18 января 2000
2229

Слово без веры, как и вера без дел, мертво есть

Буквально на днях, в Новосибирске, в издательстве Сибирского отделения Российской Академии наук вышло третье, дополненное издание книги известного красноярского ученого, заведующего кафедрой философии аэрокосмического университета Н.М. Чуринова "Совершенство и свобода". По сравнению с первым изданием 2001 года объем книги увеличился почти вдвое: значительно расширен раздел "Индивидуалистский и коллективистский типы общества" и введен новый - "Технология и тектология"...
Для давних читателей "Красноярской газеты" все это небезынтересно хотя бы потому, что история создания данного труда неразрывно связана с газетой: именно на ее страницах еще в 1997-98 гг. появились философские очерки Н.Чуринова, которые и легли в основу "Совершенства и свободы".



В ЖИЗНИ УЧЁНОГО, заметил в свое время В.О. Ключевский, "главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли".

Не знаю, как насчет мыслей, - может быть, они и часто посещают головы местных обществоведов, делая их личную жизнь богатой событиями, - но в отношении книг видно невооруженным взглядом, что дело туго. Обычная продукция наших ученых - тощие и бледные на внешний вид малотиражные монографии, привлекающие к себе внимания немногим больше, чем заурядные авторефераты кандидатских диссертаций.
Есть, правда, и другая крайность: в погоне за славой и деньгами не гнушаются некоторые дипломированные "историки" и "философы" выпускать пухлые томики в ярких переплетах, наполненные привлекающими праздно-любопытных обывателей рассказами о том, чего не было... У подобного рода "писателей", действительно, все настолько "кошерно и гламурно" (по удачному выражению выдающегося своим острословием корреспондента "КГ" Алексея Осадчего), что хоть каждый день их по телевизору показывай...

На этом противоречивом фоне появление новой книги Н.М. Чуринова настоящий ФАКТ, причем не только его собственной биографии, а красноярской науки в целом. Ибо без преувеличения можно заявить: такого труда давно уже (лет тридцать, как минимум) наши обществоведы не видели.

Отнюдь не являясь безусловным апологетом Н.Чуринова (в моих статьях о нем всегда была и критика, и даже выпады, не совсем совместимые с правилами приличия), я, тем не менее, всегда отдавал и отдаю должное той энергии, целеустремленности и самоотверженности, с которыми он следует выбранному им пути. Путь же этот обусловлен состоянием страны и отечественной науки.

"Жизнь России последнего десятилетия, - пишет Чуринов, - может быть определена как жизнь идеологически разоруженного общества" (с.686). Произошло же это потому, считает ученый, что "советское обществоведение...благодаря марксизму оторвалось от национальных корней" (с.13).

Не сумев дать правильные ответы на актуальные вопросы современности (Чуринов допускает возможность сознательного саботажа: "Можно предположить, что хозяева советской идеологии, "пламенные марксисты", исподволь готовили интеллектуальную парализацизию руководства СССР", с.20), российские обществоведы обрекли себя на роль заурядных учеников обанкротившегося в глобальном масштабе западного проекта науки. И это в то время, когда у нас, по мнению Чуринова, "есть все основания считать" себя наследниками великой древней традиции философствования, не только адекватной нашему собственному национальному мироощущению, но и являющейся СПАСИТЕЛЬНОЙ для всей земной цивилизации.

Своеобразный код западного философского и научного схемотворчества, зашедшего сейчас в тупик, по Чуринову, - это понятие "свобода". Соответственно, понятие "совершенство" предстает как "аналогичный западному код отечественного теоретического творчества" (с.16).

"...Необходимо глубокое знание своего и чужого, забота об обретении и наращивании сил для отторжения чужого"; "первой нашей победой должна стать...победа теоретическая и идеологическая", - призывает Н.М. Чуринов (с.5, 20).
И между прочим, не только призывает. Проблемы становления русской национальной идеологии находятся в центре внимания основанного Чуриновым в 2002 году и с тех пор регулярно выходящего научного журнала "Теория и история". Успешно действуют руководимые им диссертационные советы: за десять лет более 200 защит, и ни одной, как говорится, рекламации - утверждены ВАКом все (это и раньше, и теперь - большая редкость).
Лично Чуриновым подготовлено 25 кандидатов и докторов наук. Среди последних: А.Свитин - специалист по информационной химии; В.Калашников - историк, философски обобщивший опыт устойчивого развития Византии и Древней Руси; младший коллега Николая Мефодьевича Н.Князев, который довел до уровня докторской диссертации выдвинутую Чуриновым идею двух проектов науки...
При всей разности интересов этих ученых их объединяет то, что в главном они - "чуриновцы", то есть исповедуют веру своего руководителя в могущество основанного славянофилами "современного отечественного социально-философского диалектического теоретизирования" и разделяют его уверенность в торжество русской идеи - идеи соборности, воспроизводимой, в том числе, и как идеи воссоединения славянских народов: русских, украинцев и белорусов (См.: с.19, 684-5).
На подходе еще не один, наверное, десяток будущих кандидатов и докторов наук - формально из той же "когорты". Не в первый раз выражу сомнения в глубокой преданности всех их идеям Учителя (См., напр.: "Не игра ума, но боль сердца"; "КГ", 8.10.04 г.). Безусловно, кто-то предаст, отречется... Но от кого не отрекались?!
Собираясь в дальнюю и трудную дорогу, не надо бояться растерять временных, трусливых и слабосильных попутчиков. Важно знать, куда и зачем идешь. Вот тогда, обязательно, потеряв одних, приобретешь других: они будут умнее, смелее и сильнее прежних... И продолжат твой путь...
***
"Еще во времена Платона философы понимали свое предназначение как своего рода помощь в кризисных ситуациях", - привел Н.Чуринов слова Г.Рормозера.
Сам Николай Мефодьевич действует именно по этому образцу. Ведь книга его не просто посвящена президенту Белоруссии А.Г. Лукашенко: она "задумывалась, - откровенно признается Чуринов, - как посильная помощь русского человека в его подвижнических делах, сопоставимых с делами святого Александра Невского" (с.682).
Так свое главное оружие, СЛОВО, ученый-философ ставит на службу ДЕЛУ политика. Слово здесь сочетается с ВЕРОЙ, без которой оно мертво. Ученый же, - как и писатель, поэт или журналист, - без Веры пуст, хотя и шумлив, будто погремушка. Лишь Вера наполняет действительным содержанием его деятельность, которая выражается, прежде всего, в Слове.
Может быть, Вера, Надежда (и Мечта!) русского человека Николая Мефодьевича Чуринова на белоруса Александра Григорьевича Лукашенко и заблуждение (политика куда менее прогнозируема, чем наука), но оно продиктовано благородными целями. А, право же, лучше искренне и высоко заблуждаться, чем жить лживо и низменно.

Михаил Ненин.

http://krsgz.narod.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован