20 июня 2006
2312

Сохранить суверенитет страны и не выпасть из глобальных процессов

КОМПАС ДЛЯ РОССИИ

4 ноября - праздник, который символизирует не только государственное строительство в России, но и основы нашего национального самосознания как важнейших условий суверенного существования страны.
Развернувшаяся в последнее время дискуссия по проблемам суверенитета напрямую связана с проблемой формирования пространства юрисдикции ресурсного обеспечения развития страны. Экономической основой суверенитета, как известно, являются права и возможности распоряжения национальными ресурсами, включая недра, движимое и недвижимое имущество, результаты труда и др. Известно также, что в силу природы и результатов приватизации, проведенной по ликвидационной цене, значительная часть реальных активов страны оказалась либо радикально обесцененной, либо виртуализованной.
В итоге сегодня для власти, общества и национального бизнеса наблюдаема и, как следствие, суверенно управляема лишь часть национальных ресурсов. Решение этой задачи предполагает регистрацию имеющихся ресурсов, а также рыночную оценку их стоимости с учетом обременений и факта правообладания.
На сегодняшний день в государственных реестрах и кадастрах отражена лишь часть явно недооцененных национальных ресурсов, которая наряду с виртуализоваными активами работает на мировых фондовых рынках в форме ценных бумаг неизвестных собственников. Приватизационный механизм развития отечественного бизнеса за счет поглощения госсобственности не только исчерпал себя, но и фактически стал главным препятствием на пути интеграции России в мировой рынок.
И до тех пор, пока государство не проведет рекапитализацию экономики с целью придания ей реальных масштабов, пока прибыли в виртуальной части экономики будут превосходить прибыли в легальной национальной экономике, нельзя быть уверенным в государственном суверенитете и перспективах жизнеспособности нашего народа как исторического этнокультурного образования.
Не наблюдаемая для государства рекапитализация и легализация недооцененных активов России может составить суммы, достаточные для реализации самых амбициозных экономических и политических проектов, в том числе представляющих угрозу ее суверенитету. Отсутствие законодательных ограничений привлечения внешних инвестиций от нерезидентов России или хотя бы развитых стран не позволяет ответить на вопросы: чьи деньги, откуда и в каких интересах приходят в нашу страну.
Счётная палата Российской Федерации - одна из немногих государственных структур, способных реально и непредвзято оценить эти и другие процессы. За последние годы под руководством ее председателя С.В. Степашина был проделан очень серьезный и принципиальный разворот в контрольной и экспертно-аналитической деятельности. С опорой на результаты финансового аудита как оценки законности расходов создана информационная база по консолидированным расходам страны в целом, создана фактографическая база для аналитики.
Сделан шаг вперед в направлении аудита эффективности как оценки результативности расходов. Мы можем констатировать: да, средства, которые выделены, потрачены законно. Но не всегда удается получить тот результат, которого ждали. К сожалению, как свидетельствуют результаты нашей деятельности, при существенно возросших за последние годы бюджетных возможностях эффективность использования доходного потенциала неуклонно снижается.
Достигнуты первые результаты и на наиболее высоком уровне - уровне стратегического аудита. Он является оценкой реализуемости тех целей, которые ставит высшее политическое руководство, и на которые сориентировано наше общество, рассчитывающее на оптимальные результаты деятельности правительства. Например, в вопросах миграционной политики, реформирования системы образования, продвижения национальных проектов.
Помимо обязательных ежегодных заключений на проект федерального бюджета, Счетной палатой были проведены такие крупные экспертно-аналитические мероприятия, как аудит итогов приватизации в стране, анализ состояния и проблем бюджетной системы Российской Федерации в разрезе регионов и федеральных округов, оценка последствий масштабной замены льгот денежными выплатами, анализ ресурсной базы для развития местного самоуправления и др.
В рамках этих мероприятий проводилась оценка достижения стратегических целей государственного строительства. Так, Президент в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поставил задачу формирования однородных условий для реализации прав личности, независимо от того, в какой семье или в каком регионе человек родился. На это нацелены значительные средства в виде субвенций, дотаций регионам, это отражается в трансфертной политике целиком, а также в отраслевой политике, которая должна учитывать занятость в тех или иных сферах в регионах. И мы видим, что средства там расходуются более-менее законно и продуктивно.
Но возникает вопрос, а каков результат: разница в условиях жизни для различных регионов и социальных групп уменьшается или нарастает? Да, по отношению к регионам произошел перелом, и есть тенденция к медленному сокращению в социально-экономических различиях. Но, тем не менее, разрыв между социальными группами, как ни странно, увеличивается.
В условиях глобализации все эти вопросы, так или иначе, связаны с вопросами экономической безопасности страны. Даже располагая Силами ядерного сдерживания и огромными золотовалютными запасами, включая Стабилизационный фонд, нельзя быть уверенным в суверенном будущем страны без понятных народу и бизнесу стратегий экономического и социального развития.
Для реализации выбранных мегатрендов необходимо, чтобы стратегические, оперативные и тактические цели на всех уровнях государственного управления были "провязаны" между собой. Они должны быть также согласованы с бюджетной классификацией, системами бухгалтерского учета, национальных счетов и начислений, государственной статистикой, показателями и критериями результативности, чего сейчас, к сожалению, не наблюдается.
Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то, что Запад сегодня вкладывает десятки миллиардов долларов в модернизацию архитектуры и технологий управления, решительно переходя от функционального и объектного управления к проектному управлению целями, архитектурой и технологиями как единой социально-экономической системой.
Нам необходимы серьезные усилия по компенсации нарастающего разрыва возможностей и в управлении национальными ресурсами, и в контроле за их использованием по сравнению с западными странами. Решение данной проблемы предполагает интеграцию интеллектуальных и технологических ресурсов, если мы не хотим оказаться в роли статистов при реализации политических сценариев внешних мировых и региональных центров силы.
В этих условиях Президент и Правительство принимают решительные меры по переходу к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, развитию системы контрактации государственных закупок в военной и гражданской сферах, переходу от объектного к проектному управлению государственным строительством.
Реализация национальных проектов, рост качества федеральных и ведомственных целевых программ, формирование системы учета государственных контрактов по закупкам продукции и услуг для государственных нужд, последовательное развитие показателей и индикаторов эффективности распоряжения национальными ресурсами федеральными органами исполнительной власти и региональными властями - далеко не полный перечень реализуемых мер.
Если же с позиций государственного аудита рассмотреть распределение приоритетов по четырем сформулированным Правительством стратегическим сферам: обеспечение качества жизни населения, обеспечение безопасности, реализация экономического роста и формирование потенциала развития, то может открыться существенно различная картина распределения приоритетов, ресурсов и показателей эффективности, их оценки с точки зрения федеральных и региональных властей, бизнеса и общества. В этих условиях всем нам очень важно найти общий язык, говоря о показателях и индикаторах развития страны.
Это одно из условий согласия в обществе, которое также символизирует сегодняшний праздник. А для достижения согласия необходим не только баланс интересов власти, общества и бизнеса, как это предусмотрено Концепцией национальной безопасности, но и объединение их усилий ради процветания страны.
При этом все национальные проекты и программы должны стать составной частью единого проекта, который условно можно назвать "Проект "Россия". Проекта, для реализации которого нужен выбор мегатрендов, обеспечивающих как суверенитет страны, так и ее равноправное участие в мировых глобальных процессах.


Александр ПИСКУНОВ, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Опубликовано: "Российская газета" No 248, 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован