01 февраля 2007
2643

Современные трансформации терроризма

Новиков А.П. Руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник милиции


Традиционно терроризм рассматривается как преступление, уголовно наказуемое деяние, то есть получает оценку с формально-юридической точки зрения. Однако если применить военно-политические подходы, то следует признать, что терроризм является сегодня результатом трансформаций военных технологий.

Речь идет о формировании, а точнее восстановлении технологий "ассиметричных войн". Неспособность противостоять качественно более сильному в военном отношении противнику побуждает слабых субъектов к поиску и других асимметричных ответов, одним из которых стали действия террористического характера. В современной войне развитого государства против страны, находящейся на более низком уровне экономического и технологического развития, вполне вероятно переплетение боевых действий и террористических акций, что мы сегодня и наблюдаем в Ираке. СССР столкнулся с такими технологиями еще в Афганистане.

Российские военные аналитики подчеркивают, что в такого рода войнах отсутствует как таковой единый управляющий центр (что является основным условием ведения конвенциональных войн), но это компенсируется наличием некоей концепции, объединяющей и регулирующей действия парамилитарных структур. К асимметричным войнам готовятся, прежде всего, политические группировки, которые приходят к выводу о необходимости решить актуальные, на их взгляд, задачи силовыми методами, с использованием средств, которые им по карману. И уже исходя из этих средств, они строят тактику ведения вооруженной борьбы. Философия ведения ассиметричной войны опирается на экспрессивный вид боевых действий против инструментального. (А. Маначинский. Когда слабый побеждает сильного // Независимое военное обозрение. 22.12.2006; В. Мясников. Мир с настороженностью всматривается в 2007 год // Независимое военное обозрение. 12.01.2007). Субъектами ассиметричной войны стали, с одной стороны - регулярная армия, а с другой - партизанские соединения, именуемые террористическими группировками. И я полностью соглашаюсь с А. Маначинским, опирающимся на разработки дореволюционного военного специалиста Евгения Месснера, в том, что надо перестать называть беспорядками то, что является оперативными и тактическими эпизодами мятежевойны.

Отражение террористических акций и партизанской войны по определению невозможно стандартными военными действиями, на которые ориентированы большинство армий мира. В результате произошло размывание четких граней между миром и войной как двумя состояниями общества. Мир находится в состоянии перманентной войны, поскольку именно "ассиметричные войны" подтвердили свою эффективность в геополитическом противостоянии.

Война государств и армий, ведущаяся "по правилам", в том числе по правилам современных военных технологий (бесконтактность или минимальное присутствие личного состава на поле боя, технологизация военных операций, создание единого информационного пространства для всей армии) последний раз была продемонстрирована в Югославии и на первом этапе войны в Ираке. Мы наблюдаем социокультурный сдвиг в военных конфликтах. Конфликты высокой интенсивности с локальной географией явно сменились конфликтами низкой интенсивности, но с обширной географией и высокой долей террористической составляющей. Достаточно сказать, что военные операции под эгидой НАТО сегодня ведутся на трех континентах и в них участвуют более 50 тыс. военнослужащих.

Армии мира, безусловно, реагируют на такую диверсификацию. Приведу простой пример. Военная Академия Великобритании издает учебное пособие г-на Ван Кревельда для будущих офицеров. Заставка к книге включает фотографию босого моджахеда в традиционной одежде с автоматом Калашникова. Фотографию сопровождает подпись: "Он не учился в Военной Академии".

Германия располагает классической армией западноевропейского типа. Однако, получив опыт участия в операциях НАТО в Азии, немецкое командование переориентирует свои войска в основном на действия вне Европы против иррегулярных, полупартизанских формирований, избегающих традиционных методов ведения войны.

В 2006г. министр обороны США Д. Рамсфельд поставил перед своим военным ведомством задачу уже в ближайшем будущем перейти к военной концепции, которая обозначена формулой "10-30-30". Ее суть заключается в следующем: в течение 10 дней после получения соответствующего приказа соединения и части вооруженных сил США в необходимом количестве должны быть переброшены в любую точку планеты и начать боевые действия; за 30 дней - разбить войска противника и лишить его возможности возобновить организованное сопротивление в обозримом будущем; в течение еще 30 дней - пройти перегруппировку, быть готовыми к выполнению новой боевой задачи и переброске в другой регион. Несмотря на явную интенсификацию военных операций, достигаемую при реализации данной доктрины, она была подвергнута критике со стороны военных. По мнению оппонентов Рамсфелда "зарубежная функция" современной армии может заключаться и в нанесении превентивных "точечных" ударов по базам этнических и религиозных экстремистов, прибегающих к методам вооруженной борьбы и террористической деятельности.

Военные стратегии США также пополнились описанием мутаций военных действий. Особо выделяется теория "гибридных войн", в соответствии с которой "малые" войны, то есть войны против партизан и террористов (в терминологии армологов США - инсургентов), кардинально отличаются от традиционных войн. Как отмечает Колин Грей (Colin S. Gray), официальный мирный договор часто не с кем заключать, поскольку с США воюют не правительства, а иррегулярные формирования, часто разобщенные. В подобной войне культурные особенности играют колоссальную роль. Тотальное огневое превосходство больше вредит американским войскам, а не их противникам - под удар попадают мирные жители (именно они составляют 80-90% от общего числа жертв), которые пополняют ряды инсургентов и т.д. А Джеффри Рекорд (Jeffrey Record) полагает, что война в Ираке показала - традиционное военное превосходство имеет небольшое значение в войнах с дисциплинированными и хорошо вооруженными инсургентами.

Действительно, на смену классическим войнам Карла фон Клаузевица пришли войны "смешанного" типа с преобладанием локальных боевых действий низкой и средней степени интенсивности.

В декабре 2006г. Армия США (US Army) и Корпус Морской Пехоты США (US Marine Corps) опубликовали совместное Руководство по борьбе с инсургентами (Counterinsurgency Field Manual 3-24/MCWP 3-33.5). Данная методика учитывает опыт партизанских войн, в том числе опыт СССР в Афганистане, опыт США в Ираке. В качестве ключевых целей такого рода военных компаний называются "Обеспечение легитимности правительства", "Единство всех структур, занятых в борьбе с инсургентами", "Упор на политические методы", "Усиление разведки", "Инсургенты должны быть изолированы от групп поддержки", "Безопасность должна обеспечиваться лишь на основе верховенства закона", "Терпение - контринсургентские операции могут тянуться весьма долгое время". Особый интерес представляет описание эффективных и неэффективных практических приемов по борьбе с повстанческими движениями. Последний раз такого рода инструкции боевым офицерам создавались в период войны во Вьетнаме. И хотя в документе речь идет о "контрповстанческих" и "контрпартизанских" операциях, смысл его - в организации контртеррористических военных действий.

Источники: Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian; Колин Грей (Colin S. Gray). Очередное Кровавое Столетие (Another Bloody Century); Джеффри Рекорд (Jeffrey Record, преподаватель Колледжа ВВС США (Air War College)). Побеждая Голиафа. Почему инсургенты выигрывают (Beating Goliath: Why Insurgencies Win); Иан Беккет (Ian F.Beckett). Партизанская Война в Ираке. Историческая Перспектива (Insurgency in Iraq: A Historical Perspective); Иван Аррегин-Тофт (Ivan Arreguin-Toft). Как слабые побеждают в войнах (How the Weak Win Wars: A Theory of Asymmetric Conflict).

Изменение самого характера текущих войн и активация такого его субъекта как террористические (партизанские, инсургентские и т.д.) организации не может не приниматься во внимание при выработке тактики и стратегии контртеррористических операций на пространстве СНГ. Полагаю, приоритет должен быть отдан операциям военно-полицейского типа.

Накопленный государствами-участниками СНГ опыт, в том числе беспрецедентный опыт Российской Федерации, показывает, что контртеррористические действия, осуществляемые только силами армии или только силами органов внутренних дел (полиции) не дают искомого эффекта. В качестве иллюстрации сошлюсь на поиск Россией эффективных управленческих решений в этой области. На Северном Кавказе создана система оперативных штабов. При этом ответственным за проведение контртеррористических операций в регионе были и МВД, и ФСБ, и Министерство обороны России. В настоящее время ответственным субъектом остается МВД России.

Опираясь на собственный профессиональный опыт, могу сказать, что надлежащее решение оперативной проблемы борьбы с терроризмом находится в русле военно-полицейской тактики. Данная тактика включает следующие важнейшие элементы:

* обучение воинских и полицейских подразделений специальным приемам контртеррористических операций, а фактически - приемам противодействия "партизанской" войны;
* сочетание разведывательных возможностей армии и оперативной работы спецслужб и органов внутренних дел;
* физическая изоляция групп террористов от мирного населения;
* обеспечение безопасности населения (эвакуация, вывод, перемещение в укрытия и т.д.);
* установление периметра "зоны ответственности", контроль воздушного пространства, береговых линий;
* совокупность приемов ликвидации или задержания террористов;
* охрана ключевых объектов инфраструктуры;
* уничтожение убежищ и "схронов" террористов;
* проведение непрерывной информационной кампании на всем протяжении контртеррористической операции;
* ликвидация или локализация последствий террористических действий.

С тактической точки зрения, полагаю целесообразным сопровождение военно-полицейских операций такими приемами как

* обеспечение политической трансформации субъектов терроризма в легитимных участников и субъектов управления территориями (именно так действует Российская Федерации в Чечне);
* достижение утраты поддержки террористов со стороны местного населения (это возможно только за счет финансово-экономических мер в сочетании с массированной контрпропагандой);
* дискредитация руководителей и наиболее активных участников террористических и экстремистских групп (что является элементом оперативной работы и контрпропаганды).

Как показывает практика, очевидный эффект имеет ликвидация или задержание руководителей террористических групп с последующей передачей их правосудию. В ряде случаев такие акции приводят и к распаду самой группы. Однако, строго говоря, это является непосредственным результатом военно-полицейских операций.

Для государств-участников СНГ принципиально важным является вопрос о том, какими силами могут осуществляться военно-полицейские операции. И здесь, я полагаю, постановка вопроса об опоре на собственные национальные структуры с сохранением взаимодействия с ресурсом дружественных государств более, чем актуальна.

На мой взгляд, к реалиям СНГ подлежит адаптация стратегии "передового базирования", разработанная и апробированная США. Смысл такой стратегии - не в содержании обычных армий по периметру каждого суверенного государства, а в обеспечении возможности отражения угроз как можно дальше от своих границ. Рижская декларация саммита НАТО содержит следующее указание: "Силы реагирования (СР) НАТО полностью вошли в строй. В СР НАТО входит в порядке ротации группа из 25 000 базирующихся в Европе военнослужащих, которые могут перебрасываться с уведомлением за пять дней и самостоятельно действовать на местах в течение 30 дней. Эти силы формируются с 2003 года и предназначены для того, чтобы дать НАТО возможность быстрого реагирования, а также стимулировать создание более легких и мобильных сил в масштабах НАТО" (Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russian/).

Лабильность географии угроз и сетевой характер терроризма, рассматриваемого в качестве новой формы войны, объективно заставляют пересмотреть организационно-тактические решения по обеспечению действий военно-полицейских подразделений.

В этом направлении ОДКБ уже предприняты реальные шаги. Но ОДКБ не идентична СНГ по составу государств-участников. Более того, геополитические интересы государств-участников СНГ далеко не всегда совпадают, что неоднократно становилось фактором "непонимания" между нами. К сожалению, пока распространение получает сугубо политический, а не совокупный политико-технологический подход к пониманию антитеррористических функций Содружества Независимых Государств. Например, только андижанские события подтолкнули Узбекистан к реальному участию в Антитеррористическом центре СНГ. И в этом я вижу проблему.

Тем не менее, поступательное движение в направлении обеспечения совпадающих экономических и военных интересов необходимо. Я не рассматриваю сейчас вопрос о способах достижения единого знаменателя интересов государств-участников СНГ. Это едва ли возможно. Но создание единого алгоритма организационного и координирующего управленческого обеспечения военно-полицейских операций, направленных и на "купирование" конкретных террористических угроз, и на снижение террористической активности в зоне СНГ и ОДКБ - вопрос ответственности государств перед своими народами. Это фактически наш ответ на качественное изменение террористической угрозы.


www.atcsng.ru

01.02.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован