14 августа 2008
4070

Случай с Дмитрием Медведевым

100 дней для крупного политического деятеля, занявшего кабинет, где принимаются важнейшие государственные решения, - установленный традицией рубеж, первый промежуточный финиш, на котором принято подводить начальные итоги, позволяющие заглянуть в будущее - уже не на сто дней, а на тысячу.

Случай с Дмитрием Медведевым получился особый. Из ста дней, прошедших после инаугурации на президентскую должность, пять дней (даже пять суток, судя по его усталому лицу) "понуждения к миру" заметно выпадают из его изначальных установок и планов, из его стилистики и расчетов.

С чем же он пришел на главный государственный пост? Чего ждал от новой работы?

До 8 августа он отвечал на эти вопросы то короткими репликами в стиле политического слогана ("свобода лучше несвободы"), то более развернутыми фразами ("надо перестать кошмарить бизнес"), но ни разу пока - в виде программных заявлений, сопровождающихся активными и, главное, заметными по результатам шагами. Так что не будь даже этих четырех дней, сделанное (а больше - сказанное) за остальные 96 никак не прояснили бы полный набор намерений нового президента.

В наследство Медведев получил не только красивые атрибуты и громкие титулы (кроме президентства еще и должность Верховного Главнокомандующего, которая помимо, думаю, его воли из царственно-декоративной в одночасье превратилась в реальную), но и отстроенную предшественником систему функционирования власти, где все кадровые клеточки практически были уже заполнены. Причем заполнены теми, с кем Медведев работал и сотрудничал, когда и сам был такой "клеточкой".

Безусловно, наивными выглядели в подобных обстоятельствах довольно быстро выплеснувшиеся то ли надежды, то ли даже требования некоей "оттепели". И соответственно расчеты на то, что она наступит "здесь и сейчас", что 100 дней президентства станут чуть ли не 100 днями диссидентства. Медведев намеревался, как сейчас говорят, "играть вдолгую", перебираясь к своим целям (правда, до конца не сформулированным) мелкими шажками, опасаясь - не без оснований - подножек.

Справедливости ради надо сказать, что президент взвалил на себя две-три крупные ноши: привести в адекватное состояние судебную систему, которая из самостоятельной ветви власти превратилась в отросток исполнительной, извести коррупцию, причем довести эту борьбу до тех уровней чиновничества, где привыкли уже не подчиняться, а подчинять себе, и заодно поменять кадровую политику, о которой лучше самого Медведева не скажешь: "Очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности, к сожалению, бывает и такое, и - это наиболее отвратительная ситуация - просто за деньги, то есть должности продаются".

Понятно, что подобного рода масштабные задачи президент должен был поставить, но содержательных ниш, "пустот" оказалось не так уж много. И теперь вопрос (вернее, проблема) в том, подъемны ли эти ноши. Тем более что по сути все три проекта сводятся к одному - замене людей. А где взять новых, если кадровые ресурсы Медведева пока ограничены тем кругом лиц, с которыми он работал, будучи руководителем президентской администрации и первым вице-премьером? Как преодолеть неизбежное сопротивление старых, в руках которых к тому же немалая доля административных ресурсов? При всей сакральности верховной власти в России правитель вынужден учитывать, а то и потрафлять интересам тех, кто окружает трон.

Собственно говоря, Медведев, будучи выходцем из этого окружения, и сам понимает, насколько все это трудно. Откуда твердое знание, которым он поделился на одной из встреч: "Между сигналом сверху и действиями у нас иногда проходят годы. Чтобы сигнал не утонул - это самое сложное". А "спасательный круг", добавлю я, повторив сказанное выше, только один - обновление кадрового состава, на что у президента пока не хватает ресурсов. И получалось (до 8 августа), что самый главный и верный его союзник - время.

Компенсировать относительную медлительность, вызванную объективными обстоятельствами (см. выше), Медведев попытался на внешнеполитической стезе. И добился определенных успехов, частично сняв напряженность в отношениях с Западом и попытавшись, применив новый, более миролюбивый стиль общения, найти компромиссные решения по самым острым разногласиям с ним - ПРО, вступление Грузии и Украины в НАТО.

Повторю, все это - успехи или наметки будущих достижений, о которых можно было говорить до 8 августа. События в Южной Осетии поменяли всю начальную диспозицию.

Похоже, Медведеву теперь должен изменить тот самый его союзник (бывший?), имя которому - время. Оно заметно сжалось, вынуждая президента, как мне кажется, принимать более радикальные решения.

Другое дело, в какую сторону будут направлены эти решения. На первый взгляд, ставшее почти что уже классическим противостояние между "либеральным" и "силовым" вариантами развития страны должно разрешиться в пользу второго. Собственно говоря, к этому разными способами понуждали Медведева сторонники этого варианта.

В то же время президент, впервые поставленный в ситуацию, когда в выборе между плохим и очень плохим пришлось отдать приказ о начале военной операции, проявил ту жесткость, без которой невозможны все другие его начинания. Из человека, занимающего президентскую должность, он в одночасье превратился в действующего главу государства.

Перед ним теперь - серьезнейшие практические проблемы, которые надо будет устранять с той же решительностью, как грузинские установки "Град".

Войну легко начать, но куда труднее закончить. Значит, предстоят трудные поиски путей к миру на всем постсоветском пространстве, поскольку свои выводы и уроки из событий в Южной Осетии, безусловно, извлекут не только Россия и Грузия. Понятно, скажем, что шансы Украины на вступление в НАТО теперь заметно возросли, и это придется учитывать Москве и в военной, и в дипломатической сферах. К тому же надо будет по-новому, с учетом изменившейся международной конъюнктуры, выстраивать отношения с внешним миром, где Россия уже почти 20 лет ищет, но никак пока не может найти свое место.

Нетрудно предположить, что события последних дней так или иначе скажутся и на внутренней политике. Какими бы невыполнимыми ни казались заявленные Медведевым реформы, одно их упоминание нервирует и заставляет суетиться тех, кого могут задеть перемены. Они, конечно же, рассчитывают на то, что любая военная операция, кем бы она ни задумывалась и ни планировалась, превращает в заложника человека, отдающего приказ стрелять. Но президент не только отдал такой приказ, но и достаточно быстро перешел к установлению мира, словно говоря оппонентам: теперь пришло время разобраться с нашими внутренними делами.

Если это так, то пять августовских дней стоят всех остальных.

Виталий Дымарский, журналист

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4728 от 14 августа 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован