ОБРАЗЦОВ Игорь Владимирович – доктор социологических наук, профессор, заведующий социологической лабораторией, профессор кафедры социологии Московского государственного лингвистического университета, Москва, Россия (igorobraztsov@rambler.ru).
Аннотация. В статье излагается проблема формирования и развития профессио- нального психологического отбора в СССР в 1920-е гг. Наиболее масштабно эта работа осуществлялась в рядах Красной Армии. На основе анализа периодических изданий, печатных источников и архивных материалов в научный оборот вводится ряд событий и фактов, связанных с обследованиями, отбором и распределением по родам войск и военным специальностям призывных контингентов и кандидатов для поступления в военные вузы. Рассматриваются опыт и перспективы использования в социологии пси- хологических методов, в частности тестовых методик. Статья продолжает серию публи- каций об эмпирических исследованиях в РККА1.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор • РККА • тесты • тес- товые методики • 1920-е гг.
DOI: 10.31857/S013216250009412-6
Введение. Проблема использования в социологии методов психологической науки, в частности тестов, неоднократно возникала в научном дискурсе и в исследовательской практике советских и российских социологов. Наиболее активно – в период 1970–1980-х гг., когда сложилась практика широкого использования тестовых методик в деятельности социологических служб производственных объединений (предприятий) для обеспечения социологической работы с кадрами [Щербина, Садовникова, 1989: 54–56]. В это время была переведена на русский язык и активно осваивалась отечественными исследовате- лями «энциклопедия западной тестологии» Анны Анастази, утверждавшей, что «психоло- гический тест, в сущности, есть объективное и стандартизированное измерение выборки поведения <...>, различий между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях» [Анастази, 1982: 31, 17].1
Тогда же появилась первая и единственная по данной проблематике монография «Тесты в социологическом исследовании». В этой работе В.С. Аванесов, во-первых, впервые сформу- лировал определение социологического теста как «системы отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надеж- ной и валидной информации об интересующих признаках» [Аванесов, 1982: 41], во-вторых, проанализировал опыт применения в социологии тестовых методик, в
1 См. также: Социологические исследования. 2017. No 12. С. 144–155; 2018. No 2. С. 45–54; 2019. No 2. С. 130–141.
Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора... 127
частности, для оценки стабильности брака, прогнозирования текучести кадров, измере- ния художественно-эстетических потребностей и профессиональных ориентаций молодежи [там же: 50–58].
В последующие годы отмечалось ограниченное использование тестовых методик в социологии: их либо приравнивали к экспериментам [Норхина, 2005: 125], либо рекомен- довали исключительно «для выявления особых личностных и групповых свойств» [Ядов, 2009: 264]. Вместе с тем в исследовательской практике встречалось «немало примеров успешного использования психодиагностических методик в комплексных социолого- психологических исследованиях» [там же: 264–265]. К таковым, безусловно, можно отнести область профессионального отбора кадров, где исследовательские традиции насчитывают более чем вековой опыт.
Данное исследовательское направление зародилось в Европе в начале XX в., в Рос- сии же оно получило бурное развитие только в 1920-е гг., охватывая широкий спектр раз- личных сфер жизнедеятельности советского общества от образования до промышлен- ности и транспорта. Наряду с этим областью массового применения профессионального психологического отбора оказалась военная сфера. Исторический анализ этого опыта значим не только c точки зрения восстановления ретроспективы организационно-иссле- довательских практик профотбора, но и определенного эвристического потенциала.
Первые опыты (1920–1924). Как ни странно, но «первым крупным социальным фак- тором, значительно способствующим распространению новой идеи [профотбора] и ее проверки на практике, явилась война <...>. Чтобы использовать в должной мере преи- мущества, которые давала техника, армиям понадобилось огромное количество специа- листов, которых надо было подготовлять массами в кратчайшие сроки: шоферов, летчи- ков, воздушных наблюдателей, радиотелеграфистов, артиллерийских наводчиков и т.д. Умелый предварительный выбор учеников приобретал особую военную важность» [Дунаевский, 1923: 13–14].
Сказанное в полной мере относится ко всем странам-участницам Первой мировой войны. Однако наибольшие успехи на этом поприще были достигнуты в США. Психологический дивизион американской армии в составе 132 офицеров-психологов (40% от числа всех чле- нов Американской психологической ассоциации того периода) под руководством профес- сора Р. Йеркеса в 1917–1919 гг. произвел тестирование интеллектуальных и физических способностей свыше 1,75 млн военнослужащих, в том числе 42 тыс. офицеров. По ито- гам отбора более 8 тыс. новобранцев были комиссованы с военной службы и еще 8 тыс. военнослужащих изъяты из боевых подразделений и использовались на вспомогательной работе. Были разработаны квалификационные (профессиографические) карты офицеров и военных специалистов различного профиля [Yerkes, 1921: 91; Zeidner, Drucker, 1988: 7, 13].
В России эта работа находилась в зачаточном состоянии, за исключением военной авиации2. С 1909 г. в клинике В.М. Бехтерева при Военно-медицинской академии начали проводиться клинико-психологические исследования летчиков, в 1917 г. при Военно- медицинском ученом совете была создана специальная комиссия по изучению труда летчиков и плановому психологическому отбору летного состава [Бодров, 2001: 33–34]. Однако ее деятельность была прервана революцией и Гражданской войной.
Для ликвидации этого отставания по инициативе Председателя Реввоенсовета Рес- публики Л.Д. Троцкого при Академии Генерального штаба РККА3 была создана опытная психологическая лаборатория (ОПЛ) (приказ Реввоенсовета Республики No 340 от 2 марта
2 Поскольку именно в военно-воздушных силах роль человеческого фактора была преобладаю- щей (более 90% авиационных происшествий в тот период происходили по вине летчиков), в США, Франции, Италии, Германии профессиональный отбор летно-подъемного состава получил наиболь- шие распространение и развитие.
3 Академия Генерального штаба РККА образована 3 мая 1918 г., 5 августа 1921 г. преобразована в Военную академию РККА, с 31 октября 1925 г. носила имя М.В. Фрунзе, который руководил ею с 1923 по 1925 г.
128 Социологические исследования No 5, 2020
1920 г.) «как лабораторное дополнение к кафедре военной психологии» и имела целью «научный психологический анализ отдельных лиц и коллективов (военнослужащих и во- инских частей), практическую работу по определению их годности и приспособленности, по определению средних типов»4.
Первоначальный штат лаборатории – 18 сотрудников5 – с июля 1923 г. был уменьшен до 5 чел.6 и состоял из медицинского персонала. Только в 1923 г. сотрудники лаборатории «однократно обследовали 800 [военнослужащих] и еще 100 чел. – по 4 раза» [Опыт психоло- гической..., 1925: 17]. Несмотря на определенные достижения лаборатории как в области разработки и применения методик отбора кандидатов для поступления в академию, так и в целом психологического сопровождения слушателей в ходе учебного процесса («опре- деления их работоспособности и утомляемости») [там же: 5, 13], через 4 года встал вопрос о целесообразности ее дальнейшего функционирования. Специальная комиссия констати- ровала, что за время своего существования в стенах академии ОПЛ «не смогла... завое- вать среди преподавательского состава признания [того], что в учебно-воспитательной работе ее присутствие крайне необходимо». Причина состояла «в отсутствии какой бы то ни было связи между исследовательскою деятельностью лаборатории и военной педа- гогикой»7; кроме того, исследования, проводимые лабораторией, носили ограниченный характер, поскольку их объектом являлись только слушатели академии.
Для привлечения и использования возможностей научно-исследовательских учреж- дений гражданских ведомств, имевших опыт психотехнических и психофизиологических исследований, 14 мая 1922 г. при координирующем органе управления военно-учебными заведениями РККА – Малом академическом военно-педагогическом совете (МАВПС) была создана Секция для психофизиологического исследования юношества, обучающегося в военно-учебных заведениях Республики. В ее задачи входило с согласия соответствующих ведомств «давать научным учреждениям Наркомпроса и Наркомздрава задания: а) по науч- ному исследованию психофизиологических особенностей юношества, как с общенаучной точки зрения, так, главным образом, с точки зрения военного дела; б) по исследованию различных видов профессиональной одаренности юношества и изучению трудовых про- цессов; в) по изучению психологии в военном деле для установления новых принципов военной педагогики <...> в интересах правильной постановки военно-учебного дела»8. Штат секции – 3 (!) сотрудника9.
Благодаря усилиям секции МАВПС и ОПЛ в России были проведены первые опыты по применению возможностей психологии в профессиональном отборе военнослужащих. Однако возможности указанных подразделений носили ограниченный характер, поэтому в 1924 г. были созданы структурные подразделения, способные организовывать и прово- дить исследовательскую работу в масштабах вооруженных сил. При Военно-санитарном управлении РККА в качестве координирующего органа была образована Центральная комиссия по организации психофизиологических исследований в Красной Армии и Флоте (ЦКОПФИ)10, а в качестве исследовательских подразделений – Центральная психофизио- логическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА (ЦПФЛ ВСУ)11 и Цент- ральная психофизиологическая лаборатория Военно-воздушных сил СССР (ЦПФЛ ВВС)12.
4 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 12. Д. 9. Л. 526.
5 Первоначальный состав: заведующий – Т.Е. Сегалов, его помощники Н.А. Рыбников и Ф.Г. Пав- ловский, лаборанты Н.И. Жинкин, К.А. Виноградов, Н.П. Ферстер и др. [Дьячук, 2019: 54].
6 Последний состав: заведующий – П.П. Лебедев, его помощник Н.В. Петровский, ассистенты Е.А. Дубровин, З.А. Шумская, Н.П. Никольский [Опыт психологической..., 1925: 1].
7РГВА. Ф. 54. Оп. 6. Д. 442. Л. 2.
8 РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 24. Л. 266.
9 Профессора А.П. Нечаев, В.Е. Игнатьев и В.П. Муратов.
10 Приказ РВС СССР и Наркомздрава СССР No 759 от 11 июня 1924 г. 11 Приказ РВС СССР No 1208 от 28 сентября 1924 г.
12 Приказ РВС СССР No 874 от 28 июня 1924 г.
Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора... 129
Поясню, что в процессе создания указанных подразделений в повестке дня стоял вопрос об их названии. Дело в том, что термин «психологический» постепенно утратил в военной среде свою популярность, на смену ему пришла военная психофизиология. Последняя была призвана «объединить собою данные военной психологии, как учения о психических качествах военного начальника и бойца и особенностях их психической деятельности в условиях войны или боя, и данные военной рефлексологии, как учения о поведении человека в тех же условиях, построенного на объективных рефлексоло- гических методах и содержащего в себе сведения о необходимом для воина и бойца в общем психофизическом развитии» [Подерни, 1924: 12]. Были альтернативные подходы. Один из них предложил профессор Военно-медицинской академии В.А. Горовой-Шалтан: «В конечном итоге из сочетания методов антропометрии, физиологии, клинических дис- циплин, методов экспериментальной психологии или психотехники, социологии должен будет выработаться практический метод социально-биологической экспертизы, кото- рая и явится, в сущности, целью предстоящих работ <...>. Название развертываемых лабораторий психофизиологическими не вполне уясняло бы их значение <...>. Название “лаборатория социально-биологических исследований”, быть может, больше бы отвечало сути дела» [Горовой-Шалтан, 1925: 43]. Но за основу был принят психофизиологический подход, основанный на «принципах приложения физиологической методики исследова- ния высшей нервной деятельности академика И.П. Павлова к изучению реакций и пове- дения военнослужащего под влиянием различных условий военной деятельности» [Яков- лев, 1926: 136].
Функции созданных ЦКОПФИ и лабораторий были определены следующим образом. На Центральную комиссию по организации психофизиологических исследований в Красной армии и флоте возлагалось «общее руководство, направление и согласование всей работы по организации и проведению в военном и морском ведомстве психофизиологических исследований <...> определение круга вопросов, подлежащих изучению в области рацио- нального отбора и распределения [граждан], поступающих на военную службу, влияния различных видов военного труда на здоровье и физическое развитие [военнослужащих]»13. Особенностью работы этой комиссии явилось «стремление к теснейшей увязке практиче- ской антропологии, практической психологии и практической физиологии в одну общую дисциплину, что, несомненно, находилось в связи с взглядами на социального человека, как предмет изучения» [Фролов, 1930: 2].
Комиссия носила межведомственный характер, к работе в ней были привлечены должностные лица управлений военного ведомства (Военно-санитарного управления14, центральных психофизиологических лабораторий, Штаба РККА, Главного управления РККА и других центральных органов военного ведомства), видные ученые в области психотехники (профессора И.Н. Шпильрейн и А.М. Добровольский). В зависимости от содержания рассматриваемых вопросов на заседания комиссии приглашался широкой круг военных и гражданских экспертов. Комиссия приступила к работе в ноябре 1924 г.
Центральная психофизиологическая лаборатория ВСУ РККА рассматривалась в ка- честве «научно-исследовательского и научно-практического учреждения, имеющего на- значением проверку и разработку методов психофизиологических исследований, а также мероприятий, направленных к нормированию трудовой, учебно-воспитательной и быто- вой жизни [воинских] частей»15. На нее возлагалась «разработка методов оценки физиче- ского развития военных и военнообязанных контингентов населения СССР и научное раз- решение вопросов отбора и распределения по родам войск лиц, принимаемых на воен- ную службу; <...> проверка методов коллективных и индивидуальных психологических
13 РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 42. Л. 186.
14 Начальник ВСУ (в 1924–1928 гг. – З.П. Соловьев, с 1928 г. – М.И. Баранов) или помощник началь- ника ВСУ (Н.А. Зеленев) – председатель комиссии; начальник отдела санитарной подготовки войск (И.А. Залкинд, затем Г.Б. Яковлев) – секретарь комиссии.
15 РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 43. Л. 655.
130 Социологические исследования No 5, 2020
испытаний и применение их в условиях Красной армии и флота»16. Лаборатория состояла из психологического, физического и антропометрического кабинетов, которые обслужи- вали 10 сотрудников17. На протяжении всего периода деятельности ЦПФЛ ВСУ ее возглав- лял Ю.П. Фролов – опытный врач-физиолог, ученик и сотрудник академика И.П. Павлова.
Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-воздушных сил СССР была ориентирована на решение задач, связанных с «изучением вопросов психофизиологии тру- довой деятельности летно-подъемного состава; <....> свойств человеческого организма, коим должны удовлетворять лица, поступающие и выпускаемые из учебных заведений ВВС СССР; рассмотрением и изучением причин катастроф с точки зависимости их от инди- видуальных качеств летчиков и воздухоплавателей; разработки указаний для психофизио- логических лабораторий, обслуживающих учебные заведения ВВС СССР»18. Лаборатория включала психологический и физиологический кабинеты, а также научную библиотеку. Для осуществления практических экспериментов ей был придан самолет. Штат из 11 со- трудников19 включал помимо врачебного состава летчика-эксперта и инженера-механика. Это научно-исследовательское подразделение последовательно возглавляли военные врачи С.Е. Минц20, Н.М. Добротворский и М.В. Раевский.
Таким образом, одним из ключевых направлений деятельности обеих лабораторий являлся профессиональный отбор. Он в тот период рассматривался как «выбор из значи- тельного числа кандидатов лиц, наиболее подходящих к данной профессии» [Мандрыка, 1933: 530]. В качестве основного при профотборе использовался метод тестов, который рассматривался в виде «психологического опыта, который ставится с целью определить ранговое место испытуемого внутри коллектива в отношении какого-нибудь признака» [Руководство..., 1929: 94].
В 1924 г. научно-исследовательские подразделения РККА проходили процесс фор- мирования. Первое масштабное тестирование военнослужащих было проведено сотруд- никами исследовательского подразделения Наркомата рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) докторами Н.П. Соколовым и А.Д. Сперанским. Во второй половине 1924 г. в одном из стрелковых полков Московского гарнизона процедурам профессионального отбора было подвергнуто 275 новобранцев. В ходе этого исследования впервые была апроби- рована батарея тестов и методика ее использования в РККА, разработаны критерии про- фессиональной пригодности призывников [Соколов, Сперанский, 1925]21.
Единая система профотбора (1925–1930). С выходом 19 февраля 1925 г. приказа РВС СССР No 205, определившего положение и штат «Психофизиологической лаборато- рии округа, фронта и армии», начался процесс создания «периферийных» научно-иссле- довательских подразделений в войсках.
Психофизиологическая лаборатория округа (фронта, армии) (ПФЛ) рассматривалась в качестве «научно-исследовательского учреждения, имевшего назначением научное руко- водство проведением психофизиологических исследований, направленных к нормирова- нию и регулированию трудовой, учебно-воспитательной и бытовой жизни частей округа (фронта, армии), а также постановку опытных исследований силами самой лаборатории»22. Функциональное предназначение периферийных ПФЛ было аналогично направлениям
16 Там же.
17 Наиболее деятельные сотрудники: Ю.А. Васильев, Ф.А. Ковтунова, А.И. Раутенштейн, М.Д. Чиркин, С.А. Харитонов и др.
18 РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 45. Л. 433.
19 Наиболее деятельные сотрудники: А.В. Айзенберг, В. Андреев, А.П. Аполлонов, П.И. Егоров, А.В. Лебединский, И.К. Собенников и др.
20 Приказом РВС СССР No 1054 от 19 октября 1925 г. лаборатории было присвоено имя ее со- здателя и первого руководителя, «безвременно погибшего на служебном посту»: ЦПФЛ ВВС РККА имени т. Минца.
21 Отчет о данном исследовании републикуется в настоящем номере журнала (с. 138–148). 22 РГВА. Ф. 4. Оп. 12. Д. 45. Л. 714.
Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора... 131
деятельности центральных лабораторий с учетом «применения их [методик] к условиям округа (фронта, армии)»23. В состав каждой лаборатории входило по 3 сотрудника – военные медики. ПФЛ подчинялись начальникам Военно-санитарных управлений военных округов, методическое руководство осуществлялось ЦПФЛ ВСУ РККА. Наряду с фор- мированием войсковых и флотских лабораторий был образован ряд ПФЛ при военно- учебных заведениях.
На повестку дня встал вопрос о проведении первого крупного исследования в масштабах РККА. За основу было предложено взять опыт проведенного годом ранее исследования докторами Н.П. Соколовым и А.Д. Сперанским. 24 июня 1925 г. на заседа- нии ЦКОПФИ при рассмотрении его результатов был сделан вывод о том, что «методика ориентировочного психотехнического исследования новобранцев представляется не вполне приемлемой для отбора в армию» и «требует значительной поправки»24. Для до- работки под председательством ВРИД начальника ВСУ И. А. Залкинда была сформирована авторитетная комиссия25, которая в сентябре 1925 г. представила свой вариант батареи тестов, включавшей тесты: на зрительную память по Бронштейну (No 1); на активное вни- мание, быстро меняющее направление (No 2); на быстроту выполнения поручений и ло- гические способности (No 3); тест аналогии (No 4); тест на последовательность и здравый смысл (No 5)26. Была разработана методика «разбивки испытуемых на группы по степени одаренности» – по сумме набранных при тестировании баллов, включавшая 5 подгрупп: А – неудовлетворительные с суммарным баллом от 0 до 7; Б – мало удовлетворительные (от 8 до 15); В – удовлетворительные (от 16 до 23); Г – хорошие (от 24 до 31); Д – выдаю- щиеся (от 32 до 36)27. В зависимости от причисления к подгруппе кандидаты подлежали распределению по воинским специальностям и должностным категориям (например, с категориями «Г» и «Д» – направление в полковые школы младшего командного состава).
Осенью 1925 г. впервые периферийными ПФЛ военных округов с привлечением «специалистов различных научных учреждений (университетов, институтов и лаборато- рий), а также преподавателей вузов, знакомых с практикой проведения психотехнических испытаний»28 по единой методике были проведены обследования более 3-х тысяч военно- служащих в войсках Московского, Ленинградского, Украинского, Приволжского, Запад- ного и Северо-Кавказского военных округов. Начальник ВСУ в докладе в Реввоенсовет СССР отмечал, что «полученные результаты дали возможность использовать данные об- следования при отборе кандидатов в полковые школы и для распределения специалис- тов внутри части <...> и позволяют перейти к массовой работе в этом направлении»29.
Проведение мероприятий профессионального отбора в ходе ежегодных призывов в РККА новобранцев и отбора кандидатов для поступления в военно-учебные заведения приняло регулярный характер. Масштабы обследований постоянно увеличивались, до- стигнув в период 1924–1930 гг. общего числа около 460 тыс. чел.30: в 1924–1925 – 3 тыс., в 1925–1926 – 13 тыс., в 1926–1927 – 46 тыс., в последующие периоды – 87, 150 и 160 тыс. человек. Количество научно-исследовательских подразделений увеличивалось и на 1929 г. составляло 22 лаборатории (18 штатных и 4 нештатных), в том числе: 2 – центральные, 9 – окружных (флотских), 3 – по родам войск, 4 – при вузах, 4 – нештатные (на курсах усо- вершенствования и при стрелковых дивизиях) и 150 антропометрических кабинетов31.
23 Там же.
24 РГВА. Ф. 9. Оп. 13. Д. 430. Л. 70–71.
25 В состав комиссии помимо авторов исследования были включены: И.В. Смородинов (ГУ РККА),
Н.М. Добротворский (ЦПФЛ ВВС), Г.А. Россолимо (Наркомздрав), И.Н. Шпильрейн и А.А. Толчинский (Центральный институт труда).
26 РГВА. Ф. 9. Оп. 13. Д. 430. Л. 76–82. 27 Там же. Л. 82.
28 Там же. Л. 76.
29 РГВА. Ф. 33987. Оп. 1. Д. 652. Л. 29. 30 РГВА. Ф. 34. Оп. 3. Д. 269. Л. 80.
31 Там же. Л. 97.
132 Социологические исследования No 5, 2020
Создание и развитие сети исследовательских подразделений психофизиологического профиля в тот период было характерно не только для военного ведомства, а являлось частью сети профессионального отбора в СССР. В различных органах государственного управления в тот период функционировало более 100 лабораторий: в Наркомате здравоох- ранения – 7, Наркомате труда – 21, Наркомате по иностранным делам – 19, ВСНХ – 12, Нар- комате рабоче-крестьянской инспекции – 2 и др. [Психотехническое движение..., 1930: 248].
Помимо центральных лабораторий ЦПФЛ ВСУ и ЦПФЛ ВВС наиболее дееспособными в исследовательской деятельности проявили себя ПФЛ Белорусского военного округа (зав. лабораторией Д.Е. Розенблюм), Приволжского военного округа (Г.А. Вакслейгер), Морских сил Балтийского моря (С.П. Шестовский), Краснознаменной Кавказской ар- мии (З.Г. Мишулович), Военно-медицинской академии (Ф.Г. Кротков), ВПАТ32 (В.П. Оси- пов, И.Ф. Тимофеев), Артиллерийских курсов усовершенствования командного состава (И.М. Темкин), Ленинградской школы по переподготовке командиров запаса им. тов. Ленина (П.Н. Соколов), Второй военной школы летчиков имени «ОСОАВИАХИМа СССР» (Н. Цыга- нов) и др.
Лабораториями были получены интересные результаты в области профессиональ- ного отбора, в изучении характера воздействия условий военной деятельности на психо- физиологическое состояние военнослужащих: влияние стрельб с дульными тормозами различных артиллерийских систем на орудийные расчеты; высотных полетов и длитель- ных перелетов – на работоспособность летных экипажей; условий регенерации воздуха – на экипажи подводных лодок; утомляемости и питьевого режима – на организм красноар- мейцев в ходе длительных пеших маршей и выполнения нормативов в противогазах и т.п. Деятельность ПФЛ приносила и некоторые теоретические обобщения. Например, док- лад начальника ПФЛ Морских сил Балтийского моря С.П. Шестовского «Психофизиоло- гические исследования в частях РККА, как средство учета сдвигов в психофизиологиче- ской характеристике отдельных районов СССР» вызвал дискуссии на Первом всесоюзном съезде по изучению поведения человека (январь 1930 г.) и на заседании ЦКОПФИ (август 1930 г.). Свои теоретические выводы он основывал на результатах изучения контингентов, призываемых на флот из различных регионов страны: «Результаты испытаний по системе тестов ВСУ РККА <...> дают нам фотографический снимок (психографическую карту) психографических свойств отдельных районов как результат воздействия биосоциальных и профессионально-экономических факторов (социальное происхождение, профессия, образование, степень урбанизации и т.д.) на личность и коллектив»33.
В частности, сравнение районных профилей по суммарным баллам тестов создавало возможности для их дифференциации: наиболее высокие показатели демонстрировали контингенты, призванные из Ленинградской и Московской губерний; «выше-средние» – из западных и юго-восточных районов; «ниже-средние» – из центральных. Средние пока- затели грамотности и низкие по психотехнике – из северных и северо-западных; средние показатели психотехники и низкие показатели грамотности – из Украины и Поволжья. Обосновывались выводы исходя из «дифференцирующей силы каждого теста»34.
Методика и техника тестовых испытаний постоянно совершенствовались. Это было связано как с изменением состава призывных контингентов, так и с корректировкой требований к ним. Так, в Приволжском военном округе в 1929 г. из кандидатов в полко- вые школы, прошедших психофизиологические испытания, «из более 1000 чел. только 2,7% удовлетворяло полностью требованиям профиля. Призывным комиссиям было предложено руководствоваться «пониженным» профилем <...> до уровня [категории] “Г”.
32 Военно-политический институт им. Толмачева 14 мая 1925 г. переименован в Военно-поли- тическую академию им. Толмачева, 11 января 1938 г. академии было присвоено имя В.И. Ленина.
33 РГВА. Ф. 34. Оп. 4. Д. 13. Л. 132. 34 Там же. Л. 133.
Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора... 133
Однако в ряде случаев ввиду недостатка подходящих кандидатов в полковые школы были направлены призывники даже с категорией “Б”» [Вакслейгер, 1930: 50].
В 1929 г. была разработана новая серия тестов, которая отличалась от предыдущих тем, что в ней «отсутствовал тест Бернштейна (на зрительную память) и имелись два но- вых теста: 1) перестановки цифр и 2) заполнение пропущенных слов (Эбингауз) <...>, были введены два варианта к тестам на противоположность и аналогии»35. С социологи- ческой точки зрения наибольший интерес представляют методики, связанные с провер- кой «политической грамотности» обследуемых контингентов, которые от двух вопросов в исследовании новобранцев 1924 г. увеличили их количество до 16 вопросов – в иссле- довании младших командиров запаса в 1930 г.36
В 1929 г. Военно-санитарным управлением был разработан «Пятилетний план развития психофизиологической службы в РККА», предполагавший увеличение численности лабо- раторий до 38, антропологических кабинетов до 85037. Число обследуемых контингентов, планируемых к обследованию, составляло: в 1929–1930 г. до 60 000 красноармейцев и курсантов; в 1930–1931 – 75 000; 1931–1932 – 120 000; 1932–1933 – 150 000; 1933–1934 – 150 00038. Таким образом, к началу 1930-х гг. в РККА сложилась многоуровневая система профессионального отбора, были заложены основы ее динамичного развития.
Институциональный запрет (1931–1936). Пятилетнему плану развития психофизио- логической службы не суждено было осуществиться. Его реализации помешали обстоя- тельства идеологического и организационного характера. Идеологические причины были обусловлены особенностями социально-политической обстановки в стране в конце 1920 – начале 1930-х гг., реализацией концепции «обострения классовой борьбы». Она сопровож- далась ликвидацией остатков «эксплуататорских классов», «непримиримой» борьбой «с буржуазными теориями на базе марксистско-ленинской теории» [Сталин, 1949: 142].
Выводы, получаемые с помощью методов профотбора, подрывали идеологиче- ские догмы, прежде всего, о лидирующей роли пролетариата в общественном развитии. Например, «по тестам ВСУ 35% металлистов явились бы непригодными для работы в мотомех[анизированных] частях»39 или «наиболее пригодный контингент для наших летных и других [военных] школ представляли служащие, а не рабочие, они оказались “одареннее”» [Могилевич, 1932: 4]. Подобного рода заключения власть объясняла не- совершенством тестовых методик и «политической близорукостью» их разработчиков. Следствием этого явился секретный циркуляр No П2/10220/с от 8/10 февраля 1931 г. «О воспрещении применения методов психофизиологии и психотехники к исследованию вопросов идеологии», разосланный в военные округа, на флоты и в военные комиссариаты. Этот документ положил конец научному изучению политико-морального состояния военнослужащих, по сути, ввел запрет на проведение в войсках любых эмпирических соци- ально ориентированных исследований: «ПУ РККА предлагает прекратить проводимые раз- личными органами психофизиологические и психотехнические исследования идеологии, политических настроений, усвояемости политзанятий и пр. личного состава Красной армии путем применения методов тестов, коллизий и другими способами. Все исследования подобного рода основаны на политически вредных методологических основах, в корне несовместимых с марксизмом-ленинизмом. Для изучения политического роста масс и про- явлений враждебной идеологии, политорганы и парторганизации располагают целиком испытанными средствами работы в массах и потому не нуждаются в добавочных приемах, позаимствованных из арсенала буржуазной идеологии.
35 РГВА. Ф. 34. Оп. 4. Д. 13. Л. 112–113.
36 Можно предположить, что это был последний случай крупномасштабного использования в РККА тестов по социально-политической тематике.
37 РГВА. Ф. 34. Оп. 3. Д. 269. Л. 97.
38 Там же. Л. 98.
39 Архив Института психологии РАН (АИП). Фонд Шпильрейна И.Н. Оп. 3. Д. 132. Л. 1.
134 Социологические исследования No 5, 2020
ПУ РККА обязывает всех членов партии, работающих в РККА, решительно разобла- чать антимарксистскую сущность применения психофизиологии и психотехники к иссле- дованию вопросов идеологии и пресекать все соответствующие попытки. Всю литера- туру, содержащую в себе подобного рода неверные установки, из массовых библиотек изъять»40.
Данное решение состоялось за 5 лет до выхода постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркопросов», окончательно поло- жившего конец использованию в педологии и психотехнике «бессмысленных и вредных анкет и тестов», названных «лженаучными экспериментами» [Постановление..., 1936: 25]. Участие в таких исследованиях вскоре стало основанием для репрессий, которым под- верглись некоторые из их организаторов и исполнителей. В частности, были осуждены и расстреляны высокопоставленные сотрудники Политуправления РККА: А.С. Булин, Ф.Е. Родионов, В.Н. Черневский, А.В. Шифрес и др. В Военно-санитарном управлении РККА был репрессирован его начальник – корпусной врач М.И. Баранов, «такая же участь постигла его заместителя и двух помощников, погибли или находились в заключении большинство начальников медицинских учреждений центрального подчинения и почти все начальники санитарных управлений (отделов) военных округов» [Быков, 2005: 176]. Пострадали представители Психотехнического общества во главе с его председателем И.Н. Шпильрейном, принимавшие активное участие в исследовательской деятельности в войсках [Курек, 2004].
Демонтаж системы профессионального психологического отбора довершили обстоя- тельства организационного характера. Военно-санитарное управление41, являясь военным учреждением и руководствуясь распоряжениями военного ведомства, на правах отдела входило в состав Наркомата здравоохранения. Его относительная автономность способ- ствовала развитию академических дискуссий и активизации исследовательской деятель- ности в войсках, в том числе в области профессионального психологического отбора. Однако в связи с реорганизацией центрального аппарата военного управления поста- новлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1929 г. ВСУ было передано в ведение Народного комиссариата по военным и морским делам (с 22 ноября 1934 г. получило наименование Санитарного управления РККА). Его дальнейшая деятельность была регламентирована и поставлена под жесткий административный (Штаб РККА) и политический (Политуправле- ние РККА) контроль.
16 марта 1930 г. был образован Военно-санитарный институт (ВСИ) РККА, в состав которого вошли обе центральные психофизиологические лаборатории (ЦПФЛ ВСУ РККА и ЦПФЛ ВВС), а Центральную комиссию по психофизиологическим исследованиям расформировали. В ноябре 1931 г. были введены новый штат и новое наименование – Научно-исследовательский испытательный санитарный институт (НИИСИ) РККА42, его воз- главил военврач Е.Г. Могилевич.
На институт был возложен круг задач от разработки основ организации и тактики санитарной службы до внедрения в войска медико-санитарной техники и оборудования. Задачи по «совершенствованию профессионального отбора и комплектования частей, уч- реждений и подразделений РККА» остались в ведении института. Но социально-психоло- гическая составляющая (тесты успешности, «одаренности») из практики его деятельности была исключена. Проводившиеся до середины 1930-х гг. мероприятия носили форму
40 РГВА. Ф. 34. Оп. 3. Д. 269. Л. 220.
41 До 28 марта 1924 г. – Главное военно-санитарное управление (ГВСУ) РККА.
42 Деятельность НИИСИ РККА впоследствии привела к образованию видовых институтов (ВВС и ВМФ).
В 1935 г. на основе выделенного из НИИСИ РККА сектора военно-воздушной службы был образован Авиационный научно-исследовательский санитарный институт РККА (с 1936 г. – Институт авиацион- ной медицины РККА имени акад. И.П. Павлова). В 1940 г. в Ленинграде – Научно-исследовательский санитарный институт Военно-Морского Флота.
Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора... 135
медицинского отбора – врачебного обследования (процедуры антропометрического и физиологического характера) [Руководство..., 1933].
Отныне в медицинском отборе возобладала «оценка годности к военной службе кон- тингентов, ценных в социально-классовом отношении [курсив мой. – Прим. И.О.] с точки зрения функциональной, с точки зрения физической возможности служить в РККА, а не формальных нарушений в [их] состоянии здоровья» [Могилевич, Молодцов, 1932: 7]. Это полностью противоречило изначальным целевым установкам профессионального психологического отбора.
Заключение. В Советской армии после Великой Отечественной войны предпринима- лись попытки возрождения элементов профессионально-психологического отбора. Однако его возрождение произошло только в 1986 г. с введением в действие «Руководства по профессиональному психологическому отбору», определившего организацию, кадровое и методическое обеспечение профессионального психологического отбора (ППО) в воен- ных комиссариатах и вузах Министерства обороны СССР [Руководство..., 1986]. В Россий- ской армии эта система трансформирована в психологическую службу. Традиции, зало- женные в 1920-е гг., продолжаются, опыт тех лет представляет научный интерес.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Пер. с англ. под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубков-
ского и др. М.: Педагогика, 1982.
Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Учеб. пос. для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. Быков И.Ю. Основные этапы становления и развития центрального органа управления военно-меди-
цинским делом в России // Федеральный справочник. Здравоохранение России. В 19 т. Т. 7. М.:
Федеральный справочник, 2005. С. 171–178.
Вакслейгер Г. О проведении психофизиологических испытаний новобранцев при призывных комис-
сиях осенью 1929 года // Военно-санитарное дело. 1930. No 5–6. С. 48–51.
Горовой-Шалтан В. Психотехника в военном деле и возможности ее применения в Красной Армии //
Военно-санитарный сборник. 1925. No 2. С. 38– 44.
Дунаевский Ф.Р. Профессиональный подбор и его социальный смысл. Методология профессиональ-
ного подбора. Харьков: Путь просвещения; Институт труда, 1923.
Дьячук И.А. Опытная психологическая лаборатория Академии Генерального штаба РККА как прото-
тип психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Научные труды
Московского гуманитарного университета. 2019. No 1. С. 53–58. DOI: 10.17805/trudy.2019.1.5. Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники. СПб.: Алетейя, 2004.
Мандрыка А. Профессиональный подбор // Большая медицинская энциклопедия. В 35 т. Т. 27. М.:
Советская энциклопедия, 1933. Ст. 530–537.
Могилевич Е. За большевистскую непримиримость // Военно-санитарное дело. 1932. No 4. С. 1–10. Могилевич Е., Молодцов Н. За качество медотбора призываемых // Военно-санитарное дело. 1932.
No 8. С. 6–10.
Норхина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод // Социологические исследования. 2005.
No 1. С. 118–126.
Опыт психологической работы в Военной академии РККА. М.: Военная Академия РККА, 1925. Подерни В.А. Военная психология и НОТ в Красном Флоте // Сб. ст. с предисл. В.М. Орлова. Л.: Ред.-
изд. отдел Морского ведомства, 1924. С. 11–22.
Постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркопросов» //
Педагогическое образование. 1936. No 4. С. 25–27.
Психотехническое движение. Первый съезд по изучению поведения человека (Ленинград, 25 янва-
ря – 1 февраля 1930 г.) // Психотехника и психофизиология труда. 1930. Т. III. No 2–3. С. 225–284. Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы
ВВС, и по переосвидетельствованию лиц летно-подъемного состава. М.: ВСУ РККА, 1933. Руководство по профессиональному психологическому отбору и рациональному распределению призывников, военнослужащих срочной службы и кандидатов на обучение военным специаль-
ностям в ВС СССР (Приказ МО СССР от 1986 г. No 162). М.: Воениздат, 1986.
Руководство по психотехническому профессиональному отбору / Под ред. И.Н. Шпильрейна. М.; Л.:
Госиздат, 1929.
136 Социологические исследования No 5, 2020
Соколов Н., Сперанский А. Опыт ориентировочного психотехнического испытания новобранцев // Военно-санитарный сборник. 1925. No 2. С. 56–67.
Сталин И.В. К вопросам аграрной политики в СССР. Речь на конференции аграрников-марксистов 27 декабря 1929 г. // Сталин И.В. Сочинения. М.: Политиздат, 1949. Т. 12. С. 141–172.
Фролов Ю.П. Психофизиология военного труда в РККА. Лекция десятая. М.-Л.: Государственное медицинское издательство, 1930.
Шпильрейн И.Н. Основные вопросы профессиографии // Психотехника и психофизиология труда. 1928. Т. I. Вып. 1. С. 31–40.
Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами (подбор, расстановка, рациональное использование). Кишинев: Штиинца, 1989.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособ. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009.
Яковлев Г. О работе Центральной комиссии по организации психофизиологических исследований в Красной Армии и флотах // Военно-санитарный сборник. 1926. Вып. III. С. 135–137.
Zeidner J., Drucker A.J. Behavioral Science in the Army. A Corporative History of the Army Research Institute. Alexandria, VA: US ARI, 1988.
Yerkes R.M. Psychological Examining in the U.S. Army // Official Report of the Division of Psychology, The Surgeon General’s Office. In Memoirs. Vol. 15. Washington, DC: National Academy of Sciences, 1921. P. 95–99.
Статья поступила: 09.03.20. Принята к публикации: 25.03.20.
THE MAKING OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION IN THE 1920s’ RED ARMY
OBRAZTSOV I.V.
Moscow State Linguistic University, Russia
Igor V. OBRAZTSOV, Dr. Sci. (Sociol.), Prof., the Department of Sociology, Head of Sociological Laboratory,
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia (igorobraztsov@rambler.ru).
Abstract. The article describes the problem of formation and development of professional psychological selection in the USSR in the 1920s. The most systematic and significant aspect of this work was carried out in the ranks of the Red Army. A number of events and scientific data based on the analysis of periodicals, small circulation literature and archival materials of the post-revolutionary period are introduced into academic use. They are related to the mass survey, selection and distribution of military contingents and candidates for entering military schools. Experience and prospects of using psychological methods in sociology, in particular, test methods, are examined. The article continues a series of publications by the author about empirical research in the Red Army in the 1920s.
Keywords: professional psychological selection, the Workers’ and Peasants’ Red Army, test methods, USSR, 1920s.
REFERENCES
Anastazi A. (1982) Psychological Testing. Book 1. Transl. from English under the editorship of K.M. Gurevich, V.I. Lubkovsky et al. Moscow: Pedagogika. (In Russ.)
Avanesov V.S. (1982) Tests in a Sociological Research. Moscow: Nauka. (In Russ.)
Bodrov V.A. (2001) Psychology of Professional Activity. Textbook for Universities. Moscow: PER SE. (In
Russ.)
Bykov I.Yu. (2005) The Main Stages of the Formation and Development of the Central Governing Body
of the Military Medical Activity in Russia. In: Federal Reference Book. Health Care in Russia. In 19 vols.
Vol. 7. Moscow: Federal'nyy spravochnik: 171–178. (In Russ).
Dunaevsky F.R. (1923) Professional Selection and its Social Meaning. Professional Selection Methodology.
Kharkov: Put' prosveshcheniya; Institut truda. (In Russ.)
Dyachuk I.A. (2019) Experimental Psychological Laboratory of the Academy of the General Staff of the
Red Army as a Prototype of the Psychological Service of the Russian Armed Forces. Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific Works of the Moscow University for Humanities]. No. 1: 53–58. DOI: 10.17805/trudy.2019.1.5. (In Russ.)
Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора... 137
Frolov Yu.P. (1930) Psychophysiology of Military Labor in the Red Army. Lecture 10. Moscow-Leningrad: Gosudarstvennoe meditsinskoe izdatel'stvo. (In Russ.)
Gorovoy-Shaltan V.A. (1925). Psychotechnics in Military Affairs and the Possibilities of its Application in the Red Army. Voyenno-sanitarnyy sbornik [Military Sanitary Collection]. No. 2: 38–44. (In Russ.) Guidelines for the Medical and Psychophysiological Selection of Candidates Entering the Air Force
Schools, and for the Re-examination of Airborne Personnel. (1933) Moscow: VSU RKKA. (In Russ.) Guidelines for the Professional Psychological Selection and Rational Distribution of Draftees, Conscripts and CAndidates for Military Training in the USSR Armed Forces. (1986) (Order of the USSR Ministry
of Defense No. 162 of 1986). Moscow: Voenizdat. (In Russ.)
Kurek N.S. (2004) The History of the Elimination of Pedology and Psychotechnics. St. Petersburg: Аleteya.
(In Russ.)
Mandryka A. (1933) Professional Selection. In: Big Medical Encyclopedia. In 35 vol. Vol. 27. Moscow:
Sovetskaya entsiklopediya: 530–537. (In Russ.)
Mogilevich E. (1932) For Bolshevik Intransigence. Voyenno-sanitarnoye delo [Military Sanitary Activities].
No. 4: 1–10. (In Russ.)
Mogilevich E., Molodtsov N. (1932) For the Quality of Medical Selection of Conscripts. Voyenno-
sanitarnoye delo [Military Sanitary Activities]. No. 8: 6–10. (In Russ.)
Norkhina N.N. (2005) Test as a General Scientific Diagnostic Method. Sotsiologicheskie issledovaniya
[Sociological Studies]. No. 1: 118–126. (In Russ.)
Poderni V.A. (1924) Military Psychology and Scientific Management in the Red Fleet. In: Collection of Articles
with a Foreword by V.M. Orlov. Leningrad: Red.-izd. otdel Morskogo vedomstva: 11–22. (In Russ.) Psychotechnical Movement. The First Congress on the Study of Human Behavior (Leningrad, January 25 – February 1, 1930). (1930) Psikhotekhnika i psikhofiziologiya truda [Psychotechnics and
Psychophysiology of Labor]. Vol. III. No. 2–3: 225–284. (In Russ.)
Shcherbina V.V., Sadovnikova L.B. (1989) Sociological and Psychological Support of Work with Personnel
(Selection, Placement, Rational Use). Chișinău: Shtiintsa. (In Russ.)
Spielrein I.N. (1928) Basic Questions of Professiography. Psikhotekhnika i psikhofiziologiya truda
[Psychotechnics and Psychophysiology of Labor]. Vol. I. No. 1: 31–40. (In Russ.)
Spielrein I.N. (ed.) (1929) Manual of Psycho-Professional Selection. Moscow-Leningrad: Gosizdat. (In Russ.) Sokolov N., Speransky A. (1925) Experience of an Indicative Psychotechnical Testing of New Recruits.
Voyenno-sanitarnyy sbornik [Military Sanitary Collection]. No. 2: 56–67. (In Russ.)
Stalin I.V. (1949) Revisiting the Agrarian Policy in the USSR. Speech at the Agrarian Marxists Conference,
December 27, 1929. In: Stalin I.V. Oeuvre. Vol. 12. Moscow: Politizdat: 141–172. (In Russ.)
The Resolution of the Central Committee of the CPSU(b) dated July 4, 1936 “About pedological Distortions in the System of Narkompros”. (1936) Pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogical Education]. No. 4:
25–27. (In Russ.)
Waxleiger G. (1930) On the Psychophysiological Testing of Recruits with Draft Commissions in the Fall
of 1929. Voyenno-sanitarnoye delo [Military Sanitary Activities]. No. 5–6: 48–51. (In Russ.)
Yadov V.A. (2009) Strategy of Sociological Research: Description, Explanation, Understanding of Social
Reality: Textbook. 4th ed. Moscow: Omega-L. (In Russ.)
Yakovlev G. (1926) On the Work of the Central Commission for the Organization of Psychophysiological
Research in the Red Army and Navy. Voyenno-sanitarnyy vestnik [Military Health Bulletin]. Vol. III:
135–137. (In Russ.)
Yerkes R.M. (1921) Psychological Examining in the U.S. Army. In: Official Report of the Division of
Psychology, The Surgeon General’s Office. In Memoirs. Vol. 15. Washington, DC: National Academy
of Sciences: 95–99.
Zeidner J., Drucker A.J. (1988) Behavioral Science in the Army. A Corporative History of the Army
Research Institute. Alexandria, VA: US ARI.
Received: 09.03.20. Accepted: 25.03.20.