Говорят, бывших контрразведчиков не бывает. "Скоро узнаю на собственном примере", - отвечает на это начальник УФСБ по Хакасии Александр ЩУКИН. В общей сложности службе им было отдано 35 лет, семь из которых он руководил хакасским управлением. В июне его работа в органах госбезопасности заканчивается. Специфика ее такова, что далеко не все, сделанное для региона и России в целом, станет достоянием гласности. Однако главная задача выполнена: Хакасия считается одним из самых спокойных в социальном плане регионов. О том, как этого удалось достичь, и пойдет наш разговор.
Время для итогов
- Вы руководите УФСБ по Хакасии вот уже семь лет. Хотелось бы узнать, изменилось ли на ваш взгляд, место и роль Управления за прошедшее время?
- Безусловно, все меняется, поскольку таково свойство нашей жизни. Остановка вредна, если речь идет о жизни человека или организации. Даже если речь идет о стабильном периоде, нужно воспринимать его не как застой, а как время стабильного развития. Именно в процессе развития мы и находились на протяжении последних семи лет. Мы ведь должны реагировать в соответствии с оперативной обстановкой в стране, а она не дает особых возможностей для расслабления. Взять хотя бы факторы Северного Кавказа - наемники, боевики или некоторые элементы местного значения. Я уверен, что за это время вырос в профессиональном плане коллектив. Мы научились работать на другом уровне. При небольшом количестве людей научились действовать, вычленяя главное, образно говоря - наваливаясь на проблему временно создаваемой группой и решая ее до логического конца.
- Что вы считаете главным достижением УФСБ по РХ?
- Совместно с органами власти и прокуратурой удалось добиться того, что Хакасия сегодня отличается отсутствием ряда проблем, которые есть в других регионах. Например, на протяжении многих лет в республике не было ни одного крупного социального конфликта. Несколько забастовок шахтеров, которые прошли, были связаны не с работой власти, а с нерадивостью хозяев предприятия.
Или возьмем политическую сферу жизни. В ряде регионов выборы проходят довольно скандально, с использованием грязных приемов. Хуже того, случаются и человеческие жертвы политической борьбы. Не скажу, что в Хакасии процесс этот проходит чинно и благородно, - общество наше до этого просто не доросло. Но совместно с Избирательной комиссией РХ, правительством республики, МВД и прокуратурой в нашей республике удается провести выборы достаточно благополучно: ни разу они не были сорваны, ни разу не были признаны несостоявшимися, не было случаев применения неправовых методов, которые не были бы пресечены во время избирательной кампании. Избиратели не всегда знают о борьбе, которая происходит во время кампаний. А между тем в этом году сообща с коллегами из соседних регионов нам удалось предотвратить акцию в день голосования: организаторы собирались засыпать избирком пустячными жалобами и сорвать выборы.
Еще один важный момент. У нас в республике нет серьезных проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций, которые пытаются работать вне правового поля. Нет в Хакасии "Белого братства", не допущена в регион печально известная секта "Аум Синрикё", поклонники учения Рона Хаббарда и прочие, чьи названия, к счастью, уже стали забываться - благодаря тому, что жители Хакасии не сталкивались с их деятельностью. На протяжении многих лет в Хакасии не было случаев, чтобы на почве религиозных убеждений или психических отклонений в этом направлении происходили самоубийства или какие-либо другие акты самопожертвования. Не было случаев расстройства психики у детей из-за религиозных пристрастий родителей.
Из недавних событий, связанных с деятельностью религиозных организаций, могу рассказать о попытках группы поклонников "Фалуньдафа" (официально запрещенной в Китае организации) провести свои акции на территории Хакасии. Их мероприятие нельзя назвать антиконституционным, но все же сторонники движения могли взбудоражить обстановку, и дозволенными методами это удалось предотвратить. Дело в том, что их деятельность могла нанести ущерб нормальному ходу Олимпиады в Пекине, на что и делало ставку руководство этой организации. Здесь вопрос другого уровня: если бы даже в одном из регионов России прошло подобное мероприятие, наша страна могла достаточно некрасиво выглядеть в глазах восточного соседа. Хотя "Фалуньдафа" - сугубо внутреннее дело КНР, допустить деятельность запрещенной в той стране организации на нашей территории было бы непозволительно.
Не только о религии
- К слову об экстремизме. Слово это используется достаточно часто, и опасность, которую несет явление, сложно преувеличить. Но в российском законодательстве термин этот трактуется расплывчато. Не возникает ли сложностей, когда необходимо определить, есть ли признаки экстремизма в деятельности организации или выступлениях конкретного человека?
- Конечно, закон достаточно новый, и практики у правоохранительных органов или власти мало. Тем не менее, работать в этом направлении необходимо, и результаты обнадеживают: случаев исламского экстремизма или проникновения в республику таких крайних его видов, как ваххабизм, у нас не было. Хотя появлялись люди, которые пытались создать в Абакане религиозные организации мусульманского толка экстремистской направленности.
Если же говорить в целом об исполнении закона, в Хакасии особые сложности связаны с тем, что в регионе нет соответствующей экспертной комиссии. Создать ее пытались несколько раз, однако сталкивались с нехваткой квалифицированных кадров: политологов, религиоведов, правоведов и прочих, причем главное, чтобы они были независимыми. Но такие люди появляются, среди них есть молодые специалисты, так что я уверен - комиссия будет создана. И тем не менее, сейчас работа проводится, в частности, привлекаются специалисты по языкознанию, чтобы убедиться, содержит ли та или иная публикация экстремистские высказывания. Собственно, в том и состоит наша задача - на ранней стадии упредить возникновение опасности.
Незваные гости
- Нелегальная миграция обычно связывается с массой проблем, начиная от конфликтов приезжих с местным населением и заканчивая нарушением работодателями ряда законов. Но если говорить в целом о въезде иностранных граждан в страну, насколько эффективно удается обеспечивать контроль?
- В УФСБ по РХ есть группа, занимающаяся выявлением угроз, которые несет миграция. Работа организуется по нескольким направлениям. Во-первых, активный поиск, взаимодействие с Миграционной службой и участковыми МВД. Далее, при получении подозрительной информации - проверки на разных уровнях, в том числе и за рубежом. Если же выявляется проблема, уже идет работа по конкретному направлению. Если имеет место незаконное оформление миграционных карт, совместно с ФМС и МВД разрабатывается операция по задержанию с поличным.
Если же речь идет о въезде исламских экстремистов, работа идет следующим образом. Мы не стараемся их разрабатывать долгое время, поскольку эти люди работают весьма скрытно. Мы находим совместно с другими организациями правомерные возможности для их выдворения, поскольку у большинства иностранцев находится немало нарушений. Одно из первых - просроченная миграционная карта. Этого достаточно для выдворения. Если же говорить об итогах деятельности, то вот некоторые данные: благодаря совместным действиям УФСБ по РХ и правительства республики снизилось количество нелегальных мигрантов из Китая с 5000 чел. в 2004 году до 500 чел. в 2008 году.
- Из-за рубежа в Россию, да и в Хакасию, помимо прочего поступают и наркотические вещества. Есть ли способ справиться с проблемой?
- Скажем так, усилия правоохранительных органов несоразмерны стремлению наркоторговцев наращивать оборот зелья. Но я убежден, что и наркоконтроль, и МВД делают все возможное, и в результате ситуацию удается сдерживать. Проблема ведь не только в наличии наркотиков. Вопрос этот - социальный, начинается все с отсутствия рабочих мест для молодежи, низкого уровня жизни и многого другого. Когда ребенок не обеспечен материально, не получает должного внимания, пока родители ищут, где бы еще заработать, выпадает духовная часть жизни. Тут и появляются наркодельцы, предлагающие средство ухода от проблем. Так что и борьба с этим явлением должна быть комплексной.
Дела внешние и внутренние
- Если судить по официальным отчетам о деятельности Управления, создается впечатление, что вначале шла борьба с внешними угрозами - терроризм, экстремизм, проникновение на территорию республики сторонников сект и так далее, а в последние годы в основном идет работа по ликвидации угроз внутренних - в частности, коррупции в регионе. С чем это связано?
- Коррупция вечна, так уж устроен человек. Другое дело, что наказание, особенно для тех людей, которые обеспечивают законность, должно быть неотвратимым, это укрепляет государство. Потому что люди убеждаются в том, что закон действительно не делает различий и избежать ответственности не удастся.
В работе органов безопасности есть одна особенность. Внутренние угрозы, которым мы противостоим, происходят, как правило, под внешним влиянием. И явления коррупционного порядка могут быть связаны с деятельностью группировки, возникшей внутри нашего общества. Наша цель - противостоять коррупции, которая может укреплять позиции зарубежных организаций внутри органов власти, тех, что преследуют интересы специальных служб. То есть в случаях, когда идет опосредованное вмешательство иностранного государства в нашу деятельность. Что значит, если в органах власти появится пусть и российский гражданин, который будет лоббировать интересы какой-то одной зарубежной фирмы? Вряд ли он будет рьяно защищать отечественный бизнес... Так что в данном случае мы поддерживаем российского предпринимателя, чтобы наши организации наращивали экономическую мощь, а работодателем выступал российский бизнес. То, что происходило в тепличных хозяйствах, где работали тысячи китайских нелегалов, недопустимо.
"Друзья" и противники
- Если говорить об иностранных организациях, в частности религиозных, в республике есть те, которые не скрывают того, что существуют на пожертвования из-за рубежа. Нужно ли ограничивать их влияние на жителей республики?
- В нашей стране действует Закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Мое мнение как гражданина и как человека на официальном посту: закон этот весьма демократичен и лоялен. Он позволяет широко проявить в самых разных вариантах ту самую свободу совести, которая заключена в названии. Но при этом мы прекрасно знаем, что многие религиозные организации, точнее, отдельные лица в них могут использоваться специальными службами или другими структурами далеко не в пользу нашей страны. Для чего это нужно? Логика простая: стратегической целью США было прекращение существования СССР. С распадом Союза никаких заокеанских друзей у нас не возникло, просто цель трансформировалась, и сегодня ее можно сформулировать как развал России. Этого не произошло, хотя старшее поколение прекрасно помнит, какой узкой была грань, на которой мы стояли с 1991 по 1994 год.
- Какое же отношение к таким, политическим на первый взгляд, действиям имеют религиозные организации?
- Один из способов пошатнуть страну - расчленить народы России по религиозным взглядам и национальному признаку. И чем больше возникнет организаций с псевдорелигиозными названиями, чем на большее количество этносов и группировок расслоится народ, тем легче внедрить идеологию несогласия, тем легче вызвать конфликты и столкновения.
- Мы привыкли считать, что, живя в центре страны, не окажемся в зоне какого-либо конфликта. Но, судя по всему, и нашу республику не обходят вниманием зарубежные "друзья" из числа тех, кто не заинтересован в целостности страны?
- Любой регион с национальным названием - Хакасия, Бурятия, Тува и так далее - иностранными спецслужбами рассматривается как объект для межнационального раскачивания. Другое дело, насколько это удается. В этом случае Хакасия не принадлежит к числу первых целей, и уверен, что в ближайшие годы при поддержке хакасского этноса Хакасии такая опасность не грозит. С условием, конечно, что работа будет направлена в первую очередь на экономическую сторону - в частности, на создание рабочих мест в традиционных местах проживания. Именно этим, кстати говоря, сейчас и занимается правительство республики.
Беседовал Андрей КЕДРИН
2 июня 2009
www.abakan-gazeta.ru