17 сентября 2007
1444

Смена власти

С начала марта область фактически осталась без руководителя. Различные политические силы предлагали разные пути преодоления возникшего положения - выборы или назначение нового главы администрации.
В поддержку решения Думы выступили антипрезидентские силы области. 10 марта 1995 года в "Тамбовской жизни" было опубликовано заявление ряда организаций о поддержке решения Думы о выборах губернатора. Его подписали представители местных отделений "Державы", РСДНП, РХДД, КПРФ, Русской партии, ДПР, ЛДПР, Движения "Русь" и Тамбовской городской организации КДП(ПНС).
Против проведения выборов высказался СДО и другие демократические организации. В демократических кругах обсуждались различные кандидатуры нового главы области: мэра Тамбова Валерия Коваля, главы администрации Тамбовского района Василия Семченко, председателя Комитета по управлению имуществом области Игоря Филатьева. Различные группы демократов, опираясь на связи в Москве, пытались провести свою кандидатуру.
Однако в Москве были скорее склонны вести переговоры с коммунистами и их союзниками, обладавшими реальной силой и грозившими выборами. Впрочем, эта угроза была скорее бутафорской - подписи для участия в выборах стали собирать почти исключительно аутсайдеры местной политической жизни. ЛДПР выдвинула военнослужащего Федора Широкова. Решил принять участие в выборах и экзотический персонаж местной политической сцены Вячеслав Чубарев, возглавлявший одно время местное отделение ПЭС, перешедший в ЛДПР, но потом опять вернувшийся в партию Борового. Он представлял себя как кандидата сразу трех организаций - прошлой - ЛДПР, нынешней - ПЭС и полумифического "Народного движения "Свобода". Под стать этим были и другие потенциальные кандидаты. Единственным серьезным кандидатом был директор Кирсановского завода стройматериалов Юрий Батуров, член АПР и депутат областной Думы, скорее поддерживавший администрацию. Представители же главных оппозиционных сил области - КПРФ и "Руси" - подписи не собирали, так как их лидеры вели переговоры в Москве и, видимо, были уверены в том, что выборы не состоятся.
Тем не менее, на заседании Думы 17 марта 1995 года все шло так, как будто выборы состоятся в намеченный срок: были утверждены представленные исполнительной властью в состав облизбиркома кандидатуры, утверждено положение о нем, была снижена норма явки для признания выборов действительными с 50 до 35 процентов избирателей. Можно думать, что согласованные с Москвой условия еще не были выполнены.
Только после Указа Президента РФ от 24 марта 1995 года, которым Бабенко был освобожден от занимаемой должности, а новым главой администрации был назначен Олег Бетин, депутаты отказались от намерения проводить выборы 25 мая.
7 апреля 1995 года Дума по инициативе своего председателя Рябова приняла решение о переносе выборов на конец года. Мотивировалось это тем, что в области в результате назначения, как говорилось в принятом постановлении, "по предложению Областной Думы", нового главы администрации сложились условия для совместной работы всех ветвей власти. Впрочем, на этом же заседании по инициативе секретаря ЦИК местного отделения КПРФ, депутата Михаила Косых в адрес администрации было зачитано письмо с очередными резкими обвинениями. В отношении же кандидатов, собиравших подписи, облизбиркому было рекомендовано принять подписи тех из них, которые успели собрать установленную норму до 7 апреля. Единственным кандидатом, сумевшим, это сделать оказался Юрий Батуров.
Если левые силы области были удовлетворены назначением Бетина, то для демократов это стало неприятным сюрпризом. В заявлении СДО по этому вопросу говорилось: "Состоявшееся назначение не есть простая смена руководителей. Политический смысл данного события заключается в том, что исполнительная власть в области полностью перешла в руки коммунистов" (это надо понимать не так, что главой администрации области стал коммунист, а в том смысле, что они приобрели решающее влияние даже в вопросах кадровой политики). В то же время указывалось на профессионализм Бетина, его политическую неангажированность и выражалась надежда на дальнейшее развитие реформ в области.

НОВЫЙ ГЛАВА И ПОЛИТИКА "УМИРОТВОРЕНИЯ"

Новый глава администрации Олег Бетин в годы своей работы заместителем Бабенко политически ничем себя не проявил, и поддержка коммунистами его кандидатуры объяснялась, помимо застарелой нелюбви к Бабенко, скорее "социальной близостью" нового главы администрации: инженер-химик по профессии, он некоторое время работал в партийных органах, был помощником первого секретаря обкома КПСС, первым секретарем Котовского горкома партии и в 1990 году даже был избран членом ЦК тогда еще "полозковской" КП РФ. Все это, впрочем, не помешало ему руководить экономикой области при "антикоммунисте" Бабенко.
Назначение Бетина привело к установлению давно не виданных на Тамбовщине идиллических отношений между ветвями власти. Депутаты Думы во главе с председателем, следуя негласному "мирному договору", не пытались вмешиваться в работу администрации, принимая законы, определяющие систему власти в области на всех уровнях. Демонстративно воздерживался от критики Бетина и лидер левых Рябов. В то же время оппозиция подчеркивала, что перемирие с администрацией - временное, до выборов.
Политику сотрудничества проводил и глава администрации. В газетах появились совместные приветствия руководителей представительной и исполнительной властей по случаю различных праздников, что было немыслимо при Бабенко. Сочувственные статьи о Бетине начала печатать контролировавшаяся коммунистами "Тамбовская жизнь".
Пожалуй, наиболее значительным шагом по этому пути стал отзыв направленного прежним главой администрации ходатайства в Конституционный Суд о рассмотрении конституционности Устава области. И это при том, что дело было почти выиграно - 14 марта 1995 года Конституционный суд принял определение, в котором признавалась необходимость доработки Устава и Думе предлагалось признать его недействующим до окончательного решения суда. После отзыва ходатайства Конституционный суд свое прежнее определение отменил и 14 апреля 1995 года дело закрыл. Такой поворот событий вызвал разочарование в демократических кругах и обвинения Бетина в "капитулянстве".
Недолгий период правления Бетина не был ознаменован какими-либо яркими событиями. Двумя излюбленными идеями главы администрации были строительство собственного нефтеперарабатывающего завода (следствие нефтяного кризиса в области зимой 1994/1995 годов) в поселке Никольском Мичуринского района и создание "собственного" банка администрации (также итог печального прошлого, когда в результате краха "Тамбовсоцбанка" администрация области потеряла 700 миллионов бюджетных рублей). Разработка первого проекта с участием ряда американских фирм была начата, для чего глава администрации совершил вояж в США.
Второе же начинание вызвало скандал. Когда Бетин предложил в качестве базового банка коммерческий банк "Котовсккредит", пресса не могла не вспомнить о том, что в прошлом он был первым секретарем Котовского горкома. Пошли слухи о некоем договоре о сотрудничестве между администрацией области и банком, согласно которому администрация обязывалась не только хранить в этом банке свои средства, но и обеспечить привлечение средств других бюджетных организаций. Возникли сомнения в надежности банка. "Тамбовская жизнь" опубликовала статью с анлизом баланса банка, в которой доказывалось, что "Котовсккредит" ведет сомнительные операции и хранение денег в нем небезопасно. Сообщалось также, что власти и предприятия самого Котовска наотрез отказались последовать совету главы администрации и хранить деньги в этом банке.
Наибольший резонанс вызвало принятое Бетиным 13 июня 1995 года постановление 300, которым назначались бюджетные пособия для выплаты при рождении второго и последующего ребенка. Согласно этому постановлению, в этом случае выплачивалась сумма в миллион рублей, причем половина денег выдавалась сразу, а вторая должна была быть переведена в пресловутый "Котовсккредит" и выплачиваться при достижении ребенком 18 лет.
Критики не без оснований увидели в этом постановлении форму беспроцентного долгосрочного государственного кредитования коммерческого банка или, во всяком случае, попытку создания своеобразного внебюджетного фонда администрации в "своем" банке.
Несмотря на "перемирие", наиболее радикальные оппозиционеры в Думе (А.Тишин,А.Мишин, Л.Конобеев) попытались на заседании 1 августа 1995 года вынести на рассмотрение вопрос об этом постановлении, однако Рябов даже отказался ставить этот вопрос в повестку дня, особо подчеркнув, что исполнительная власть действует в пределах своих полномочий.
Негласное перемирие, впрочем, касалось только лично главы администрации. В отношении же остатков демократов в администрации левая оппозиция была бескомпромиссна. Причем действовала она не только парламентскими методами. Была развернута кампания внутри физкультурного актива против считавшегося демократом председателя облспорткомитета В.Горелова, был принят запрос в областной Думе касательно начальника департамента образования области В.Баева. Однако особенно интенсивная кампания была развернута против председателя местной радиовещательной компании Валерия Смолеева. Оппозиционеры и ранее неоднократно высказывались против него, жалуясь на то, что им не предоставляется слово в тамбовском эфире. 5 июля 1995 года в "Тамбовской жизни" было опубликовано письмо ряда представителей оппозиционных партий с подобными обвинениями и требованиями отставки Смолеева. Соответствующее решение приняла на своем заседании и Областная Дума, обвинив Смолеева в отказе предоставить слово в эфире областным депутатам. Несмотря на ответные письма от имени телерадиокомпании и СДО в поддержку Смолеева, глава администрации в рамках общей тактики "умиротворения" коммунистов предпочел 8 сентября 1995 года заменить его на заведующего одним из отделов администрации области Владимира Пенькова, бывшего второго секретаря Тамбовского горкома КПСС.
Тем временем Областная Дума занималась разработкой системы местного самоуправления, причем направлявшие деятельность областного представительного органа коммунисты стремились создать нормативно-правовую базу, отвечающую их интересам. Наиболее значимой вехой стал принятый Областной Думой в окончательном чтении 23 июня 1995 года закон о местном самоуправлении, наиболее важным и скандальным пунктом которого стало положение о том, что глава местной администрации может быть избран на свою должность двумя путями - либо населением, либо представительным органом местного самоуправления. Последнюю возможность попытались использовать для снятия неугодных мэров ряд городских самоуправлений, в том числе и городская Дума Тамбова. Она приняла проект Устава города, где предусматривалось избрание мэра на сессии этого органа.
Мораторий на критику исполнительной власти Областной Думой не распространялся также и на центр. Так, на той же сессии Областной Думы было принято заявление о присоединении к решению о недоверии правительству, вынесенному Государственной Думой.
Характеризуя деятельность Бетина в политическом плане, следует отметить, что он начал свою деятельность в крайне невыгодной обстановке. Фактически неизвестный большинству жителей области, он должен был в течение достаточно небольшого срока до выборов, отведенного ему "перемирием" с оппозицией, попытаться перехватить инициативу в одном из самых депрессивных регионов страны. При этом на Бетине тяжким грузом висела причастность к непопулярной прошлой администрации Бабенко. Тем не менее Бетин пытался использовать свой единственный козырь - рычаги реальной власти. Бетин пытался создать себе имидж прагматика и центриста, заботящегося об интересах области.
Новый глава администрации изменил прежний, связанный с малоподвижным и малоконтактным Бабенко, стереотип поведения губернатора. В средствах массовой информации появились его многочисленные интервью, начали устраиваться многочисленные отраслевые совещания, поездки по области, бесчисленные аналоги прежних партхозактивов. Особое внимание Бетин обращал на сельскую аудиторию.
Единственный раз Бетин проявил политическую ангажированность в ходе добровольно-принудительной кампании по созданию местных ячеек движения "Наш дом - Россия". Отделение движения было создано в Тамбовской области 15 июля 1995 года на учредительной конференции, в президиуме которой находился и Бетин. Он вошел и в Федеральный Совет движения. В своем выступлении Бетин подчеркивал, что "НДР и правительство - не одно и то же". Как бы то ни было, учредительная конференция движения оказалась в деятельности Тамбовской организации самым ярким моментом.
Невыгодным для впечатления о деятельности Бетина стал и произошедший именно при нем крупнейший за всю историю области экологический инцидент - утечка фосгена из емкостей на тамбовском заводе "Пигмент", когда из-за трещины в резервуаре в атмосферу проникло 1,5 кубометра этого сильнейшего отравляющего вещества. Тамбов во время этого подвергся серьезной опасности, так как завод находится всего в 1,5 км от центра города.

www.panorama.ru
17.09.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован