На страницах этого сайта Вы сможете найти множество план конспектов практически на любую тематику, уставы(редакции 2007 года). Эти материалы окажут значительную помощь офицерам для проведения занятий по ОГП и другим дисциплинам.
Важность государств "ближнего зарубежья" в обеспечении национальной безопасности России более чем очевидна. Объективно это обусловлено давними, историческими связями между ними и всей совокупностью сформировавшихся ещё в советский период тесных политических, экономических, демографических, культурных, научных, информационных и других взаимосвязей.
С учетом всего этого в "Концепции внешней политики Российской Федерации" отмечено, что Россия одним из приоритетных региональных направлений во внешней политике считает обеспечение соответствия многостороннего и двухстороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны и мира. Этот основополагающий вывод подтвержден и в Военной доктрине Российской Федерации. В ней отмечено, что "приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности".
Жизненно важные региональные интересы стран Содружества, во-первых органически связаны с национальными интересами государств его членов, как независимых субъектов международных отношений. Во-вторых, предполагают коллективную защиту их суверенитета, территориальной целостности, социально-политической стабильности, защищенности от любых форм внешних и внутренних угроз. При этом особое место отводится защищенности стран Содружества от угроз военного характера.
Имеющиеся и потенциальные угрозы их безопасности можно разделить на три уровня:
- глобальные, находящиеся за пределами стран Содружества. К данным угрозам следует отнести: международный терроризм, рост масштабов и активности организованной преступности, наркоторговли, этнического, прежде всего исламского экспансионизма и некоторые другие. Они затрагивают интересы всех государств СНГ без исключения и остро ставят проблему создания коллективной безопасности;
- региональные, исходящие от вооруженных конфликтов, нерешенности территориальных и иных вопросов, проблем между государствами СНГ. Как показывает опыт вооруженных конфликтов в этом обширном регионе, волны их негативных последствий (беженцы, бесконтрольное распространение оружия, терроризм и др.) накатываются и на Россию, становясь дополнительной головной болью для российских властей всех уровней и общества в целом. В результате некоторых непродуманных санкций, принимаемых отдельными правительствами стран СНГ, нарушаются экономические и человеческие связи, страдает в первую очередь русскоязычное население, проживающее в "горячих" зонах;
- внутренние угрозы безопасности, причины которых лежат внутри стран Содружества. Это контрабанда оружия и наркотиков, потоки беженцев, рост преступности и мафии - вот неполный перечень уже существующих или возможных в будущем угроз поступательному развитию и национальной безопасности этих стран, в том числе и России
Необходимость применения коллективных усилий для обеспечения безопасности СНГ, нейтрализации различного рода угроз и их преодоления диктуется тем, что они, прежде всего внешние, имеют групповой, коалиционный характер. И противостоять им в одиночку нередко большинство государств Содружества не в состоянии, ибо их генезис и усиление так или иначе связаны с субъектами глобальных и региональных угроз.
На этом фоне создание региональных механизмов безопасности - жизненно важная потребность. Её реализация облегчается общей заинтересованностью стран СНГ в объединении усилий по урегулирование вооруженных конфликтов, охране государственных границ, восстановлению эффективного сотрудничества во всех сферах, в т. ч. в обеспечении безопасности, поддержании боеспособности армии и флота. Все это требует совместных усилий.
Наряду с вышеназванными причинами существует много других факторов, которые являются предпосылками для объединения усилий по защите своих национальных интересов.
Так, например, для разработки новых систем вооружений, их производства требуются огромные капиталовложения. В качестве доказательства можно привести такой факт, что ни одна страна (за исключением России) на постсоветском пространстве не может самостоятельно содержать орбитальную группировку в космосе, без которой ни связь, ни разведку, ни управление в современных условиях не обеспечить. В связи с этим складывающиеся военно-политические отношения являются не чьим-то желанием, а скорей всего объективной реальностью.
Однако для создания единого оборонного пространства необходим целый ряд факторов: нужны общие стандарты вооружений, боеприпасов, принципы обучения, совместимость систем управления, даже язык, и не только разговорный, но и команд, многое другое. На постсоветском пространстве все это есть. И это объективная сторона военно-политических отношений. Но есть и субъективная сторона этого явления, когда в зависимости от политических, экономических моментов, течений эти процессы замедляются или ускоряются.
Государства в постсоветском пространстве в современных условиях определили свои интересы в различных сферах. Кого-то больше интересует военное сотрудничество, кого-то военно-техническое содружество, кого-то миротворчество, кого-то ПВО, кто-то идет на военно-политическую интеграцию на основе общего характер военных опасностей и угроз.
Наиболее эффективно военно-политические отношения складываются между государствами входящими в Договор о коллективной безопасности, где наиболее успешно реализуется идея коллективного обеспечения безопасности государств Содружества, которая прежде чем приобрести свой нынешний облик, прошла довольно сложный путь трансформации. Достаточно условно его можно разделить на три основных этапа.
Первый этап: декабрь 1991 г. - май 1992 г. В этот период были приняты Учредительные акты СНГ, и основные усилия в военной области были направлены на то, чтобы сохранить общее оборонное пространство на территории бывшего СССР и Объединенные вооруженные силы на основе Советских Вооруженных Сил.
В этот же период создается Совет министров обороны (СМО) и Главное командование Объединенных сил СНГ (ОВС СНГ). Все воинские формирования и объекты общего назначения, за исключением собственных вооруженных сил государств-участников, находились в непосредственном подчинении командующего силами общего назначения. Однако, вопреки желанию сохранить Объединенные вооруженные силы, практически одновременно в суверенных государствах началось формирование и развитие национальных вооруженных сил. Это привело к полному разделу Вооруженных Сил СССР, который происходил стихийно, по государственно-территориальному принципу и привел к образованию неравных, различных по составу и уровню оснащенности группировок войск (сил) некогда единого военного организма.
Второй этап: май 1992 г. - апрель 1994 г. 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств - Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана - подписывается Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее, в 1993-1994 гг., к нему присоединились Белоруссия, Грузия и Азербайджан, после чего Договор был ратифицирован всеми подписавшими его государствами и в апреле 1994 г. вступил в силу. В соответствии с ДКБ были созданы органы руководства военным сотрудничеством стран Содружества: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет коллективной безопасности, Совет министров обороны. Договор о коллективной безопасности и принятые в его развитие документы заложили основу военно-политической интеграции государств-участников, но реализовать на практике конкретные меры по коллективной безопасности Содружества на этом этапе так и не удалось. Принимаемые на межгосударственном уровне решения по военным вопросам не подкреплялись соответствующими законодательными актами независимых государств, не был разработан механизм их реализации. Вместо создания ОВС продолжалось активное строительство национальных армий. В сентябре 1993 г. Главное командование ОВС СНГ реорганизуется в Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ.
Третьий этап: апрель 1994 г. по настоящее время. Для него характерны нарастание устойчивых тенденций и практической реализации шагов по созданию системы безопасности СНГ на основе ДКБ и двусторонних договоров (соглашений). Центробежные тенденции на территории бывшего СССР сменились осознанием необходимости развития реального всестороннего сотрудничества, в том числе в военной сфере. Были подписаны базовые документы, определившие контуры и конфигурацию региональной системы военной безопасности СНГ. Это, прежде всего: "Концепция коллективной безопасности" (1995,2000), "Соглашение о создании объединенной системы ПВО" (1995), "Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ" (1996), "Модель региональной системы коллективной безопасности" (2000), "Соглашение об углублении военно-политической интеграции в рамках ДКБ и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности" (2000) и др.
Большое значение для развития военной организации СНГ имело заседание Совета министров обороны стран СНГ, состоявшееся 20 мая 1999 г. в Ереване, в ходе которого были намечены конкретные направления военно-технической интеграции государств-участников ДКБ. Фактически была принята программа создания группой стран ДКБ военного союза по типу того, что имеет место в отношениях России и Белоруссии.
Другим итогом ереванского заседания явилось окончательное определение ряда государств Содружества - стран ГУУАМ (Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдовы) решать вопросы обеспечения своей безопасности с опорой на Запад. В апреле 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне страны ГУУАМ сделали откровенное заявление, в котором выразили намерение более интенсивно развивать взаимодействие в рамках Совета евроатлантического партнерства и программы НАТО "Партнерство ради мира".
Большое значение для развития военной организации СНГ имела 10-я юбилейная сессия коллективной безопасности (СКБ) государств-участников ДКБ, состоявшаяся в мае 2002 г., в которой приняли участие президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Главы государств, входящих в ДКБ, преобразовали его в полноценную международную военно-политическую организацию. Новый статус предполагает появление устава, дополнительной правовой базы и расширение названия до ОДКБ - Организация Договора о коллективной безопасности. В рамках ДКБ будет создан новый орган управления - межгосударственный военный штаб СКБ, будет углублено сотрудничество в рамках созданных Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР), а также военно-техническое сотрудничество.
Следует отметить, что степень взаимодействия между членами СНГ неодинакова. Участие одних в интеграционных процессах довольно ограниченно, другие выражают готовность к более тесному военному сотрудничеству, вплоть до создания оборонного союза. Так что сегодня военное сотрудничество приобрело определенную направленность и формы, обусловленные интересами тех или иных государств, и развивается на нескольких уровнях: в рамках всего Содружества - прежде всего в области миротворчества, охраны границ, охраны воздушного пространства; в рамках Договора о коллективной безопасности - в области укрепления региональной безопасности; на основе двусторонних договоров и соглашений между государствами-участниками - по при-оритетным вопросам обеспечения безопасности.
2006 г.
www.plan-konspekt.ru