Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
19 июля 2022
743

СЛУЧАЙНЫЕ ВСТРЕЧИ С КРУПНЫМИ ХИЩНИКАМИ В СИХОТЭ-АЛИНЬСКОЙ ГОРНОЙ ТАЙГЕ

(из собственного опыта горно-таёжных маршрутов)

D:\ЭКСПЕДИЦИИ\2016 г\г. Голая. Ждаур Гобилли\видио и фото\Горная тайга.JPG

 

Редко удаётся избежать встреч с крупными хищниками или не попасть в поле их зрения, неделями путешествуя по горно-таёжным дебрям амуро-уссурийской тайги в одиночку. Но даже и кратковременные походы «выходного дня» или двух-пятидневные экспедиции не гарантируют безопасности для неопытного путешественника.

Обычно в свои многодневные исследовательские путешествия, экспедиции и тематические экскурсии я не приглашаю спутников. Одиночные маршруты, это, конечно, только для опытных профессионалов. Однако и в этом случае даже опытный таёжник может попасть в совершенно курьёзную, невероятную непредвиденную ситуацию, не описанную ни в одном пособии по технике безопасного прохождения маршрутов, когда может спасти только хладнокровие и выдержка. Причём это касается не только встречи с хищниками, достаточно и иных неожиданностей. 

Медведь – обычный хищник в тайге, с которым нередки встречи, наряду с дикими кабанами, которые тоже могут быть опасными при неправильном поведении человека. Оказавшись в непосредственной близости от человека, медведь громко, злобно ревёт. Обычно он при этом старается скрыться. Но в каждом случае исход встречи зависит от грамотной реакции человека. Медведь умное и коварное животное, с ним надо быть начеку. Как и люди, медведи отличаются по своему психологическому типу, что влечёт непредсказуемость их поведения. Например, поведение медведей, мигрировавших в 2018 году в бассейн реки Урми из северных отрогов хребта Станового в связи с лесными пожарами, было весьма предупредительным. Пришлые рычали при приближении человека, но не злобно. Такого нашествия раньше не наблюдалось. К моему удивлению, в каждом распадке меня встречало по медведю. Многое зависит от времени года, от территории постоянного обитания, от наличия рядом медвежат, которых можно не заметить в подлеске, от того, насколько медведь голоден или когда он поедает убитое животное, или сам ранен человеком; когда медведь отдыхает рядом с таёжной тропой или залёг в засаду… Всего трудно перечислить.

Однако существуют общие правила, известные каждому таёжнику. Все звери стараются избегать встречи с человеком. Медведь тоже либо боится человека, как потенциально опасного, либо не видит в нём конкурента, что бывает, например, на ягодниках брусники осенью, когда пищи всем достаточно. Случайно оказавшись вблизи от такого зверя, надо не спеша, без криков и иного шума отойти от зверя за пределы видимости. Не следует предпринимать попытки прогнать медведя, безопаснее удалиться самому. Поведение медведя меняется, если на мари собирает ягоду группа людей. В этом случае он встаёт на задние лапы, чтобы оценить ситуацию и, когда человек закричит и постучит в котелок, медведь уходит. Однако важно, на каком расстоянии вы вспугнули медведя. Случаи нападения медведей на одиночных ягодников известны, но неинформативны и не документированы, поэтому трудно назвать причины, которые, скорее всего, были связаны с неграмотным поведением людей. К тому же реакция медведей в уссурийской тайге весьма отличается от их реакции, например, в горной тайге Комсомольского района и севернее, да и внешне они разные: среди медведей развит полиморфизм.

Медведь обязательно обозначит своё присутствие рычанием, если учует поблизости человека, даже если его не видно сквозь листву. В этом случае надо что-то негромко сказать, медведь обязательно остановится, после чего я обычно поджигаю пару-тройку самых маленьких петард размером 4 мм. х 3 см. Резкого звука достаточно, чтобы медведь покинул это место. Если в руках ружьё, достаточно щёлкнуть замком. Вообще слабый металлический звук обращает медведя в бегство и останавливает кабана-секача, бегущего на вас. Испытав в деле однажды действие таких петард, я уже несколько лет не буру в тайгу ружьё. Но, вообще говоря, не рекомендую  отправляться в тайгу без огнестрельного оружия. При прохождении горно-таёжного маршрута исследователь обязательно должен иметь хотя бы одноствольное охотничье ружьё двенадцатого калибра. Чрезвычайно редкий случай встречи с подлинным медведем-людоедом не оставит шансов вам, безоружному. 

Известный мне достоверный, документированный случай нападения на геологов медведя-людоеда на Джугджурском хребте произошёл 23 августа 1991 года (ведомственная газета «Дальневосточный геолог»). Молодым геологам не выдали оружие, хотя в любом случае шансов у них было мало. В этом случае, отправившиеся по следу охотники, только двенадцатым(!) выстрелом в убойные места положил зверя, такой он был огромный. Весьма судьбоносная роль в этом случае выпала зверовой собаке, которая, преследовала медведя, таскающего в зубах, как мышонка, одного из геологов (впоследствии выздоровевшего), и лаем обнаруживала его местонахождение. (А. Мурашев. Теория и практика путешествий. Быт отшельника. – Хабаровск: ДВНАН. – 2004. – 278 с.) 

Но собака сама иногда может стать причиной агрессии медведя. Особенно, когда она пытается атаковать медвежонка вблизи табора промысловиков. Выбежавшая на подмогу  медведица первым делом расправилась с безалаберными наблюдателями, фотографирующими этот процесс. Оба человека были растерзаны.

Однажды выстрелом мы подняли находящуюся вблизи медведицу. Мы, вдвоём с егерем, подошли к ней на расстояние в несколько шагов, а она только приглушенно предупредительно рявкнула, после чего мы, конечно, медленно отошли к своей добыче и стали её разделывать, изредка поглядывая на зверя. Она достаточно долго так стояла, к нашему недоумению, наблюдая. Впоследствии выяснилось, от выстрела медвежата разбежались и залезли на деревья, а медведица, убедившись, что мы не представляем угрозы медвежатам, удалилась. Вслед за ней «посыпались» с деревьев и два медвежонка, первоначально не замеченные нами среди листвы. В этом случае медведица продемонстрировала понимание  меры угрозы.

Весьма, может быть, опасно возвращаться в тайге к своему ночлегу за какой-нибудь забытой вещью. На всякий случай надо пошуметь, потому что, наблюдавший за вами медведь, может из любопытства обследовать оставленное вами кострище в надежде чем-либо поживиться. А это уже «его территория», которую он станет охранять от «конкурента». С такими же предосторожностями следует подходить к вашей охотничьей добыче, оставленной на время. Вблизи солонца также желательно пошуметь. 

На близость солонца указывают хоженые частые звериные тропки, сходящиеся к одному участку. Если при этом слышно карканье ворон, значит, на солонце медведь прикопал добычу. Обычно я предусмотрительно обхожу такие места, но случается, нет возможности обойти медведя с добычей. С такой ситуацией столкнулась в этом году группа исследователей ХКО РГО и Амурского казачьего войска, обследовавшая уникальную горную систему в Ульчском районе Хабаровского края. Они намеревались по узкому хребту перейти к следующей горной вершине, но им помешал крупный медведь пожирающий тушу добытого им сохатого. Обойти его не было возможности: справа ущелье истоков реки Хенмый, а слева – крутой спуск в бассейн реки Яй.  Пугать медведя рядом с его добычей они не стали, чтобы не стать «завтраком из туриста». Пришлось им заночевать в неудобном месте на склоне. За ночь медведь перетащил тушу подальше от «конкурентов» и спрятал, а группа спокойно прошла своим маршрутом.

В некоторых случаях медведь проявляет сложную психическую организацию, свидетельствующую о наличии предметного мышления. Оставаясь безжалостным хищником, он вместе с тем снисходительно относится к шалостям «детёнышей человека». Может быть, это индивидуальная особенность? Некоторые охотничьи зверовые собаки, например, тоже самозабвенно играют с детьми, а другие - нападают. 

Мне пришлось быть свидетелем такого случая. Километрах в пяти от поселения навстречу подошла трясущаяся от страха путевая обходчица по узкоколейной железной дороге (в настоящее время таких лесовозных дорог уже, наверное, нет). Она рассказала, что ребятишки младшего школьного возраста обнаружили в кустах на речке медведя и стали кидать в него камнями, как это всегда бывает, с ребячьим писком, визгом  и воплями. Медведь только глухо рявкал, не демонстрируя агрессии. Когда обходчица стала спускаться к речке, чтобы умыться, ребятишки предупредили: «Тётя, не ходите туда, там медведь!» И действительно, медведь поднялся на задние лапы, чем и напугал женщину. Со словами: «Миша, Миша…» она ретировалась к насыпи. Впоследствии ей казалось, что медведь сопровождает её, хотя со стороны, куда она указывала, более чем на километр было открытое пространство.

В другой раз я потревожил медведя, примостившегося на обочине заброшенного зимника шагах в трёх от меня. Он приподнялся и злобно взревел. Приостановившись и взглянув на него, я, медленнее, чем обычно, приостанавливаясь, чтобы достать петарды и зажигалку, продолжал путь. Тогда мне ещё не приходилось так близко подходить к медведю. Чтобы палка, служащая мне опорой при ходьбе, не мешала, я взял её подмышку. Стоило только щёлкнуть зажигалкой, как медведь вскочил и с рычанием бросился вперёд по обочине, поглядывая в мою сторону. Явно он пытался меня прогнать и сворачивать в тайгу не намеревался. Я щёлкал зажигалкой несколько раз, прежде чем она воспламенилась, и можно было поджечь петарду. Когда, наконец, петарда сработала, медведь с рёвом бросился в сторону. Что помешало медведю напасть на человека, который так демонстративно игнорировал его угрозы? Природа наградила медведя наблюдательностью. Прежде всего, он отмечает всё необычное, не следует это недооценивать. Палка в руках человека или даже подмышкой, кажется, пустяк, но даже такой «пустяк» уже озадачит медведя и поможет выиграть время. Вспомним реакцию ворон. Они не подлетят близко к человеку с палкой. Мне пришлось в этом не раз убеждаться.

Кстати, отпугивающие средства (петарды) надо бросать вперёд, а не в сторону открыто приближающегося медведя. При его приближении вообще недопустимо размахивать руками. Достаточно подробная информация изложена в книге Крюкова В. и Мурашева А. «Готовимся к походам. Теория и практика обеспечения безопасности». (Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Хабаровск: РИА «Юпитер», 2018. – 380 с.; ил.) 

Трудно убедить человека сохранять спокойствие и даже рассудок, никогда не встречавшегося с медведем в условиях его обитания, наслушавшегося различных страшилок про медведей-людоедов. Как ясно из приведённого примера, это чрезвычайно редкое явление. Но недооценивать опасность хищника тоже недопустимо. Поэтому, прежде чем отправиться в горно-таёжный поход, следует основательно изучить правила безопасного поведения при встрече с крупными хищниками. Однако всегда главным принципами являются спокойствие, хладнокровие, опыт и смекалка. 

Неожиданная встреча с медведем может произойти в любой лесистой местности, поэтому средства отпугивания всегда должны быть наготове, в непосредственной близости, чтобы можно было их быстро извлечь. Даже когда человек расположился у костра на бивуаке, средства отпугивания должны быть при нём в легко извлекаемом состоянии, потому что медведь может находиться невдалеке и не выдавать своего присутствия, пока человек, обследуя окрестности «налегке», не приблизится к его лёжке. Однако не во всякой кажущейся опасной ситуации необходимо включать средства отпугивания. Достаточно спокойно отойти от зверей за ближайшее дерево и что-то спокойно сказать, неважно что. Если же на вас с рёвом бежит дикий кабан-секач, то в этом случае и говорить ничего не надо. Просто станьте за дерево и хотя бы щёлкните зажигалкой. Убегать бессмысленно. Надо понимать, что кабан не нападает, а демонстрирует нападение, а бегство человека вполне может спровоцировать нападение. Причём, даже раненый кабан, поднятый вами с лёжки, при нападении остановится от металлического звука. В такой ситуации я оказывался всего один раз, тем не менее, судя по поведению здоровых зверей при встрече с ними, можно предположить, что такое поведение характерно для всех особей.

Крупные секачи обязательно обозначат своё присутствие рёвом, но огромные особи среди них большая редкость. Мне посчастливилось на Уликанском хребте левобережья реки Урми встретить такое огромное чудовище, которое с диким рёвом пронеслось мимо шагах в десяти. Как впоследствии объяснили охотники, это известная достопримечательность местной фауны, которая уже лет пять обитает в горах, потому что на него никто не охотится из-за возраста и несъедобности. Конечно, хотелось бы такие моменты фиксировать видеокамерой, но они обычно неожиданные да и опасные. Здесь выбора нет: либо человек станет трупом с видеокамерой, либо спокойно унесёт ноги.

Совершенно непредвиденная и неожиданная встреча произошла с медведями во время их спаривания в конце мая, когда у них начинается гон. Отправляясь на обследование одного из деградирующих поселений, я даже не хотел брать никаких отпугивающих средств, только по привычке всё-таки положил в чехол с видеокамерой петарды и зажигалку. Местность, представляющая овражную сеть, заросшую широколиственным лесом, казалось, ну никак не отвечает условиям обитания хищников. Это было ошибочное мнение. Я чуть было нос к носу не столкнулся со спаривающимися медведями, не замеченными мной в подлеске. Первой с рёвом выскочила весьма крупная медведица и запрыгнула на ближайший ствол дуба, обхватив его лапами и поглядывая на меня. Я уже намеревался отойти в сторону, как из кустов ко мне направился медведь раза в четыре крупнее самки. Это был, вероятно, старый самец экзотической внешности с всклокоченной шерстью с необычными желтоватыми космами, подслеповатыми глазами, огромной головой с тупой мордой. Нас разделяло несколько шагов. Он шёл медленно, но целенаправленно. Конечно, разглядывать его дольше было, наверное, безрассудно, поэтому я поступил, как обычно. Развернувшись, отошёл от него и стал за ближайшее дерево, чтобы достать петарды и зажигалку. В это время самка спрыгнула со ствола и, рыча, умчалась прочь, а медведь, немного помедлив, направился следом. Петарды я достал быстро из нагрудного кармана, а вот зажигалка была в другом кармане, перетянутом ремнём от видеокамеры. Негромко ругая себя за такую оплошность, наконец, достал зажигалку. Но необходимость в ней отпала сама собой. Оказалось, в этой ситуации надо было просто отойти от зверей без какого-либо шума. Они были полностью поглощены общением, а я, по-видимому, никак не соответствовал представлению о конкуренте, поэтому медведь, подумав, проигнорировал этот живой предмет.

Иначе ведёт себя тигр – другой хищник амуро-уссурийской тайги. Увидеть его в естественной среде практически невозможно, если специально не выслеживать. Тигр почует человека и постарается наблюдать за ним издали, оставаясь незамеченным. Только собака может выдать его присутствие рядом. Маскируются хищники превосходно. Следы тигров встречаются в тайге повсеместно. Обычно места их обитания приурочены к местам обитания кабанов или иных копытных. Обитают они также на левобережье Амура, на территории ЕАО, в Кур-Урмийском бассейне, следы их встречаются по всему Сихотэ-Алиню. В северной части Сихотэ-Алиня мне попадались следы наиболее крупных тигров, куда они приходят за крупной и более лёгкой добычей. Здесь обитают в основном изюбры и сохатые, которых тигру легко догнать в заваленной буреломом и ветровалом северной тайге. 

В местах обитания тигров следует тоже соблюдать известные правила поведения. Конечно, важно так же не поворачиваться спиной к зверю на близком расстоянии и не бежать. В ночное время, отходя от палатки или кострища, не приближаться к опушке леса. Для тигра это лёгкая добыча. Неспровоцированное нападение тигра на человека случается крайне редко. Людоедами обычно становятся раненые человеком особи. В местах обитания тигр метит деревья, оставляя задиры от когтей на стволах. Крупный медведь оставляет задиры на высоте до трёх метров и даже несколько выше, но такие гиганты встречаются чрезвычайно редко. Мне удалось в разное время наблюдать только два случая. По-видимому, на таких тоже никто не охотится.

Несмотря на обширную информацию просветительского характера по соблюдению безопасного поведения в тайге, ежегодно появляются сообщения в СМИ о жертвах среди грибников и ягодников при встрече с медведями. Следовательно, недостаточно усилий общественников и журналистов для информирования населения. По-видимому, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству по туризму следует заниматься не только ликвидацией чрезвычайных ситуаций и рекламой, в чём их упрекнуть невозможно, но и просветительской работой с населением по вопросам безопасного поведения на природе. Некоторые передачи по телевиденью, например, создают у людей ошибочное представление о характере хищников, и люди не ощущают опасности, пытаясь покормить «забавного медвежонка», сфотографировать с недопустимо близкого расстояния его заботливую «добрую маму» и тому подобное. Описанные мной случаи со счастливым исходом свидетельствуют лишь о том, что при грамотном поведении можно избежать нападения хищников, казалось бы, в самых опасных ситуациях. С другой стороны, находиться и путешествовать в дикой природе неопытному человеку в одиночку смертельно опасно. Не пытайтесь повторять такие «трюки». Об этом предупреждают и каскадёры, демонстрирующие своё искусство. Но, к сожалению, самоуверенность и легкомыслие некоторых подводит к трагедии. Например, в Хабаровске молодой человек, начитавшись литературы о таёжных походах, решил потренироваться и переночевать зимой у костра в городском лесном массиве. Он не учёл один «пустяк», а на самом деле важное предупреждение: даже в тайге не все места годятся не только для зимней, но и для ночёвки в иное время года, и не все сухостойные деревья годятся для костра. Важно чтобы рядом были сухостойные деревья с отставшей корой, годящиеся не просто для костра, а для большого ночного костра из стволов – нодьи. Иначе, как в описываемом случае, можно не проснуться. Но это уже другая тема, не менее важная.

 

D:\ЭКСПЕДИЦИИ\2019 г\06.09.19. Доставка баннера АКВ\Фото 2\DSC00830.JPG

 

Вид моего ночлега в позднеосенний период

 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован