14 октября 2005
2125

События в Нальчике

В: Здравствуйте. Это специальный выпуск программы "Народ хочет знать", посвященный событиям в Нальчике. Передачу ведут поэт Андрей Дементьев и я, Кира Прошутинская. Сегодня мы выходим в эфир, в прямой эфир. Это, в общем, фактически произошло с нами в первый раз. Итак, мы хотим понять, кто был режиссером этой новой трагедии. Почему именно Нальчик? Почему именно сейчас? И, наконец, главный вопрос, на который мы будем сегодня искать ответ: что нам нужно сделать для того, чтобы на Кавказе наступил мир?

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Здравствуйте. Сегодня мы не приглашаем наших гостей, изменяем своему правилу, не приглашаем их на трибуны. Так как даже при всей не схожести, даже полярности их взглядов, они все-таки по сути дела не являются оппонентами. В студии представители власти, политики, журналисты. И мы будем вас, дорогие друзья, представлять по мере того, как пойдет разговор, дабы экономить время. Есть в студии и семьи, пришли те, кто принял наши приглашения. Мы благодарим всех, кто сегодня пришел на эту передачу.

В: Ну а для начала мы хотели, чтобы вы посмотрели сюжет, который мы подготовили. Это хроника вчерашних событий.

КОР: Нальчик 13 сентября. Около 10 часов утра несколько вооруженных групп боевиков, по разным источникам от 100 до 300 человек одновременно с разных направлений атаковали 2 отдела милиции, погранотряд, военкомат, здания управлений ФСБ и МВД. Вскоре в окрестностях аэропорта и в нескольких районах города завязались настоящие бои.

На помощь силовикам по тревоге были подняты резервы пограничников, в город срочно были введены подразделения спецназа и внутренних войск. Тем временем в Нальчике загорелись несколько многоэтажных домов, остановился муниципальный транспорт, в школах и детских садах отменили занятия и детей отпустили по домам. Жители начали покидать город.

К полудню поступили первые сообщения о погибших и раненых, доставленных в больницы. 15 часов. Президент отдал приказ полностью блокировать город. Несколько раз в течение дня городские власти сообщали, что нападение отбито и все спокойно, но, тем не менее, перестрелка продолжалась до поздней ночи, и число пострадавших постоянно росло.

К концу дня пришло сообщение о 116-ти раненых и 24-х погибших.

В: Сейчас я хочу сказать, что мы впервые попытаемся провести голосование в прямом эфире. Вы можете отправить нам СМС-сообщение по номеру, который вы видите на экране, и ответить на такой вопрос. Как вы считаете, прекратятся ли теракты, если мы уйдем с Северного Кавказа? Если вы отвечаете "да", набирайте номер 7711+. Если говорите "нет", набираете 7711-.

В: Спасибо, мы ждем Ваших сообщений. А сейчас наш традиционный блиц. Это вопросы, которые мы будем задавать всем нашим экспертам. Их всего три. Итак. Есть ли у российского правительства разработанная национальная политика на Кавказе. Пожалуйста, начнем с Вас.

ЗАПИХАНОВ М. Ч. (депутат ГД РФ, член Комиссии ГД по проблемам Северного Кавказа): К сожалению, такой политики нет. И такая политика не может быть разработана без социально-экономического плана развития Северного Кавказа.

В: Пожалуйста.

ЦИПКО А. С. (обозреватель "Литературной газеты"): Нет такой политики, нет понимания, что мы многонациональная страна. Это не учитывается ни СМИ, ни в социальной политике, ни вообще в культурной нашей духовной жизни. Нет понимания, что у нас значительная часть населения мусульмане со своими специфическими традициями, и они требуют к себе уважения, уважения к их культуре. К сожалению, мы иногда часто провоцируем эти антироссийские настроения.

В: Виктор Иванович Илюхин.

ИЛЮХИН В. И. (заместитель председателя Комитета ГД РФ по безопасности): Я абсолютно согласен с точкой зрения. И хочу сказать, у нашего правительства нет национальной политики. Могу отметить еще одну особенность, всю свою деятельность, кажется, наше правительство, федеральное правительство свело к сбору налогов и их перераспределению, но и немножко наше правительство занимается силовой составляющей. Другими проблемами уже нет.

В: Юрий Юрьевич Попов.

ПОПОВ Ю. Ю. (депутат Мосгордумы): Я согласен со своими коллегами. Если каждый террористический акт на Северном Кавказе является полной неожиданностью для силовиков, это говорит о том, что федеральная власть не поддерживается народом на Северном Кавказе. У народов Северного Кавказа очень много претензий к федеральной власти и наоборот, они поддерживают боевиков. Иначе бы информация оперативная у силовиков была бы. Поэтому я считаю, политики нет.

В: Леонид Александрович Радзиховский?

-Вы знаете, ну, отчасти я согласен с тем, что здесь говорилось. Действительно, какой-то разумной последовательной политики, кроме просто инерции держать, пытаться удержать то, что есть. Но я хотел бы внести немножко разнообразия в эту, значит, общую покаянную ноту, ничего нет. Ни у кого такой политики нет. Разумных предложений, что там можно сделать, не только, значит, правительство мы не слышим.

В: Вы имеете в виду другие страны?

-Нет, во-первых, в других странах такие же паршивые дела, это раз. А, во-вторых, у нас в стране ведь есть так называемая оппозиция, разная, левая, правая. Но вот разумных, не то, чтобы плохо, плохо, а вот что можно сделать, мы таких предложений не слышим.

В: Мне бы хотелось, чтобы хотя бы сегодня во второй части передачи мы услышали.

-Это я не к тому, чтобы сказать, что власть во всем хороша. Она, конечно, очень не хороша. Это я к тому, чтобы сказать, что критиковать-то всегда очень легко, но что-то сказать взамен очень трудно.

В: Вячеслав Алексеевич Никонов?

-Ну, это вообще не вопрос национальной политики. Причем тут национальная политика в Кабардино-Балкарии, когда там в основном в этом деле участвовали и чеченцы, и арабы. Это вопрос антитеррористической политики, это вопрос политики противодействия радикальному исламизму, который действительно растекается по Северному Кавказу, и это, безусловно, вопрос не только для России, потому что это как раз, этот вопрос усилий международного сообщества. Но есть действительно вопрос очень серьезный, не национальная, а социальная составляющая, о чем здесь говорили и вот именно антитеррористическую и социальную составляющую политики надо обратить внимание.

В: Давайте начнем с вас, следующий вопрос.

- Понимаете, безработица имеет к этому отношение, но нельзя сказать, что вот там убивают людей потому, что там высокая безработица. Есть места, где безработица гораздо более высокая, да. Например, среди молодежи в Польше безработицы еще больше.

В: Я думаю, мы об этом еще поговорим.

А.ДЕМЕНТЬЕВ: Вопрос к нашим гостям. Могло ли оздоровить обстановку введение прямого президентского правления на Северном Кавказе и чрезвычайного положения в наиболее напряженных точках? Михаил Чекаевич....

В: А, может быть, давайте начнем.....

- Чтоб микрофон не таскать. Я считаю, что там не надо вводить чрезвычайное положение. Положение надо было вводить значительно раньше, в Чечне. Когда там началась первая чеченская война в 1994 году. Я сам тогда выступал как депутат ГД сторонником, во-первых, принятия закона о чрезвычайном положении, которого тогда не было и который, я думаю, очень сильно помог бы и введение такого положения. Сейчас введение ЧП на Северном Кавказе - это ограничение прав и свобод граждан, в первую очередь. Правоохранительные органы имеют там возможность делать то, что нужно.

В: Т.е. вы считаете, что не нужно прямое правление....

- Это ограничение прав и свобод, а там скорее надо защищать права и свободы.

А.ДЕМЕНТЬЕВ: Но ЧП и прямое президентское правление - это разные вещи все-таки.

В: Да, Леонид, пожалуйста.

ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ (политолог): Значит, я думаю, что, видите, с юридической точки зрения мне трудно судить. С фактической точки зрения, я не думаю, что введение чрезвычайного положения, прямого президентского правления, еще какие-то формы, которые так грозно вроде бы звучат, что-то там реально изменят. Дело в том, что проблема власти ведь не в юридических тонкостях - в крайней неэффективности местных чиновников, в полной их коррумпированности. Собственно, это та же коррупция, что по всей России, но во взрывоопасном районе она приобретает особо такой острый момент. Семейственность, клановость, действительно безработица - очень мощные религиозные и внешние факторы, потому что ясно же, что кто-то боевикам платит, и вряд ли им все-таки из Москвы платят.

В: То есть вы придерживаетесь того же мнения, что и Вячеслав Алексеев?

ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ (политолог): Ну, в принципе, да. Я думаю, что проблема там не юридического порядка.

В: Спасибо. Пожалуйста.

ЮРИЙ ПОПОВ (депутат МГД): Я не думаю, что введение прямого президентского правления улучшит ситуацию на Северном Кавказе. Мы, наоборот, можем создать дополнительные проблемы, потому что слишком много особенностей в жизни народов Северного Кавказа, их нужно знать. Из центра учитывать все эти тонкости и особенности просто невозможно. Поэтому я считаю, это не поможет.

В: Спасибо. Виктор Иванович?

ВИКТОР ИЛЮХИН (зампред Комитета ГД РФ по безопасности): Да, я также соглашаюсь, что ни чрезвычайное положение, ни прямое президентское правление сегодня какого-либо положительного результата не дадут. Если мы вводим прямое президентское правление, то я хотел бы сказать, что все вопросы, все сложные вопросы и решение этих сложных вопросов, все проблемы мы сразу замыкаем на себя, на федеральный центр.

В: А надо решать на месте?

ВИКТОР ИЛЮХИН (зампред Комитета ГД РФ по безопасности): Да, совершенно правильно. И мы, и федеральный центр уже противопоставляем регионам.

- Я могу сказать, что все беды будут, как говорится, относиться на федеральный центр. Все нерешенные проблемы туда. Я наоборот полагаю, что под жестким контролем надо дать самим властям на местах навести порядок.

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Спасибо. Саша.

ЦИПКО АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (обозреватель "Литературной газеты"): Не нужно никакой президентского правления, чтобы решить самые очевидные проблемы, которые отталкивают Северный Кавказ. Первое, в многонациональной стране должна быть многонациональна элита. Эти люди, кадры, представители этих народов должны ощущать, что они участвуют в управлении страной. Это не принимается во внимание. Второе, без всякого президентского правления надо решить проблему уважения к культуре народов. Кстати, в СССР это решалось намного лучше. Было понимание. Наша столичная тусовка не видит и не чувствует эту страну. И это вызывает отторжение. Там было на сайте у некоторых молодых, это реакция, прежде всего, на телевидение, боязнь деморализма и так далее. Эти проблемы можно решить, кстати, без всякой цензуры. Просто нужно больше государственного какого-то внимания к этим проблемам. И проблема третья, самая очевидная, без всякого государственного правления президента можно решить проблему социальную. Слава, в Польше действительно 20-28 некоторых регионов. Здесь ты имеешь безработицу среди молодежи 50-60 процентов. Да, не во всех. Я тоже хорошо знаю. Нет у них ощущения, что возможна вертикальная мобильность.

В: Я прошу прощения, Александр Сергеевич.

- Это все можно решить.

А.ДЕМЕНТЬЕВ: Михаил Чекаич За...., вы, между прочим, .....Комитета ГД по Северному Кавказу.

М. ЗАЛИХАНОВ : Комиссия. И я думаю, и мои коллеги по комиссии по Северному Кавказу вот такое мое мнение поддерживают и мнение коллег наших, которые сегодня выступают, что введение вот такого правления ничего не даст. Если сейчас в Филиппинах сидят у берегов озер и уток стреляют, чтобы не завезли туда куриное вот это куриный грипп, то здесь у нас границы они прозрачные между регионами. И если в одном месте ввести, в другом месте не ввести никакого эффекта не будет.

В: Понятно. Спасибо. Здесь все 6 человек сегодняшних наших экспертов абсолютно солидарны. И последний вопрос, который мы вам хотим задать. Надо ли нам во чтобы то ни стало удерживать Северный Кавказ?

М. ЗАЛИХАНОВ : Я думаю, у России другого выхода нет. Это за Северный Кавказ, вы помните, исторические какие силы были вложены, какие дела там заложены. И если мы хотим сегодня свою Россию, наш общий дом сохранить, то в первую очередь мы должны сохранить Северный Кавказ.

В: Спасибо. Пожалуйста.

В: Пожалуйста, дальше. Александр Сергеевич. Я только прошу прощения, у нас осталось две минуты до рекламы.

АЛЕКСАНДР ЦИПКО (обозреватель "Литгазеты"): Постановка вопроса, на мой взгляд, просто неправомерная. Россия без Северного Кавказа не существует. Не будет Северного Кавказа - Россия просто вся рассыплется.

В: Ясно. Спасибо.

ВИКТОР ИЛЮХИН (зампред Комитета ГД РФ по безопасности): Вы знаете, для меня тоже не очень-то понятен такой вопрос. Северный Кавказ - неотъемлемая часть Российской Федерации, и торговать своей территорией ради каких-то сиюминутных.

В: Не торговать, а отдавать.

ВИКТОР ИЛЮХИН (зампред Комитета ГД РФ по безопасности): И отдавать недопустимо. Сегодня Северный Кавказ - завтра скажут Башкирию, послезавтра - Дальний Восток.

ЮРИЙ ПОПОВ (депутат МГД): Экономя время для рекламы, я скажу. Я согласен со своими коллегами, отдавать наши территории недопустимо.

ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ (политолог): Ну, вы знаете, об этом довольно много можно говорить. Есть здесь разные проблемы. Но я бы сказал коротко. Действительно, времени просто мало. Был опыт с Чечней. Ее де-факто отпустили. К сожалению, это не привело к тому, что в Чечне возникло самостоятельное, нормальное, миролюбивое государство. Это кончилось нападением Басаева на Дагестан. Если сегодня повторить этот эксперимент, это будет пиратское королевство, оно опять нападет.

ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ (политолог): Природа не терпит пустоты. Уйдет Россия - придет "Аль-Каида", и в каждом из российских городов мы будем каждый день иметь теракты.

В: Ну, вы сегодня солидарны.

В: Спасибо. Итак, заканчивается первая часть нашей программы. Единственное, что мы понимаем с Андреем Дмитриевичем, что действительно наши сегодняшние эксперты абсолютно солидарны во всех вопросах, и мне кажется, что в третьей части мы попытаемся, как вы говорите, конструктивно поговорить. Потому что все знают, кто виноват, но вот что делать - практически никто никогда не говорит. Итак, первая часть нашей программы закончилась. Мы уходим на рекламу. И через две-три минуты встретимся вновь.



СМИ: ТВЦ # Народ Хочет Знать. МОСКВА

14 Октября 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован