Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
08 августа 2022
460

Современные тенденции в развитии системы военной безопасности в мире

К началу второго десятилетия  военные позиции России в области обеспечения национальной, прежде всего, военной, безопасности оказались, можно сказать, почти катастрофическими: с одной стороны, произошло многократное усиление Запада, который быстро создал мощную военно-политическую коалицию, включив в неё и недавних союзников СССР по ОВД и даже фактически части бывшего СССР, а, с другой, вплоть на начала нового века продолжался беспрецедентный развал ВС и ОПК России, который привел к тому, что у России осталось не более 20% военных и промышленных возможностей по сравнению с бывшим СССР. Представление об этом дает соотношение ВМС на Дальнем Востоке, где ТОФ РФ занимает в настоящее время шестое место, далеко отставая не только от ВМС США и Китая, но и других стран[1].

Поэтому очень многое зависит от состояния МО и ВПО в мире и в регионе, в частности, от перспектив развития того или иного сценария МО-ВПО. Именно это состояние предопределяет во многом реальное положение в регионе. Для этого, например, регулярно необходимо анализировать положение МО-ВПО, например, как это делается регулярно в ЦВПИ. На очередной встрече в апреле 2021 года основной темой стал доклад-презентация ведущего научного сотрудника ЦНИИ № 46, доцента, генерал-майора в отставке С.Р. Цырендоржиева «Прогноз международной и военно-политической обстановки на период до 2035 года», созданный им в соавторстве с Б.В. Куроедовым[2]. С учетом основных вызовов современной эпохи авторы рассмотрели несколько основных сценариев развития МО и ВПО, которые имеют прямое отношение к состоянию ВПО на Дальнем Востоке:

«Жесткая глобализация». США в целом удается навязать собственную повестку остальному миру, проецируя влияние через систему подконтрольных экономических и военно-политических организаций и союзов.

«Умеренная глобализация». Вашингтон в целом сохраняет лидирующую позицию внутри западного мира и систему союзов периода холодной войны. Вместе с тем, кризисные явления поражают Европу. Динамика развития США невысока. Незападные центры силы действуют разобщено, стремясь самостоятельно выстроить приемлемый баланс интересов с коллективным Западом.

«Биполярность 2.0». Жесткое противостояние гегемонистским устремлениям США заставляет ряд крупных держав незападного мира сформировать коллективный полюс силы, опирающийся не на один центр (как во времена СССР), а на несколько ключевых государств – региональных лидеров с взаимодополняющими возможностями в экономической, политической, технологической, информационной и военной сферах.

«Возвышение Китая». Кризис внутри западного сообщества приводит к ослаблению трансатлантических связей, в США отмечается рост изоляционистских настроений. Китай продолжает динамичное экономическое развитие, ускоряются темпы модернизации НОАК. Постепенно к Пекину переходит инициатива в глобализационных проектах.

Это, в свою очередь, ведет к нарастанию военных приготовления. Пример – достигнутые 15 сентября 2021 года договоренности между США, Великобританией и Австралией в области военного сотрудничества в Индо-Тихоокеанского региона. Администрация Байдена сделала важный шаг в оспаривании широких территориальных претензий Китая в Тихом океане, объявив, что США и Великобритания помогут Австралии развернуть атомные подводные лодки, что усилит присутствие Запада в регионе. Если план будет реализован, Австралия может начать регулярное патрулирование, которое может проходить через районы Южно-Китайского моря, которые Пекин считает своей исключительной зоной и простираются на север вплоть до Тайваня. Заявление, сделанное президентом Байденом, премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном, является важным шагом для Австралии, которая до последних лет не решалась напрямую противодействовать ключевым интересам Китая. Однако Австралия ощущает все большую угрозу и три года назад была одной из первых стран, запретивших китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei доступ в свои сети. Теперь, с перспективой развертывания нового подводного флота, Австралия станет гораздо более мощным игроком в возглавляемом США альянсе в Тихом океане. Суда оснащены ядерными силовыми установками, которые обеспечивают безграничную дальность полета и работают так тихо, что их трудно обнаружить. По мнению г-на Джонсона, новый механизм защиты укрепит его усилия по разработке стратегии «Глобальной Британии», ориентированной на Тихоокеанский регион, что станет следующим шагом после того, как Брексит вывел страну из Европейского союза[3].

«Регионализация». Ситуация складывается таким же образом, как и при сценарии умеренной глобализации, но еще сильнее обостряются торговые противоречия, складывается несколько региональных рынков с ограниченным торгово-экономическим взаимодействием.

Понятно, что возможности России в регионе и ТОФ следует рассматривать, исходя из развития того или иного сценария, а не сами по себе. Следует признать, что в текущем виде Тихоокеанский флот имеет весьма ограниченные возможности, сводящиеся, по сути, к прикрытию развертывания группировки морских стратегических ядерных сил в угрожаемый период и защите их позиционного района в военное время. В рамках локального и регионального противостояния с Японией и гипотетического столкновения вокруг южных островов Курильской гряды флот не имеет достаточных сил для самостоятельного завоевания господства на море, что, как и во время Русско-японской войны 1904–1905 гг., делает актуальной проблему переброски дополнительных сил ВМФ и ВКС из других регионов России. При этом «ядро» ударных сил Тихоокеанского флота в виде стратегических ракетоносцев практически бесполезно в подобном конфликте, а силы общего назначения ТОФ значительно уступают морским силам самообороны Японии в численности.

Иными словами, чтобы адекватно оценить систему национальной безопасности России с военно-политической точки зрения на неё нужно посмотреть существенно шире, чем просто как соотношение военных потенциалов на ТВД: во-первых, как на часть системы ВПО в мире, во-вторых, как ещё более крупную  часть системы МО и миропорядка[4]. Сама по себе национальная и государственная безопасность в мире уже не существуют. Они даются в представлении правящих элит только как часть региональной, мировой, международной и военно-политической безопасности. Это означает, что принимаемые национальными государствами решения неизбежно отражаются на всей системе МО-ВПО и, наоборот, происходящие изменения практически всегда отражаются на системе национальной безопасности.

Известны многочисленные примеры, иллюстрирующие эту закономерность, в частности, когда помощь США (фактически создание) моджахедов для борьбы против СССР привела к радикализации Усамы бен Ладена и образованию «Аль-Каиды», а борьба против Саддама Хусейна в Ираке – к образованию исламского государства. Эти примеры привели даже к появлению специального термина у военных – «эффект Франкенштейна», а в разведке – «отдача»[5].

Такая же «отдача» получилась у России после реализации её многочисленных инициатив в политике «нового мышления», которая привела в итоге к резкому ухудшению МО-ВПО в мире. Можно констатировать, что к началу второго десятилетия нового века современная система национальной безопасности  России формировалась, с одной стороны, под влиянием негативных изменений в ВПО в мире, а, с другой, – во многом стихийно – после разрушения советской системы, в основе которой находилась идеология, организация и политическое руководство КПСС всеми институтами общества и государства, включая военную организацию СССР, а также стран-участниц ОВД и Социалистического содружества[6].

После уничтожения ОВД и КПСС военно-политическое управление Социалистическим содружеством и союзниками со стороны СССР было утрачено, а управление государством и всей военной организацией страны, её ОПК было практически разрушено. Более того,  воссоздание фактически так и не начиналось до конца 90-х годов. Пришлось срочно, порой в бессистемном режиме восстанавливать всю систему национальной безопасности – от военной организации государства и правоохранительной систем до подсистемы материально-технического обеспечения безопасности.

Этот процесс проходил в условиях нарастающего противодействия со стороны Запада, который считал, что победил в холодной войне и должен получить окончательные дивиденты в виде разрушения государства и развале российской культурно-духовной и территориальной идентичности, и в обстановке глубокого кризиса в самой России. Надо признать, что такое противодействие Запада очень быстро переросло в системное противоборство с Россией, которое тщательно готовилось, обсуждалось и отрабатывалось. В том числе и на коалиционных действиях против Афганистана, Ливии, Ирака и Сирии, а до этого – Югославии. В мае 2021 года, например, первые в Лондоне прошло совещание «Большой семерки», на котором присутствовали представители других союзников США, центральным вопросом на котором была отработка единой политической стратегии против Китая, России и Ирана.

 

________________________________________

[1] Крамник И. Военно-морские возможности России на Тихом океане критически отстают от потребностей / РСМД, https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/voenno-morskie-vozmozhnosti-rossii-na-tikhom-okeane-kriticheski-otstayut-ot-potreb…

[2] Прогноз международной и военно-политической обстановки на период до 2035 года // Круглый стол ЦВПИ в МГИМО. 29.04.2021

[3] Байден объявляет об оборонной сделке с Австралией в попытке противостоять Китаю / Нью-Йорк Таймс, 15/09/2021 / https://www.nytimes.com/live/2021/09/15/us/political-news

[4] Как писал создатель советской теории функциональных систем П.К. Анохин, «в исследовательской работе не может быть аналитического изучения какого-то частичного объекта без точной идентификации этого частного в большой системе». Анохин П.К. принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Медицина, 1975, с. 20.

[5] «Отдача» («blowback») при выстреле – термин, использовавшийся ЦРУ. См.: Э. Сноуден. Личное дело. М.: Эксмо, 2020, с. 196.

[6] Например, руководство ОПК осуществлялось через оборонный отдел ЦК, а внешняя политика и идеология, как и управление ВС страны – через соответствующие отделы ЦК КПСС.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован