Когда ряд авторитетных членов Общественной палаты предложил чиновникам использовать в своих выступлениях "рубль" вместо "доллара" или "евро", а цены в стране устанавливать не в у.е., а тоже в рублях, это вызвало настоящую бурю эмоций и возмущения. Трудно вспомнить какой-либо другой шаг Общественной палаты, встретивший столь резкое противодействие. Кто только не оттоптался в прессе, особенно в либеральной, по поводу посконности, местечковости, кондового патриотизма, экономической безграмотности и т.п. Более того, эта "рублевая" инициатива, оформленная в виде законопроекта в Госдуме, натолкнулась на отрицательное заключение правительства. В кабинетах нашей исполнительной власти упрямо считают бюджет в долларах, потом переводят в рубли, а все валюты из корзины СКВ по-прежнему упоминаются в речах самых высокопоставленных государственных деятелей далеко не только тогда, когда их упоминание абсолютно оправдано (внешний долг, золотовалютные резервы). В чем суть дела, и кто здесь прав?
Привычка считать в долларах и у.е. появилась в те достопамятные времена начала 1990-х, когда рубль по праву назывался деревянным, а инфляция измерялась тысячами процентов. Покупатели не успевали не только за ценами, но даже за их подсчетом в ежедневно дешевевшей нацвалюте, продавцы - не успевали менять ценники, а правительство - пересчитывать бюджет. Отсюда - у.е. Такое случалось не только в России, но и в ряде развивающихся стран, переживавших периоды хозяйственной разрухи и гиперинфляции. Подсчеты в долларах - всегда свидетельство крайней слабости экономики и комплекса национальной неполноценности, прежде всего, в отношении собственной валюты.
В стабильных и развитых странах никому не придет в голову считать цены, бюджет и экономические показатели в валютах других государств. Американского политика, оперирующего евро или йенами, сочтут ненормальным (никто просто не поймет, о чем это он?) и непатриотичным, после чего он на ближайших же выборах перестанет быть политиком. То же произойдет с французскими или немецкими политиками, рассуждающими в долларах или рублях. В английских газетах доллары упоминаются лишь тогда, когда речь идет об американской экономике, но при этом сразу же в скобках переводятся в фунты и евро.
Увы, у наших политиков с гайдаровских времен мозги устроены иначе. И это не так безобидно.
Не только потому, что является признаком национальной ущербности, свидетельством ориентированного вовне сознания. Не только потому, что это запутывает рядовых граждан, подавляющее большинство которых считают в рублях и воспринимают оперирующих долларами членов правительства как инопланетян. Не менее серьезно - люди несут прямые убытки.
Многие магазины и предприятия сферы услуг держат цены в у.е. ("почему правительству можно, а нам нельзя?"). Поскольку рубль в последнее время заметно укрепляется по отношению к остальным валютам, людям приходится платить гораздо больше - уже далеко не деревянных - рублей.
Не секрет, что многие работодатели ("почему правительству можно, а нам нельзя?") номинируют зарплату сотрудникам в долларах. А доллар-то падает... Работодателю хорошо, но работникам - наоборот.
Есть у проблемы и макроэкономический аспект. Приученное к доллару население в нем и держало сбережения. Доллары дешевеют, люди усиленно начали от них избавляться. Значит, Центробанк вынужден их в ускоренном темпе покупать, эмитируя для этого дополнительные рубли, что может обернуться для нас ростом инфляции.
Переход на рублевую экономику и рублевое мышление абсолютно необходим для превращения рубля в настоящую, свободно конвертируемую, валюту. Это нужно не только для того, чтобы россияне могли спокойно ехать с рублями в любую страну и там менять нашу валюту на местную, что само по себе неплохо. Без конвертируемости рубля и превращения его в одну из мировых резервных валют не может быть полноценного вхождения России в клуб действительно великих держав, выполняющих функции головного мозга планеты.
Нас можно поздравить: с 1 июля - рубль становится конвертируемым. В четверг окончательное решение об этом приняло правительство, следуя указаниям Владимира Путина. Но рубль конвертируем только с точки зрения внутреннего законодательства. Теперь нужно, чтобы таковым его признали в остальном мире. Автоматом этого не произойдет, многое зависит от нас самих.
Не надо самим унижать собственную валюту. Поэтому-то Государственная Дума приняла сторону скорее Общественной палаты, чем правительства, рассматривая поправки к законам "О правительстве РФ" и "О защите прав потребителей".
И последнее. Недавно в Нью-Йорке я беседовал с одним из руководителей крупнейшей инвестиционной компании, которая в тот момент выводила деньги с падающих фондовых рынков развивающихся стран. Я его спросил:
- Хорошо, вы акции продаете, а во что вкладываете вырученные средства?
- В рубли, - не задумываясь, ответил банкир. - Едва ли не самая надежная валюта в мире, стабильнее доллара или евро.
Вот так. От комплексов пора избавляться.
http://www.oprf.ru/