Современная трактовка «участники СП в России»

Существует формальный и неформальный подход к определению участников СП в России. С формальной, нормативно-правовой точки зрения, он определен Федеральным законом № 172-ФЗ (ст. 9) определены следующие участники государственного стратегического планирования в Российской Федерации на 3-х уровнях[1]:

1. Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

4) Совет Безопасности Российской Федерации;

5) Счетная палата Российской Федерации;

6) Центральный банк Российской Федерации;

7) федеральные органы исполнительной власти;

8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

2. Участниками стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации являются:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации;

6) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

3. Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами[2].

Конкретно область компетенции усчастников СП распределяется следующим образом:

Президент РФ – осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования;

- определяет направления, цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

- выделяет важнейшие задачи, подлежащие решению;

- утверждает документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и по другим вопросам, находящимся в ведении Президента Российской Федерации, определяет порядок их разработки и корректировки;

- определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Президента Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) – осуществляют:

-  законодательное регулирование в сфере стратегического планирования, парламентский контроль (полномочия в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле");

- и обсуждение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации[3].

Правительство Российской Федерации фактически организует стратегическое планирование в области социально-экономического развития:

- определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации (социально-экономическое развитие) и утверждает такие документы;

- обеспечивает согласованность документов стратегического планирования субъектов Федерации (стратегии социально-экономического развития субъекта) с документами стратегического планирования федерального уровня;

- определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, а также порядок подготовки отчетов о реализации документов стратегического планирования;

- обеспечивает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;

- обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования; определяет последовательность разработки и взаимоувязку документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей, а также порядок формирования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации для разработки документов стратегического планирования;

- осуществляет контроль за соблюдением нормативных и методических требований к документам стратегического планирования Российской Федерации, в том числе относительно последовательности и порядка их разработки и корректировки.

Совет Безопасности Российской Федерации – осуществляет стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в соответствии с 172-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ "О безопасности", Положением о Совете Безопасности Российской Федерации.

Его функции во многом зависят от поручений Президента РФ, который может привлекать как членов Совета безопасности, так и руководителей других ведомств и отдельных граждан к работе по подготовке и реализации важнейших решений.

Счетная палата Российской Федерации – (в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации")

- контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;

- аудит реализуемости стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

- анализ выявленных недостатков и нарушений, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом.

Центральный банк Российской Федерации – (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации») обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, национальной платежной системы и развитие финансового рынка.

Федеральные органы исполнительной власти – разрабатывают документы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования;

- разрабатывают планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и утверждают отчеты об их реализации;

- осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования на федеральном уровне.

К числу таких органов могут относиться и специально создаваемые органиы при Правитенльстве РФ. Например, Координационный Совет, созданный 21 олктября 2022 года[4].

К работе над СП Совет безопасности РФ может привлекать как отдельные неправительственные организации, так и отдельных граждан и другие институты развития человеческого потенциала. Как правило, это происходит в рамках общественных экспертных советов СБ РФ, которые рассматривают отдельные актуальные вопросы.

Представляется, что привлечение этих ресурсов к деятнльности Совета безопасности РФ имеет огромный потенциал, который требует своего применения. Особенно если речь идет о научных и творческих коллективах, специализирующихся на отдельных вопросах безопасности – военной, экономической, информационной, культурной.

 

________________________________________

[1] См. подробнее: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/46e67476ab762152503668da1c33e34797fd6764/

[2] Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/46e67476ab762152503668da1c33e34797fd6764/

[3] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022.- 332 с.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован