Во время Великой Отечественной войны советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут - сразу 16.
Самолеты сами не падают
7 ФЕВРАЛЯ 1981 г. самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза. Летели из Пушкина (Ленинградская обл.) во Владивосток. На борту находились сам адмирал Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, другие высокого ранга пассажиры - всего 52 человека. В том числе 16 адмиралов и генералов. А также супруга командующего Валентина Спиридонова и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина.
Около 16 часов по московскому времени самолет вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли на 50 м, он внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 т горящего керосина из баков хлынули в салон, лишив шанса на спасение даже тех пассажиров, которые чудом могли остаться в живых.
Впрочем, были и "счастливчики" - те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, утром 7 февраля из "Пушкина" вылетел самолет Северного флота.
И на нем - начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов. Ему Спиридонов разрешил навестить дочь на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии - оно улетело в Петропавловск рейсом "Аэрофлота".
Человеческий фактор
РАССЛЕДОВАНИЕМ катастрофы занялась специальная комиссия. Рассматривались разные версии, в том числе теракт. Однако причина оказалась более чем прозаической. Виноват... обычный "человеческий фактор"!
В советские годы дефицитом было все - продукты, одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Центральные города снабжались лучше глубинки. Офицеры и адмиралы Тихоокеанского флота, оказавшись на сборах в северной столице, были рады возможности пройтись по магазинам. Говорят, офицерам-"камчадалам" на борту флотского Ту-104 просто не хватило места. Кресла в кормовом отсеке "тушки" занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой (в моду входили первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны). И даже - писк моды! - югославские и чешские мебельные гарнитуры - "стенки". При этом, не забудем, с учений везли сотни килограммов планшетов, карт, схем. Все это - "совсекретно", опечатано и размещено в огромных металлических сейфах и пеналах! Кроме того, командование ТОФ сумело добыть в Северной Пальмире несколько тонн дефицитной тогда хорошей типографской бумаги - ее тяжеленные рулоны тоже загрузили в самолет грузоподъемностью девять тонн.
В итоге перед взлетом Ту-104 оказался перегруженным (по аэрофлотовским правилам, допускается лишь 20 кг багажа на пассажира!). Причем перегруженным по личному разрешению командующего флотом. Командир экипажа - подполковник Анатолий Инюшин - не спорил. Ему оставалось два месяца до пенсии. Он уже привык к начальственному "надо" - да и кто же на флоте перечит начальству?..
Положение усугубилось тем, что "экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета". Позже комиссия установила: центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. А там весь проход завалили тяжеленными грузами - бумагой и мебелью! Это ухудшило аэродинамику самолета. А ведь известно: то, что неощутимо на земле, проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки!
14.02.2008
www.argumenti.ru