Продление Вашингтоном закона о санкциях против Тегерана является свидетельством признания растущей роли Ирана как крупной самостоятельной региональной державы Ближнего Востока, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Закон о продлении санкций против Ирана на 10 лет вступил в силу сегодня в полночь. К этому времени, согласно американскому законодательству, президент Барак Обама должен был либо подписать, либо отклонить принятый ранее Конгрессом США законопроект. Поскольку глава Белого дома не сделал ни того, ни другого, закон вступил в силу автоматически. Документ позволяет президенту США вводить санкции против тех, кто причастен к разработке Ираном баллистических ракет, поддержке терроризма, а также виновен в нарушении прав человека.
14 июля 2015 года в Вене был согласован итоговый Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. 16 января 2016 года ООН, США и ЕС сняли экономические и финансовые ограничения в отношении Ирана, введенные в связи с его ядерной программой.
Иран не удалось загнать в стойло. Собеседники агентства отмечают, что закон США о продлении санкций в отношении Ирана направлен на противодействие укреплению позиций Исламской республики в ближневосточном регионе.
По мнению президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, у США вызывает раздражение, что Иран, выдержав санкционное давление, остается независимой силой, поддерживает отношения с Китаем и Россией. "Уже сам факт, что Иран не является проамериканским государством, представляется для Вашингтона вызовом. Этим и объясняется продление санкций против Тегерана", - отметил востоковед.
За молчаливым одобрением законопроекта со стороны уходящего президента США стоит очевидный провал политики Барака Обамы, нацеленной на изоляцию Тегерана, на попытку поставить Иран в контролируемое Вашингтоном стойло. Все, что не контролируется Белым домом, у США по определению вызывает неприятие, - сказал руководитель Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин.
Иран превратился в крупную региональную державу, чего не хотели допустить ни Вашингтон, ни его союзники - Турция и Саудовская Аравия, добавил аналитик: "В связи с активным участием членов Корпуса стражей исламской революции и проиранского движения Хезболла в сирийских событиях на стороне правительственных сил Башара Асада Иран стал представлять серьезную угрозу для США и их союзников, поддерживающих так называемую вооруженную сирийскую оппозицию;
Против создания нового центра силы
Эксперты обратили внимание на то, что закон о санкциях против Тегерана содержит предостережение в адрес третьих стран, сотрудничающих с Ираном в разработке баллистических ракет.
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов подчеркнул, что Россия не причастна к разработке Ираном баллистических ракет, испытания которых проводит Тегеран. Это скорее намек в адрес Китая и Пакистана, -полагает он.
В свою очередь, Подберезкин отметил, что Иран во многом обязан России в разработке систем своей противовоздушной обороны (ПВО). "Иранская система ПВО оснащена поставленными Тегерану российскими комплексами С-300, что вызвало в свое время резкое недовольство США и их партнеров по НАТО, - подчеркнул Подберезкин.
Запад, по его словам, встревожен не только укреплением экономических и военно-политических позиций Ирана на Ближнем Востоке, но и тем, что Тегеран последовательно отстаивает свою национальную и религиозную идентичность. Вашингтон опасается, что Иран может стать новым исламским центром силы в регионе. Поэтому в законе о санкциях упомянуты нарушения прав человека, хотя ситуация с правами человека в Иране не хуже, чем у союзников США - Саудовской Аравии и Турции, - сказал эксперт.
Сигнал Трампу
Евгений Сатановский считает, что вступивший в силу закон США о продлении санкций против Ирана - это вполне реальный инструмент широкого пользования.
Избранный президент США Дональд Трамп однозначно высказался, что считает вредным соглашение с Ираном по ядерной программе и что он от него откажется, -напомнил эксперт.
Алексей Арбатов подчеркнул, что Республиканская партия США изначально была против ядерной сделки с Ираном, в том числе из-за опасений за безопасность Израиля. Теперь с автоматическим продлением закона о санкциях против Тегерана Белый дом посылает Трампу сигнал о необходимости не забывать свои предвыборные обещания, - считает эксперт.
Под занавес своего правления Обама пытается исправить ошибку, за которую подвергся остракизму и со стороны однопартийцев-демократов, и со стороны республиканцев.
Другое дело, насколько эффективным окажется очередной виток нажима на Иран, который успешно сопротивлялся санкциям и укреплял свои позиции, - заключил Алексей Подберезкин.
МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/.