10 марта 2009
4372

Соломон Гинзбург: Политическое изгнание

Несмотря на замечание великого Вольтера (1694-1778), что "вся наша история - вымысел, с которым все согласны", обращаться к политическому опыту античности весьма полезно. Его изучение помогает глубже осмыслить современные общественные процессы.
Действительно, торжество демократии и угроза диктатуры, подкуп избирателей, власть толпы и издевательство над государственными институтами, соперничество между политическими кланами, профанация обещаний, популизм и демагогия, конституционные и экстремистские методы действий были присущи различным этапам древнегреческой и римской истории.
2009 год будет связан с обострением политической борьбы. Он не только подведет черту под "тандемократией", но и продемонстрирует бессилие режима перед лицом обостряющегося социально-экономического кризиса. Чем острее политические коллизии, тем активнее поиск исторических аналогов. В региональных и московских СМИ всё чаще встречается выражение "подвергнуть изгнанию остракизмом". В числе изгнанных называются Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Маргарет Тетчер, Михаил Горбачёв, Дональд Рамсфелд, Владимир Егоров и т.д. В чём же сущность остракизма? Насколько корректны подобные аналогии?
Слово "остракизм" происходит от древнегреческого - "остракон" - "глиняный черепок". Эта мера была введена в Афинах в конце VI в до н. э., сразу же после победы над тиранией. Остракизм - это форма узаконенного изгнания, посредством голосования граждан в Народном собрании (высшем органе власти) черепками. При этом преследовалась цель не наказания за определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чьё присутствие в государстве являлось политически опасным. Это была упреждающая мера, направленная против потенциальных узурпаторов власти - тиранов. Полис (так называлось гражданское сообщество отдельного города) брал под надёжный контроль честолюбивые устремления инициативных личностей. Воля к власти политических лидеров демократических полисов могла быть реализована лишь в тех границах, которые устанавливались законом.
Процедура остракизма выглядела так. Ежегодно в месяц гамелион (февраль) председатели Народного собрания ставили вопрос, считают ли граждане необходимым применение остракизма. В случае утвердительного ответа поднятием рук - хиротониею - в месяц элафеболион (апрель) происходило окончательное собрание, на котором подавались голоса. Голосование производилось тайно и было прямым. В качестве бюллетеня применялся глиняный черепок. Каждый нес в руках уже заранее заготовленный черепок, повернув книзу написанное, с именем того гражданина, чье влияние и мощь он считал опасным для дела афинской демократии. Голосующие сверялись по спискам. Должностные лица следили за тем, чтобы в процедуре не принимали участие неграждане, а также, чтобы один и тот же гражданин не проголосовал дважды.
После голосования поданные "бюллетени" систематизировались и подсчитывались. Если насчитывалось не менее шести тысяч череп-ков с одним и тем же именем, то народ собирался через некоторое время вновь, и глашатай объявлял это имя. Осужденный, получив известие о решении Народного собрания, должен был в течение де-сяти дней привести в порядок свои частные дела и до истечения этого срока покинуть Афины на десять лет. Имущество изгнанного остракизмом не конфисковывалось, а после окончания срока изгнания он мог вернуться на родину без какого-либо ущерба в граждан-ских правах. Кстати, по решению народа изгнанный остракизмом мог быть возвращен до истечения десятилетнего срока ссылки и занимать любые, иногда даже самые высокие должности в государ-стве. Например, первая амнистия имела место в 480 г. до н.э., то есть во время похода на Элладу персидского царя Ксеркса. Причину этой амнистии следует искать в том, что афиняне опасались перехода на сторону врага их знатных сограждан, хо-рошо знавших положение дел в государстве и изгнанных на десять лет остракизмом.
В ходе археологических раскопок в Афинах обнаружено уже более девяти тысяч исписанных глиняных черепков. Попадаются аккуратно выведенные слова, встречаются также кривые и косые надписи с грамматическими ошибками и пропусками букв. Имена написаны в именительном, дательном и винительном падежах. К именам часто прибавлялись нелестные эпитеты: "из предателей", "друг тиранов", "персофил" и т.д. Археологические находки подтвердили сведения, содержащиеся у древних авторов, писавших об остракизме (Филохор, Аристотель, Плутарх и др.). Здесь нельзя не вспомнить чешско-немецкого писателя Габриэля Лауба, отмечавшего, что "археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики".
Смысл остракизма заключался в удалении из государства тех, кто, выделяясь своим величием и могуществом, мог покуситься на демократическое устройство полиса и, узурпи-ровав власть, стать тираном. Однако свою прямую задачу инсти-тут остракизма выполнял лишь в самом начале. Затем он превра-тился в орудие межпартийной борьбы. Манипулируя общественным сознанием, демагоги (кстати, в Древней Греции слово "демагог" не имело ругательного оттенка и буквально означало "вождь народа") направляли гнев толпы против неугодных политических деятелей, расправляясь с ними с помощью остракизма.
Так были изгнаны Ксантипп, Аристид, Фемистокл и другие знаменитые афиняне, никакого отношения к тирании не имеющие. Были попытки изгнать даже знаменитого афинского демократического правителя Перикла.
Крупный скандал разразился в 415 г. до н.э., когда в ходе войны между Афинами и Спартой был изгнан сам инициатор проведе-ния остракизма демагог Гипербол, человек, по мнению древних авторов, "низкого происхождения". Данное изгнание свидетельст-вовало о вырождении практики остракизма, о дискредитации важ-нейшего института афинской демократии и о постепенном превращении последней в охлократию - власть толпы.
В своём развитии институт остракизма прошел два этапа. На первом - он играл роль орудия в борьбе против тирании. Он дейст-вительно защищал интересы афинской демократии, предупреждая возможность нарушения ее конституции со стороны отдельных лиц. На втором этапе остракизм использовался отдельными группировками и их лидерами в межпартийной внутриполитической борьбе. В то же время остракизм - институт прямого народоправства, демонстри-рующий эгалитарный характер античной демократии. Данный эгалитаризм, политическая уравниловка, носившие, порой, экстремистский характер по от-ношению к лидерам, демонстрируют наличие тоталитарных, тиранических моментов в устройстве демократического по-лиса. И, если, с одной стороны, мы можем, понять изначальный импульс, толкнувший гражданскую общину на данное изобретение, то, с другой стороны, в этом институте просматривается тенденция к произволу большинства и утверждению социально-политическо-го шаблона. Остракизм являлся не только самообороной демокра-тии, но и ответом не адекватным угрозе, своего рода, формой общинной расправы над незаурядными личностями. Данный вид референдума, - а с точки зрения правовой, остракизм был именно им, - дает повод задуматься над проблемой: всякий ли референдум следует оценивать высоко только за то, что в нем участвует большинство?
Трагедия остракизма заключалась в его превращении из института, охранявшего демократию, в институт, подрывавший ее. Подобная эволюция, трансформация и деградация различных государственно-правовых институтов и органов власти были свойственны и последующим этапам истории общества. Достаточно от-четливо они просматриваются и сегодня. Но это уже повод для отдельного разговора.


10.03.2009
rugrad.eu
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован