Новости из Сочи по строительству часто напоминают сводки боевых действий. Очередное здание незаконно или с нарушениями построено. И вот уже есть решение суда, здание подлежит сносу. И купившие в здание квартиры граждане оказываются потерявшими недвижимость. Ведь компенсировать им ничего не будут. И что самое некрасивое в этих историях - здания до этого документально и законно (на тот момент) зарегистрированы и введены в эксплуатацию, а покупатели законно (на тот момент) получили документы о праве собственности на купленную недвижимость. Но решение суда - и нет прав собственности, недвижимость должна быть снесена...
В доступных для просмотра сведениях о незаконных постройках есть довольно крупные объекты, многоэтажные. Поневоле задумаешься, если такие здания в шесть, девять, двенадцать этажей открыто строили, значит, имели поддержку и обоснование. Такие сооружения воздвигаются не за несколько дней. Не несколько дней оформляются документы, собираются деньги с покупателей недвижимости. И даже после завершения строительства выдаются документы о праве собственности, с регистрацией покупок в Росреестре. Откуда же тогда признание строений незаконными и лишение собственников их собственности?
Такая ситуация дискредитирует город-курорт. А объяснения многочисленных руководителей выглядят неубедительными. Очень плохая практика, когда незаконное потом узаконивают по суду. Такой практики в принципе не должно быть в правовом государстве. Но с узакониванием по суду также огромная практика в славном городе Сочи. Почему?
Отдельной большой проблемой видится размывание статуса помещений, когда жилую квартиру еще стоит поискать. По причине того, что в качестве помещений для проживания много-много лет предлагаются объекты недвижимости, которые жилыми, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, не являются. А это прежде всего означает, что зарегистрироваться (прописаться, по-старому) в такие помещения нельзя. И зачем тогда они нужны, если в них нельзя прописаться?
Лукавые объяснения, что если купить такое жилье, то становишься счастливым обладателем недвижимости у моря и в престижном Сочи - многие принимают. А зачем? Видел апартаменты. Внешне - почти такая же квартира в многоквартирном доме, как и в жилой многоэтажке. Только прописаться нельзя, тарифы другие, не такие как для жилой квартиры, налоги также другие, жилищное законодательство не применимо для помещений, не являющихся жилыми. Да, конечно, жить в них можно, почти как в обычной квартире. Но по другим правилам и ценам, без постоянной регистрации. А стоит такое богатство дорого. Например, видел, как представлял продавец, двухкомнатные апартаменты с кухней, с хорошим ремонтом, но по цене около 20 миллионов рублей. Сколько обходится содержание такой недвижимости - продавец скромно умолчал.
Зато постоянно много лет идут обсуждения, рассуждения, что и как делать с такой недвижимостью, по вопросам регистрации в апартаментах, даже пусть не постоянно, но временно на долгий срок. И вот, стесняюсь спросить: зачем вся эта волокита с обсуждениями и рассуждениями, когда элементарно отсутствует воля быстро и надежно отрегулировать этот рынок? Почему снова и снова появляются обманутые дольщики и просто покупатели недвижимости? И почему очень многочисленные органы власти, контролирующие и проверяющие, на начальном этапе строительства не пресекают на корню любое желание что-то незаконно или с нарушениями построить? Почему нет эффективной и быстрой защиты граждан, покупающих недвижимость? И почему столь многим постройкам в Сочи разрешили быть, но запретили быть жильем, лишив собственников права законно зарегистрироваться (прописаться) в своей недвижимости? Лишив возможности нежно называть квадратные метры у моря "моя квартира". И это не шутка! Ибо апартаменты - это не жилье, это коммерческая недвижимость, в которой можно жить, но еще и стоит подумать, как ее, дорогую, окупать.
К слову, агентства недвижимости продают в Сочи все. И крайне жаль, что так мало среди объектов недвижимости зданий, возводимых по законодательству о долевом строительстве, по известному 214-му закону. Коммерция коммерцией, но о людях надо в первую очередь думать, о людях.