Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
20 июля 2022
623

Современная военная безопасность России

Нужно помнить, что система это просто набор частей, которые функционируют как единое целое, о чём большинство людей вынуждены вспомнить, когда что-то ломается[1].

Э. Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ

 

В международных отношениях не снижается роль фактора военной силы. Стремление к наращиваю и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружениями[2]

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

О военной безопасности государства можно и нужно говорить  только как о системе, которая объединяет политику государства и общества  в нескольких областях:

Во-первых:

– усилия в области развития, прежде всего, социально-экономического, научно-технического, духовного, культурного и демографического;

– меры по обеспечению безопасности государства и нации.

В принципе это признано в новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой 2 июля 2021 года, где впервые (Статья № 3) сформулировано, что «Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны»[3].

Во-вторых, такая система едина и объединяет:

– усилия не только институтов государства (о чем все помнят), но и общества и всех личностей нации;

– объединенные единой стратегией, которая не просто координирует национальные усилия, но и строго управляет ими.

Такого, надо признать, в России ещё нет.

Таким образом, система безопасности это не просто набор мероприятий институтов государства (Минобороны, ФСБ, Прокуратуры и других правоохранительных органов), но всех институтов государства и общества, объединенных единую и обязательную стратегию.

Приходится признать, что этого в России  пока что нет. Существует, конечно, Стратегия национальной безопасности РФ, новая редакция которой утверждена Президентом страны 2 июля 2021 года, но она носит достаточно декларативный, не обязательный характер и не обеспечена механизмом реализации.

В-третьих, такая политика существует только в конкретной международной и военно-политической обстановке (МО и ВПО), которая не просто учитывается, но и является основанием для формирования политики в области военной безопасности. Даже относительно незначительные изменения в глобальной ВПО неизбежно оказывают непосредственное влияние на военную политику современного государства. Так, например, вроде бы  частное решение о поставках на Украину тактической системы ПРО «Железный купол» США неизбежно приведет к ответным военно-техническим шагам России, а, казалось бы, очень далекое от безопасности России решение США, Великобритании и Австралии 15 сентября 2021 года о развитии ВМС нового блока в Индо-Тихоокеанском регионе (внешне, направленное против КНР), потребует учета в военном строительстве России на Тихоокеанском ТВД.

Наконец, в-четвертых, проблемы военной безопасности России предстоит решать в условиях растущей военно-политической нестабильности, разрушения институтов безопасности и достигнутых прежде договоренностей, т.е. с наименьшей вероятностью в условиях диалога с Западом.

К сожалению, в третьем десятилетии нового века Россия только-только стала преодолевать накопленные за предыдущие 30 лет проблемы во всех областях военной безопасности. Шаги по восстановлению суверенитета, ОПК и дееспособности ВС РФ можно, на мой взгляд, оценивать только как предварительные, хотя, как правило, в верном направлении. Во всех 4 указанных областях требуется дееспособная и эффективная стратегия, которая сможет быстро компенсировать возникшие слабости и катастрофическое отставание.

Таким образом, система национальной военной безопасности России – не только продукт хаотического развития собственно государства СССР и в последующем России в последние десятилетия, – но и во многом производная часть развития мировой системы безопасности и, как следствие, развития ВПО в мире.

И первая, и вторая системы безопасности претерпели качественные, радикальные  изменения. В начале ХХI века правящая элита России неожиданно встала перед новой реальностью – автономного (без её участия) формирования миропорядка, ориентированного на использование силы со стороны западной военно-политической коалиции. Стремительно менялась не только вся микросистема, но и, в частности, система международной военной безопасности, которая стала откровенно ориентироваться на политику «силового принуждения» со стороны Запада. Россия оказалась к этому не готова, а скромные и малоэффективные попытки вмешаться в Ираке и Югославии показали ограниченность её возможностей как участника формирования нового миропорядка первого уровня. Пришлось возвращаться к политике национальных интересов, которая основана в том числе на военных возможностях. Эти возможности, прежде всего в ОПК и ВС, были практически уничтожены, поэтому их медленное и непоследовательное восстановление растянулось вплоть до настоящего времени.

 

_______________________________________

[1] Сноуден Э. Личное дело. М.: Эксмо, 2020, с. 145.

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ В.В. Путина № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Ст. 14.

[3] Путин В.В. Указ президента РФ В.В.Путина от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован