29 марта 2006
2497

СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН: ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОДИНОКИМ ВОЛКОМ

ИЗВЕСТНОГО РЕЖИССЕРА НЕ ЛЮБЯТ КОЛЛЕГИ, ЗАТО УВАЖАЮТ ПОЛИТИКИ И ОБОЖАЮТ ЗРИТЕЛИ

К своему 70-летию знаменитый кинорежиссер Станислав Говорухин преподнес сам себе замечательный подарок. Он поставил картину "Не хлебом единым", которая прогремела на фестивалях в Выборге, Минске, Челябинске, Гатчине, а на днях будет показана по Первому каналу. Об этой незаурядной ленте, может быть, лучшей в творчестве мастера за последние годы, мы и начали разговор.

ТВОРЧЕСТВО

- Станислав Сергеевич, приступая к съемкам ленты "Не хлебом единым", вы, помню, были полны сомнений: а нужна ли сегодня вообще такая картина? После победы фильма на ряде фестивалей, после переполненных залов вы, надеюсь, изменили свою точку зрения?

- Не изменил, к сожалению. Мою картину, кроме фестивалей, показывали пока только в Москве. При достаточной рекламе - достаточной, разумеется, для такого рода фильма, который не претендует на то, чтобы называться блокбастером. И тем не менее "Не хлебом единым" абсолютно провалился в прокате. Именно это я имел в виду, когда говорил: на фиг этот фильм кому нужен? Между тем я твердо знаю: у меня есть мои зрители. Их миллионы, десятки миллионов. Но они отлучены от фильма, они вообще сегодня не ходят в кинотеатры.

- Почему?

- По разным причинам. Для одних дорого. Даже в Москве, богатой нашей столице, многие не могут потратить 10 долларов на билет. Что же говорить о нищей провинции? Очень много интеллигентной и вполне состоятельной публики не ходит в кино потому, что им противна сама атмосфера нынешних кинотеатров с запахом прогорклого масла, попкорна. В самом зале сидят отвязные тинэйджеры, переговариваются по мобильным телефонам, жрут этот самый попкорн, гогочут в самых неподходящих местах. На задних рядах вообще черт те что происходит. Это уже не кинотеатр, это киношка. И наконец, многие нынче просто боятся ходить на российские фильмы - независимо от того, кто их снял. Особенно с семьей, с детьми. На американские фильмы ходить не страшно, а на российском легко можно нарваться на мат, на откровенно грубую, животную сцену. Словом, какое кино идет в кинотеатрах, такая публика его и хавает. И наоборот.

- Между тем многие считают, что вывести российское кино из кризиса могут не такие камерные, пронизанные духовным светом картины, как ваша, а исключительно блокбастеры...

- Это самый губительный путь, по которому только можно было пойти. Мало того, что наши дети воспитаны на американских компьютерных сказках и "страшилках", что зачастую одно и то же, так теперь к этому процессу подключились и мы. Все эти "Дозоры", "Турецкие гамбиты" - это же верный путь к дебилизации нации. Кого, вы думаете, встречают дети на фестивалях в Артеке и Орленке как героев-космонавтов? Артистов, изображающих четырех отморозков в фильме "Бумер". Они же не актерам рукоплещут, а их персонажам! Нет, только фильмы, пробуждающие добрые, благородные чувства, дающие надежду, вдохновляющие людей, - вот наша дорога. Не художник должен вдохновляться сегодня от людей, это нынче его задача - вдохновить зрителей, которые выходят из кинотеатра и окунаются в безрадостную действительность. Им нужно дать жизненные силы, чтобы пережить это трудное время. Слегка перефразируя классика, скажу: разруха сегодня не в стране - разруха в головах. В головах художников в первую очередь.

- С вашими наблюдениями по поводу публики, которая ходит нынче в кино, можно отчасти согласиться. Но ведь и драматические театры нынче полны, и их заполняют отнюдь не тинэйджеры с мобильниками...

- Вы действительно улавливаете разницу между театральной и киношной публикой? А я нет. Да какой нормальный человек пойдет сегодня в театр? Только человек с испорченным вкусом, с вывернутыми наизнанку мозгами. Одеть Гамлета в бронежилет, героев Островского в кроссовки, а Тартюфа в робу заключенного - это что? Это театр? Это авангард? Нет, это глупость и пошлость. И время, уверен, подтвердит мои оценки.

А что творится сегодня в модельном бизнесе? Идеалом красоты нынче почему-то считается женщина в последней стадии истощения. Это происходит потому, что люди, которые задают тон в высокой моде, зачастую страдают всякими психическими отклонениями. У них, извините, сексуальная ориентация не та. Им, видите ли, хочется в девушке видеть мальчика. Поэтому подиумы и оккупировали тощие безгрудые селедки, которых шатает от голода и изнурительных диет. Этот навязываемый нам тип "сексапильности" не похож ни на один из тех идеалов женской красоты, который культивировался веками. Нынешние топ-модели не похожи ни на женщин Боттичелли, Ренуара, ни на женщин Кустодиева, Зинаиды Серебряковой. А им слепо подражают юные девчонки, входящие в жизнь. Это же путь к физическому вырождению.

ПОЛИТИКА

- Не слишком ли вы мрачно смотрите на жизнь, Станислав Сергеевич?

- Мне многие так говорят. Но ведь недаром есть такое выражение: пессимист - это хорошо информированный оптимист. Вот в свое время я сделал фильм "Великая криминальная революция". Его на экраны не пустили. Тогда я написал книжку на эту тему. Ее перепечатывали из номера в номер многие провинциальные газеты, так что книгу в итоге прочитали десятки миллионов людей. Перечитайте ее сегодня - это же сладкие сопли, детский лепет, потому что жизнь суровее оказалась. Все, что я предсказывал, сбылось, только в более мрачном виде: коррупция нынче пронизала всю страну сверху донизу. Все-таки я владею информацией: уже много лет нахожусь в политике, езжу по стране, общаюсь с людьми, знаю цифры. И на основании всех этих данных, которые есть в моем компьютере (показывает на голову), я могу делать те или иные выводы. Хотя в последнее время я смотрю на жизнь чуть-чуть веселее.

- Почему?

- Потому что пусть постепенно, но многое стало лучше. Правда, лучше по сравнению с наихудшим. Мне кажется, страна нынче не так унижена, как при Ельцине и Козыреве. Промышленность потихоньку заработала. При том же Ельцине функционировало 10 процентов предприятий, созданных в Советском Союзе, а сегодня уже 80. Культура стала финансироваться лучше. Библиотеки, филармонии оживают, усадьбы восстанавливаются. Кинематограф рванул вверх, во всяком случае, в количественном выражении. К детям стали милосерднее относиться, для них вновь стали открываться пионерлагеря. Вы вдумайтесь: при Ельцине даже слово "пионер" было под запретом. Любая революционная власть старается первым делом вытравить у народа память о прошлом. Недаром на знаменах всех этих большевиков - Ельцина, Гайдара, Бурбулиса, Полторанина - был начертан один лозунг: все, что было до нас, - все плохо. Северный морской путь нам не нужен, пионеры не нужны, патриотизм ни к чему. Сейчас все это потихоньку восстанавливается. Но медленно, не все доживут.

- Вы только что назвали главных наших демократов первого призыва коммунистами. Но тут всякий вспомнит, что вы сами примыкали одно время к КПРФ...

- Во-первых, я никогда не был членом партии. Ни в КПСС, ни в КПРФ, если вам интересно, не состоял. И люди сжигали партбилеты по моему призыву, между прочим. Жгли костры, стоя ночи напролет в очереди, чтобы попасть на показ моего фильма "Так жить нельзя", а потом выходили из зала и бросали в те костры партийные билеты. Вот мое отношение к коммунистам и коммунизму. Драма перестроечной эпохи была в том, что на смену одним коммунистам пришли другие коммунисты. Только если зюгановцы, уже все зная о преступлениях Ленина и Сталина, продолжали ходить с их портретиками, взяв тем самым на себя все преступления КПСС, то ельцинисты оказались хитрее и, если угодно, подлее. Они сказали: извините, мы к прегрешениям прежней власти не причастны. Хотя, разумеется, имели к ним самое прямое отношение. Я не верю в их демократические убеждения, потому что нельзя быть всю жизнь коммунистом, а наутро проснуться антикоммунистом. Нельзя быть атеистом, а назавтра стать верующим. Что касается меня, то я уже в 25 лет все понимал про советскую систему и не питал иллюзий на этот счет.




- И тем не менее вы поддерживали Зюганова в его борьбе за президентский пост, все это помнят...



- Да, я поддерживал Зюганова в его борьбе против Ельцина. Потому что Зюганов был в тот момент для страны меньшим злом. Я сегодня убежден в этом еще больше, чем тогда. У Зюганова, если бы он не оказался трусом, были все шансы выиграть президентские выборы 1996 года. И ничего бы страшного не произошло. Вот "розовый" Квасьневский отработал два срока в Польше, и при нем дела шли лучше, чем сейчас. Мог прийти Зюганов к власти и у нас. И это было бы для страны благом. Ведь Ельцин за второй срок успел разрушить все, что только мог. А Зюганов этого бы точно не сделал.




- Нынешние идеологи нас учат, что художник должен быть вне политики. А вы, Станислав Сергеевич, весь в политике...



- Это сказки, что художник может быть вне политики. Многие мои коллеги играют в политику, но стесняются в этом признаться. Вернемся опять к ситуации 1996 года. Когда власть испугалась, что Зюганов может победить, по телевидению уже в день выборов, что является прямым нарушением законодательства, выступали деятели искусства, в том числе и мои коллеги по кино, с призывами отдать голоса за Ельцина. Так что наша интеллигенция - она всегда в политике. При политике. Какая бы власть ни была на дворе, ее неизменная позиция - снизу. Как говорит замечательный писатель Юрий Поляков, любимый праздник нашей творческой элиты - это холуин.




- Но вы-то сами, Станислав Сергеевич, входите сейчас не в оппозиционную, а в правящую партию "Единая Россия"...



- Да, потому что я убедился, что Путин - это все-таки не Ельцин. И надо работать вместе с ним. А с кем еще? Больше не с кем. Вот с ним и будем восстанавливать разрушенную страну. Абсолютно разрушенную. Потому что ущерб, нанесенный годами правления Ельцина и Гайдара, не только сопоставим с ущербом, нанесенным Великой Отечественной войной, нашествием оккупантов, но и многократно его превышает. Тогда страна успела восстановиться за одну пятилетку, а сколько времени понадобится нам нынче? То-то и оно.




ХАРАКТЕР




- Станислав Сергеевич, вы так смело раздаете характеристики своим коллегам. Не боитесь опалы?



- У меня нет друзей в мире кино. Какая-то часть нашего так называемого кинематографического сообщества меня просто ненавидит. Я не собираюсь агитировать в свои поклонники деятелей экрана. Но хоть то, что я сделал в Думе для развития, поддержки кино, они должны оценить? Но никто мне даже спасибо не сказал. Наоборот, на последнем съезде Союза кинематографистов драматург Володарский сказал обо мне: а что он там, в Думе, делал, он в шахматы играл. Вот тебе и вся благодарность от коллег.




- Вас не угнетает ситуация, что вы такой волк-одиночка в кинематографической стае?



- У меня же есть зрители. Посмотрите, как они меня встречают, как я много для них значу, какие письма они мне пишут... Что рядом с этим благосклонность того или иного коллеги? Пустое.




- Вы находитесь, как я могу судить, в замечательной бойцовской форме. Есть секреты, с помощью которых держите себя в физическом, интеллектуальном тонусе?



- Конечно, есть. Записывайте. Никаких диет. Никакого спорта. Никакого размеренного образа жизни. И как можно больше алкоголя. А курю я столько, что скоро уже взорвусь от этого курева.




- Вы, наверное, сейчас иронизируете?



- Ну почему же? Я действительно так живу. И в этом смысле веду себя, как сэр Генри из романа "Портрет Дориана Грея", который, помнится, любил повторять: я готов на все, чтобы вернуть молодость - но только не делать зарядку, не соблюдать диету и не вставать слишком рано. К сожалению, а может, к счастью, я не заряжен на твердый распорядок жизни. Я человек свободный. Полная внутренняя свобода - вот что дает мне силы.




- Как будете отмечать юбилей?



- Да никак не буду. 69 лет - это еще куда ни шло. А праздновать 70-летие мне противно.




- Противно?



- Ну да, противно, что все заканчивается так быстро.




Павлючик Леонид
Trud.ru No 54 за 29.03.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован