14 августа 2003
2207

Социально-экономическая политика государства не должна разделяться на социальную и экономическую - на вопросы `Интерфакса` отвечает губернатор Пензенской области Василий Бочкарев

- В июле 2003 года правительство Пензенской области утвердило новую форму Генерального соглашения о стратегическом партнерстве с инвесторами. Чем вызвано принятие такого решения?


Начнем с того, что минимальная потребность Пензенской области в финансировании на период 2003-2008 годов составляет 37 млрд. рублей в ценах 2002 года. В то же время обеспечение динамичного социально-экономического развития региона не представляется возможным без привлечения внебюджетных средств для реализации значимых инвестиционных проектов на территории области.


Наиболее привлекательными для частных инвестиций являются отрасли, гарантирующие наибольшую экономическую отдачу, основанную на интенсивности развития, быстрой окупаемости и самодостаточности проектов, с учетом обеспеченности местными ресурсами. Но возникает вопрос: каков инструмент воплощения стратегии в жизнь?


С государственными инвестициями просто - приняли постановление, выделили средства, назначили исполнителей, провели тендер на подрядные работы, наказали за срыв графиков, дали премию отличившимся, или, по крайней мере, не наложили взыскания, если все сделано вовремя. А частным деньгам не прикажешь.


Нравится это моим чиновникам или не нравится, но в отношениях с частным бизнесом есть только один путь - переговоры. Мы подошли к осознанию того, что надо договариваться. И договариваться со всеми по единым правилам. И под своими обещаниями надо подписываться, чтобы потом отвечать за свои слова. Это относится и к бизнесу, и к власти.


Для региональной власти очень важным является вопрос четко оформленных взаимных обязательств по передаче социальной инфраструктуры, налоговой политике, высвобождению рабочих. Мы ни в коей мере не вмешиваемся в производственные планы инвесторов. Но, к примеру, если после прихода инвестора на предприятие требуется провести массовые увольнения или закрытие котельной, которая раньше топила три-четыре квартала, то, как минимум, власти должны об этом знать заранее, чтобы спланировать меры по занятости людей, реконструировать муниципальные котельные и т.д. Один раз договориться и выполнять обязательство.


Опыт показывает, что отдельные инвесторы допускают нарушения договоров, соглашений и иных обязательств с предприятиями и организациями Пензенской области, на ряде предприятий отмечается сокращение рабочих мест, задержка заработной платы, необоснованная смена деятельности, срыв и затягивание сроков намеченных вышеуказанных документами мероприятий. Зачастую это происходит оттого, что не были оговорены все стороны взаимодействия.


В новой форме документа содержится и хитрость. Типовое соглашение составлено так, что инвестор-"стервятник" просто не захочет подписать соглашение. А это верная примета того, что надо заострять внимание, изучать его историю, наводить справки, предупреждать сегодняшних владельцев бизнеса.


А, если говорить масштабнее, то основная экономическая функция нормальной власти - это обеспечивать соблюдение договоров. К сожалению, российское государство по-настоящему себе эту задачу не поставило. Не столь важно, хороши или плохи сегодняшние российские законы, важно, что они не исполняются. И пока в России можно будет безнаказанно нарушать договоры, никаких инвестиций, и никакого удвоения ВВП не будет. Но это надо начинать делать. Мы решили начать с себя.


- В рамках СССР экономический потенциал Пензенской области был высок и весом. Какие меры предпринимает региональное правительство сегодня, чтобы, используя региональные возможности, "вписаться" в новые экономические и политические реалии?


Конечно, можно считать, что раньше экспортный потенциал был невероятно весом, трава зеленее, а холодильники холоднее. В 1990 году экспорт области составлял 93,5 млн. руб. или примерно 150 млн. долларов США по тогдашнему курсу, при этом по прямым связям с зарубежными партнерами всего 5,8 млн. руб., или 9,5 млн. долларов. Сравнивать эти цифры надо не со всем теперешним экспортом, поскольку он включает в себя экспорт в страны СНГ, а с экспортом в дальнее зарубежье. Но необходимо учитывать, что значительную часть экспорта составляла военная продукция, которую, будем говорить честно, советское правительство не продавало, а дарило.


Если же говорить про гражданскую продукцию, то, по сравнению с советскими временами, экспортный потенциал области даже укрепился. В 2002 году мы за счет, прежде всего, гражданской продукции восстановили примерно половину экспорта в страны дальнего зарубежья - 25,3 млн. рублей, что на 13% больше, чем в 2001 году. При этом в структуре нашего экспорта всего около 10% составляет сырье (металлолом). 44% приходится на долю продукции машиностроения, остальное - это продукты питания, мебель, медицинские препараты, одежда и обувь, стеклянные изделия.


В 2002 году наиболее значимо - в 2,8 раза - увеличился экспорт продовольственных товаров, на 25% - изделий из древесины, на 6% -промышленных товаров.


А вообще-то официальной статистике экспорта верить невозможно. Дело в том, что статистика экспорта в России - это не данные по территории, а данные по таможенному управлению.


В прошлом году в Москве и Подмосковье начала пробную работу система электронного декларирования, и 41% наших экспортеров приняли решения оформлять экспорт там. Так, например, в нашу статистику не попадает теперь "Пензмаш", а у него до 50% заказов уходит на экспорт. Мы-то знаем, что в первом полугодии экспорт Пензенской области, включая страны СНГ, составил не 24 млн. долларов, а все 36 млн. (по оперативным данным предприятий), но пишутся они на счет Московской области. Пройдет переоснащение Пензенской таможни, и объем экспорта возрастет.


Главная проблема в сфере развития экспорта - это отсутствие кадров, умеющих работать на внешнем рынке. Для восполнения этого пробела региональное правительство подписало соглашение с Академией внешней торговли об открытии ее представительства на базе Пензенского технического университета (ПТУ), которое займется переподготовкой кадров на предприятиях, проведет ряд семинаров по проблеме деятельности хозяйствующих субъектов в условиях ВТО с участием работников Минэкономразвития.


- Расскажите, пожалуйста, о действующих и планируемых проектах Пензенской области с участием зарубежных стран и компаний.


По состоянию на 1 января 2003 года в области действовали 26 совместных и иностранных предприятий, действующих, в основном, в сфере промышленности. Они образованы при участии инвесторов из Белоруссии, Сянгана (Гонконг), Украины, Германии, Италии, Китая, Молдавии, Турции, США и Нидерландов. Совокупный уставный капитал этих предприятий на конец 2002 года составил 1 млрд. 516 млн. рублей. Совокупный объем производства за прошлый год вырос по сравнению с 2001 годом в фактических ценах на 62,7% - до 4 млрд. 732 млн. рублей, что составляет 19% от общего объема промышленного производства в регионе. При этом среднесписочная численность работающих в совместных предприятиях за год сократилась на 11,3% - до 7 614 человек.


Еще раз отмечу, что, поскольку Пензенская область не является сырьевым регионом, то нас можно рассматривать как лабораторию того состояния России, которое президент Татарстана метко назвал "жизнь после нефти".


На наш взгляд, сегодня в сфере инвестиций просматриваются следующие закономерности:


- Иностранный капитал приходит только в те отрасли, куда охотно вкладывается капитал отечественный. При этом на 9 у.е. отечественных инвестиций приходится 1 у.е. иностранных инвестиций.


- Многие иностранные инвестиции на поверку оказываются российскими деньгами, которые ранее сбежали за границу.


- Иностранные инвестиции идут туда, где решены вопросы собственности, имеется владелец, отсутствуют угрозы регрессионных исков и враждебного поглощения компаний. - При этом иностранные инвестиции терпеть не могут рисков неплатежей и назойливого шума и рекламы до конца пусконаладочных работ и начала выпуска продукции.


В этой связи, я считаю, что лучший способ привлечения иностранных инвестиций - это привлечение инвестиций отечественных в сочетании с обеспечением дисциплины выполнения законов и контрактов и повышением прозрачности предприятий. Если будет уютно отечественному предпринимателю, то все, что останется сделать - это уравнять иностранного бизнесмена с ним в правах.


- Нынешней осенью начнет работать Пензенский филиал московского комбината "Очаково". Известно, что комбинат станет одним из главных налогоплательщиков города. Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества Пензенской области с Москвой?


Да, действительно, проект по строительству завода по производству безалкогольных и слабоалкогольных напитков, кваса и пива АО "Очаково Лтд", который стоит 2 млрд. 894 млн. руб., расcчетно принесет в консолидированный бюджет региона дополнительно 1 млрд. 217 млн. руб. в год после полного завершения строительства. Хотя такого рода фирмы уже с трудом можно назвать чисто московскими, они имеют комбинаты во многих субъектах федерации и в этом отношении являются такими же краснодарскими или пензенскими, как и московскими.


Вообще-то у нас несколько иная логика. Если появляется инвестор, - вкладывает в реальное производство, приобретает собственность на нашей земле, создает рабочие места, уплачивает налоги в местные бюджеты, - то мы считаем, что не предприятие ушло за пределы регионов, а мы приобрели "новых пензяков", с деньгами, связями, рынками сбыта. Соответственно, в ответ ждем, что и они отнесутся к нашей земле, как к своей новой малой Родине.


Что же касается собственно московских предприятий, то у нас сложились с Москвой добрые отношения. Мэр столицы Юрий Лужков не устает повторять, что Москва, в конце концов, тоже регион России. Московское правительство прекрасно понимает, что прежде чем что-то перераспределять, это что-то надо произвести. А в виртуальном пространстве могут находиться только банки и финансовые компании.


В марте Пензенская область и Москва заключили соглашение о сотрудничестве, приоритетными направлениями которого являются автомобилестроение, перерабатывающие отрасли промышленности, торговля. Мы содействуем обмену технологиями, сотрудничаем в области диверсификации промышленного производства, а также обмениваемся информацией о сырьевой базе регионов.


Есть хороший потенциал сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Особое место в наших отношениях занимают дочерние предприятия АМО "ЗИЛ", расположенные в Пензенской области, прежде всего Сердобский машзавод, Пензенский завод "Автозапчасть". Совместными усилиями удалось смягчить сложную обстановку на этих предприятиях, что особенно важно с учетом того, что Сердобский завод является градообразующим.


Кроме того, удалось увеличить поставки продовольствия из Пензенской области в столицу.


Мы надеемся, что в ближайшее время сдвинется вопрос о выделении в Москве площадей под открытие Пензенского торгового дома, что существенно скажется на улучшении доступа москвичей к дешевым и качественным отечественным товарам повседневного спроса.


В Пензенской области действует ряд московских фирм, в частности, "Кедр", "МАИР". С начала 2003 года в регионе открылись филиалы двух столичных банков - Оргрэс-банка и Инвестиционно-торгового банка. Сейчас прорабатывают вопрос о своем присутствии еще ряд финансовых учреждений. Значителен интерес страховых компаний, при этом впервые в этом году наблюдается интерес к размещению страховых резервов непосредственно на территории области.


По большому счету, основные регионы, откуда поступают инвестиции в область - это Москва и Самара. Что закономерно. Как деньги, вывезенные из России начинают постепенно возвращаться в страну, так и деньги, выкачанные в столицу из регионов, помаялись-помаялись, и начали потихоньку возвращаться в народное хозяйство. А оно находится в регионах.


- В феврале 2003 года Пензенская область заключила соглашение о сотрудничестве с Казахстаном. Каковы на Ваш взгляд основные направления подобного межрегионального сотрудничества на постсоветском пространстве?


Благодаря политической и экономической стабильности в России в течение последних лет, стал заметен рост производства во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, что, в свою очередь, ведет к росту конкуренции и усложняет наращивание объема реализации продукции. Одним из решений вопроса увеличения продаж для пензенских предприятий был бы выход на рынки наших ближайших соседей - Казахстана, Узбекистана, Киргизии.


Уровень жизни в этих странах не позволяет большинству населения покупать товары, произведенные в развитых западных странах, а по качеству продукция пензенских предприятий значительно превосходит аналоги из стран юго-восточной Азии при сопоставимых ценах.


Кроме того, благодаря многолетнему совместному развитию в рамках СССР мы имеем идентичные технические стандарты и требования к промышленной продукции. А также, что немаловажно, русский язык остается основным или вторым языком общения для большинства жителей этих стран.


С Казахстаном мы поработали очень активно, я бы даже сказал, несколько агрессивно. Судите, сами: в течение полутора месяцев - визит официальной делегации области в столицу Казахстана, широкое участие в Международной выставке "Промстройиндустрия-Астана-2003" и проведение масштабных "Дней Пензенской области в Казахстане" с многопрофильной научно-технической выставкой.


Итоги 6 месяцев свидетельствуют, что Казахстан, опередив Германию и Украину, уверенно занял первое место среди стран закупающих пензенскую продукцию. Если в I полугодии 2002 года мы экспортировали в Казахстан товаров на 2,9 млн. долларов, то в этом полугодии уже на 5,6 млн. долларов, то есть почти в 2 раза больше. В Казахстан направляется уже более 23% пензенского экспорта, а объем внешнеторгового оборота региона с этой страной вырос на 87%. Прогноз на II полугодие также весьма оптимистичный.


В июле 2003 года проведены переговоры между правительством Пензенской области и министерствами здравоохранения, образования и науки Казахстана и по их итогам подписаны соответствующие протоколы по развитию сотрудничества.


В июле 2003 года руководство казахстанской НК "Казмунайгаз" рассмотрело вопросы сотрудничества предприятий Пензенской области с нефтяными регионами Западного Казахстана. Подписан соответствующий протокол.


В городе Атырау (Казахстан) завершается создание совместного предприятия по оптовой торговле продовольственными товарами и ТНП для обеспечения нефтяников этого региона. В перспективе это будет филиал торгового дома "Пенза - Астана".


В настоящее время обсуждаются возможности создания совместных предприятий, в частности, по отверточной сборке электромагнитных клапанов всех модификаций на базе ЗАО НК "Казахстан-Темир-Жолы", сборке часов под национальной маркой с участием ООО "Пензенские часы" в Астане, велосипедов с участием ОАО "ЗиФ" в Караганде.


Кроме того, ОАО "Сурская мануфактура" (Пензенская область) проводит переговоры по вопросу закупок в Казахстане шерсти с последующей реализацией готовой продукции и изделий из нее на рынках России и третьих стран. ГУП "Радиозавод Пензенский" обсуждает с министерством здравоохранения Казахстана перспективы поставок в эту страну передвижных стоматологических комплексов. ОАО "Биосинтез" намерено поставлять в Казахстан лекарства и медицинские препараты, ОАО "Пензтекстильмаш" - мельничные комплексы и сельскохозяйственные машины, ООО ПКФ "Термодом" - стройматериалы и конструкции. В стадии переговоров находятся вопросы проработки ОАО "Пензхиммаш" проекта строительства сернокислотного завода в Южно-Казахстанской области, поставок авиакомпании "Эйр Казахстан" авиатренажеров производства ОАО "Эра", а также закупки в Казахстане зерна и содействия в его поставке в регионы России.


- Планирует ли региональное правительство развивать подобное сотрудничество с другими странами - потенциальными членами Единого экономического пространства - Украиной и Белоруссией?


Опыт работы с Казахстаном нас многому научил, и уже прорабатывается вопрос по его использованию в развитии торгово-экономических отношений с Белоруссией и Украиной. В Белоруссии мы уже были, тоже налажены неплохие связи.


Но мы не обходим стороной и менее значимые для Пензенской области страны СНГ, в частности, Киргизию и Узбекистан. Также требуют активизации внешнеэкономические связи с Молдавией. Это тем более интересно, что и Киргизия, и Молдавия уже вступили в ВТО, и их опыт может нам пригодиться.


- Как Вы определяете грань взаимоотношений между региональным правительством и хозяйствующими субъектами, позволяющую органам власти без вмешательства в деятельность предприятий проводить экономическую политику, направленную на интересы населения?


Есть законы, которые определяют полномочия правительства в условиях рынка. Мы не имеем права указывать директору, что он должен производить, кому продавать, кого назначать заместителем. Но есть аспекты деятельности предприятия, где государство вмешивалось и будет еще сильнее вмешиваться по мере развития экономики и укрепления власти.


Например, соблюдение трудового и экологического законодательства, обеспечение налоговых отчислений и безопасности производств. И, наконец, государство должно обеспечивать исполнение договоров и безжалостно карать за их нарушения. Почему-то об этом мало говорят. При попустительстве власти были обворованы миллионы вкладчиков, мелких инвесторов, остались без заработной платы миллионы рабочих, крестьян, студентов, пенсионеров. Грань здесь простая - мы не вмешиваемся в содержание договора. Но мы должны следить, чтобы он был исполнен.


Наконец, государство следит за этичностью поведения бизнеса. Свобода человека ограничена свободой других людей. Если кафе находится в жилом доме, то недопустима громкая музыка ночью. Если торгуешь, то убери за собой площадку. Если издаешь газету - не клевещи.


Вот и все шесть условий, ограничивающих свободу хозяйствующих субъектов. В принципе, для порядочного руководителя это действительно не ограничения, а само собой разумеющиеся вещи.


Теперь о самостоятельной экономической политике. Как ни странно, проведение органами власти сильной экономической политики возможно без прямого дирижирования экономикой. Власть, как известно, бывает твердой, как постовой. Такую власть можно обойти. Власть бывает жидкой, как бюрократия. Из нее можно выпрыгнуть, уйти в тень. Настоящая государственная власть, как известно из детских книжек, как кислород - ее не видно, не ощущаешь, но если она вдруг пропадает, или меняет химический состав, выжить уже нельзя.


Всем известна производственная функция. В ней предусмотрено три основных фактора производства: природные ресурсы, капитал и труд. Пока эти три фактора не собраны вместе, никакой долговременный бизнес невозможен. Так вот, от региональной и местной власти относительно независим только один фактор - капитал, и то с известными оговорками, учитывая вышеприведенные ограничения и размер государственных расходов в ВВП. Обеспечение производства двумя другими факторами находится в руках государства, причем такой фактор как труд - целиком передан на субфедеральный уровень. Когда у власти в руках два фактора, то владельцы третьего фактора, если они хотят работать долго, вынуждены согласовывать свои планы.


К сожалению, технологии управления факторами производства "природа" и "труд" в России отсталые. Мы судорожно хватаемся за инструменты воздействия на капитал, вместо того, чтобы сосредоточится на своем прямом деле.


Что такое фактор труда? Ведь именно государство вместе с местным самоуправлением должно, в конечном счете, принять роды и сделать так, чтобы ребенок выжил в младенческом возрасте. Государство должно организовать детский сад, чтобы мама могла создавать прибавочную стоимость, заработать деньги, пустить их в оборот, расширить рынок. Государство же должно дать образование, причем такое, чтобы человек мог найти работу, а не шляться безработным с дипломом "эколога-политолога".


Государство должно создать условия, чтобы человек мог восстановить физическое и моральное здоровье, должно взять под свою опеку выпавшего из производства человека. Школы, родильные дома, спортивные площадки, музеи, концертные залы, больницы, дома престарелых, милиция - это элементы именно экономической политики, и управление ими должно рассматриваться в контексте единого понятия "социально-экономическая политика". Оно не должно делиться на "социальную" и "экономическую". Разделили их те страны, которые строили свое счастье на грабеже колоний, экспортируя проблемы соседям. Европейские страны, которые развивались за счет своих трудовых ресурсов, используют вместо обезличенного слова "экономика" другие слова - "народное хозяйство". И это не Ленин со Сталиным придумали, это исторически сложившийся термин. Почувствуйте разницу: экономика - это просто "хозяйство", а в масштабах страны "народное хозяйство". Volkswirtschaft, если кто уже по-русски не понимает. Немцы тоже говорят только так про реальную жизнь. А термин "okonomie" умные немцы применяют к теоретическим построениям академической науки. Американцы тоже различают между "economy" (народное хозяйство) и "economics" (теория). А мы запутались...


- На осеннюю сессию областного Законодательного Собрания внесен проект закона о благотворительности, который предоставляет значительные льготы товаропроизводителям. Прокомментируйте, пожалуйста, эту инициативу.


Мы уже сейчас, не дожидаясь закона, приступили к созданию благотворительных фондов. При этом идея заключается в обеспечении прозрачности движения благотворительной помощи, гарантии участия благотворителей в управлении теми ресурсами, которые они жертвуют, а также самоокупаемости фондов. Первое и второе обеспечивается созданием наблюдательных советов и наймом управляющего фондом из числа самих благотворителей. Самоокупаемость достигается за счет участия фондов в поставках продукции, выполнении работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.


Наши предприниматели на практике оказались намного лучше, чем мы, чиновники, о них обычно думаем. Там, где удалось создать прозрачную, честную структуру, люди охотно откликнулись на инициативу. В Башмаковском районе за полгода работы фонда удалось собрать на счетах около 200 000 руб. Для небольшого сельского района, где нет акул капитализма, это немало и представляет реальные деньги для решения конкретных проблем.


Проектом закона "О благотворительной деятельности" предусматривается много видов государственной поддержки, но вот налоговых льгот мы не даем. Благотворительность, - это когда делятся своим, а не народным. Налоги - это собственность народная. Другое дело, что для ведения благотворительной деятельности нужно создавать условия, режим наибольшего административного благоприятствования. Благотворители имеют право на то, чтобы им сказали "спасибо", они должны иметь право на благодарность современников и потомков. Поэтому в числе мер государственной поддержки мы определили преимущественное предоставление благотворительным организациям в аренду помещений и земельных участков для их деятельности, а также преимущественное предоставление права на участие в реализации социально значимых программ на конкурсной основе, материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций. Кроме того, планируется предоставить благотворительным организациям льготы по тарифам на жилищно-коммунальные услуги. Также региональное правительство намерено оказывать благотворительным организациям информационную, методическую и юридическую поддержку.


- Говоря о социальных программах, расскажите пожалуйста о региональной программе "Дом для молодой семьи".


Это чисто экономическая, а не благотворительная программа. Экономика села и малого города не может развиваться, если не будет молодых, энергичных, грамотных специалистов. Второе значение этой программы - политическое, в смысле общих принципов решения проблем государственной важности. Как справедливо отмечал наш президент, демография становится проблемой государственного значения.


Наша программа кардинально отличается от существующих во многих регионах ипотечных программ. Во-первых, она нацелена не на 15% верхнесреднего класса, а на тех, кто только стремится попасть в средний класс, то есть мы не столько поддерживаем существующую прослойку населения, сколько пытаемся ее расширить. В этой связи мы отказались от процентных схем. Во-вторых, мы не строим дома, мы не даем денег, мы даем строительные материалы, чтобы человек мог построить дом своими руками. Мы даем жилье, а получаем мастера, хозяина, мужчину в доме, наконец. Кстати, в стоимости дома подрядные работы составляют 2/3 стоимости. И если кредит в 650 тыс. руб. большинству не под силу, то кредит в 200 тыс., руб. с рассрочкой на 30 лет и без процентов уже сегодня под силу потянуть нормальному крестьянину, учителю, зоотехнику, сельскому милиционеру. В-третьих, за каждого родившегося в такой семье малыша, мы списываем 25% задолженности. Это сильнее, чем те жалкие пособия, которые сегодня выдаются под видом "детских" денег. В-четвертых, мы обеспечиваем штучными специалистами предприятия и организации, выполняя прямую обязанность государства в экономике. В-пятых, реализация программы неизбежно требует возрождения общественного сотрудничества, утерянного в последние годы, - чтобы поднять дом, нужна и помощь работодателя, и местной администрации, и соседей. Мы пытаемся восстановить русский образ жизни.


Трудностей тут много. Главные препятствия в головах - нежелание властей помогать, непонимание сути программы. У нас еще осталась большая часть чиновников, которые похожи на акул - развивают стремительную скорость, когда можно что-нибудь оторвать зубами, и ползающие на брюхе по дну, когда аппетитный кусок не светит. Ну, и конечно, много палок в колеса вставляет наше исконное чувство зависти.


- В этом году урожай в Пензенской области ожидается почти на четверть меньше прошлогоднего. Что в этих условиях предпринимает правительство области и Вы как губернатор, чтобы поддержать местного сельхозтоваропроизводителя?


По предварительному прогнозу, в текущем году в регионе будет собран урожай в пределах запланированного - по 14-15 ц/га. Валовой сбор зерна составит около 800-900 тыс. тонн. В частности, озимой и яровой пшеницы ожидается 415 тыс. т., озимой ржи - 106 тыс. т., крупяных культур - 18 тыс. т. Сразу же скажу, что потребности самой области на продовольственные и фуражные цели будут покрыты. Дело в том, что Пензенская область является выражено аграрной. При населении ровно в 1% от российского, мы производим, по экспертным оценкам, около 2,3% продовольственной продукции страны. Поэтому дефицита не будет. Однако трудности есть.


Мы категорически против таких мер поддержки, как раздача денег, или техники. Логика здесь простая - нельзя давать нуждающимся рыбу, надо давать им удочку и учить рыбу ловить.


Но ни в коем случае не надо утрировать такое отношение и говорить о том, что сельское хозяйство - это такой же бизнес, как промышленность и поэтому надо к нему относиться соответствующе, то есть бросить на произвол судьбы и пусть выживает сильнейший. У сельского хозяйства есть одна принципиальная особенность, отличающая его от других секторов экономики - на селе даже теоретически невозможно разделить собственно производственную и собственно социальную сферу. Сельское хозяйство - это особый способ жизни. Работе с компьютером можно научиться на курсах, любую профессию, от плотника до губернатора, можно освоить по стандартной программе. Чтобы работать на селе, надо любить землю, понимать животных, чувствовать природу. Здесь важна преемственность традиций в сочетании с умением осваивать самые тонкие технологии. Я не оговорился, самые высокие технологии именно в сельском хозяйстве, потому что сельское хозяйство - это биология, микробиология, генетика, медицина, те отрасли науки, которые пока еще находятся в зачаточном состоянии, и где анализ переплетается с искусством.


В финансовом плане проводится следующая работа: в областном бюджете предусмотрено 55 млн. руб. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным агропромышленными предприятиями, фермерами и даже личными подсобными хозяйствами. Эти средства позволяют привлечь дополнительно кредитов на 600 млн., руб. Кроме того, на условиях прямой дотации сельским хозяйствам выделено уже 450 млн., руб.


В плане технического перевооружения создаются районные агропромышленные объединения. Это предприятия, которые очищены от груза старых долгов, прошедшие реформирование. В рамках областной программы "Создание сети машинно-технологических станций" для таких объединений приобретается техника в рассрочку на семь лет. На эти цели из регионального бюджета выделено 230 млн. руб.


Кроме того, впервые в этом году совместно с Российским зерновым союзом мы внедряем систему складских свидетельств. Это значительно упрощает честным сельхозпроизводителям и покупателям сельхозпродукции доступ к торгам, обеспечивает взаимодействие зерновых бирж и элеваторов, упрощает систему финансовых расчетов. Если говорить простыми словами, то складское свидетельство, - это ценная бумага, которая гарантирует, что зерно реально существует в физическом виде и полностью соответствует кондиции. Этот инструмент исключает возможность мошенничества, подлога документов, занижения цены и многих других популярных способов обворовывания крестьян.


Первым изъявил желание вступить в эксперимент и подписал документы с Зерновым союзом Лунинский элеватор. Сейчас на очереди Башмаковский мукомольный завод и ООО "Колос" (Симанщина). В настоящее время идет приемка готовности материально-технической базы, лабораторий и технологической документации хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий.


Разумеется, выделяются средства на племенную работу, на защиту растений, на компенсацию потерь от неурожая.


Очень важное значение мы придаем организационной работе. У крестьян есть земля, есть скот, есть желание реализовывать излишки. Надо организовать предпринимателей, потребсоюзы, перерабатывающие предприятия на ведение закупок этой продукции. С этого года мы пытаемся в каждом районе создать специальные хозрасчетные службы по поддержке предпринимательства и личных подсобных хозяйств. В последние два месяца начали реально работать первые 9 подобных служб.


- Как Вы оцениваете перспективы введения в Пензенской области закона о продаже земли, в частности, сельскохозяйственного назначения? Каково мнение на этот счет самих сельхозпроизводителей? Не наблюдаются ли какие-либо злоупотребления, самовольный захват земельных участков, в связи с введением этого закона?


Закон "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" был принят региональным Законодательным собранием 7 апреля 2003. Этот закон определяет права и обязанности участников земельных правоотношений, определяет ограничения на оборот земель, устанавливает меры защиты земельного рынка от спекулятивных сделок, исключает возможность перевода земель без ведома государства из категории сельскохозяйственных в категорию земель для застройки и т.п.


В соответствии с законом, приватизация и предоставление в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории области, будет осуществляться с 1 июня 2005 года. Это связано с тем, что для создания механизма рынка земли нужно еще около двенадцати нормативных актов правительства РФ, завершения процесса кадастровой оценки земель, их полной инвентаризации, проведение инвентаризации по собственникам земель и многое другое.


Сегодня сельхозугодья в регионе составляют 3047,6 тыс. га, из них пашни 2223,8 тыс. га. В области сотни тысяч гектар необрабатываемых земель, на которые государство и хозяйствующие субъекты должны тратить средства на консервацию, проведение природоохранных мероприятий и т.д.


Сейчас ажиотажа в отношении сельскохозяйственных земель не наблюдается. Земля - товар особый. В отличие от золота, она просто так лежать и дорожать не может. Она требует рабочих рук и техники. В целях перепродажи покупается земля в городах и поселениях, дачные участки. Но эти отношения регулируются иными законами и это, как говорится, совсем другая история.

14 августа 2003 года
http://www.interfax.ru/r/B/0/0.html?id_issue=5653716
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован