались мы в немецкую траншею, схватились врукопашную и одержали победу.
Между тем командование полка обратило внимание, что в боях красноармеец Манакин обладает командирскими навыками. Весной сорок третьего года его направили на лейтенантские курсы, которые он окончил с отличием. После возвращения в родной полк был назначен командиром взвода автоматчиков. Участвовал в освобождении Орла, Чернигова, Любича. В конце сентября сорок третьего года 32-й полк получил приказ захватить плацдарм на западном берегу Днепра южнее Гомеля. Командир полка поручил провести важную фронтовую операцию подразделению лейтенанта Манакина.
- Там, на Днепре, не знаю, как сейчас, а тогда был песчаный остров, расположенный близко к противнику, - вспоминает Михаил Федорович. - На нем находилось хорошо вооруженное боевое охранение. Первым делом надо было овладеть островом. Наша артиллерия из-за отсутствия горючего в машинах застряла где-то на полпути к Днепру. Поэтому на задание мы отправились, имея каждый по две гранаты и по два диска к автомату да ножи. Переправлялись ночью под проливным дождем. Немцы накрыли наш десант мощным артиллерийским и минометным огнем. Вода в реке стала красной от крови. Но остров мы все равно захватили и удерживали сутки. Фашисты яростно атаковали. Несколько раз схватывались в рукопашной. Из восьмидесяти пяти десантников в живых осталось двенадцать. На вторые сутки к нам на подмогу высадился стрелковый батальон. Тогда уже удалось захватить плацдарм на западном берегу Днепра. Удерживали его до подхода основных сил...
12 ноября, в день рождения, Михаил Манакин получил “подарок” - был тяжело ранен осколком снаряда. Пришлось долго лечиться. Находясь в госпитале, увидел в газете “Правда” список солдат и офицеров, представленных к званию Героя Советского Союза. Среди них было напечатано и его имя.
После выздоровления Михаил Федорович Манакин вернулся в свой полк. Войну закончил в окрестностях Берлина на Эльбе, где состоялась известная встреча наших и американских войск.
Недавно ему исполнилось восемьдесят лет. Наша газета поздравляет его с юбилеем и желает крепкого здоровья!
Владимир ХОРЕВ
18 февраля 2005 г
http://uzao.mos.ru/