12 февраля 2005
1503

Стенограмма общественных слушаний по теме `Гражданское общество и судебная реформа`, проведенных Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 11-12 февраля 2005 г.

Бризицкий Анатолий Михайлович - судья Верховного Суда РФ

А.М. БРИЗИЦКИЙ - Завершена судебная реформа или продолжается? - споры идут. Бесспорно одно: судебная деятельность требует дальнейшего совершенствования, требуется бесспорно улучшение работы судов.

С согласен с выступлением заместителя Генерального Прокурора Сабиром Гаджиметовичем, что не может быть так, чтобы судебная система существовала сама по себе, а гражданское общество - само по себе. Иной раз, критика звучит так, как будто суды - это отдельное государство, а не в государстве, не судебная власть в государстве. Если мы будем критиковать работу судов с позиций собственного превосходства над всеми - Сергей Анатольевич - со злобой, ненавистью, недоброжелательностью к работе судов, не предлагая ничего рационального, это вряд ли улучшит их работу.

Вот предлагается ввести институт судебных общественных заседателей. А почему ввести? - Тогда уж давайте писать: не ввести, а восстановить. Не по вине судов ушел этот институт. Вспомните, сколько критики было в отношении работы народных заседателей, сколько раз в печати их называли "кивалами". И в итоге, исходя из позиции критики, которая уже звучала, все-таки добились, чтобы в новом Уголовно-процессуальном Кодексе этого института не было.

Конечно, были недостатки. Сейчас Сергей Анатольевич упомянул, что была судья, которая ввела общественных заседателей в штат и заменяла им фамилии в судебных решениях, - и она потеряла должность. Не потеряла должность - эта судья осуждена Верховным судом Российской Федерации за вынесение заведомо неправосудных судебных решений. Но это же еще не говорит, что такова была система в целом. Сейчас Уголовно-процессуальным Кодексом предусмотрено рассмотрение уголовных дел тремя профессиональными судьями. Мы и раньше выступали за то, чтобы значительная категория таких уголовных дел могла рассматриваться с участием заседателей, но сейчас этот институт упразднен и в новом УПК не существует.

Теперь по некоторым вопросам, которые предлагается обсудить. Некоторые из них настолько объемные, что, может быть, заслуживают отдельного рассмотрения, проведения целых конференций - поэтому, буду говорить тезисно.

Первое, - предлагается создать судебные округа в качестве основы определения территориальной подсудности дел судам общей юрисдикции с тем, чтобы они не совпадали с административно-территориальным делением страны.Должен вам сказать, что отношение к этому предложению - неоднозначное. Но, никуда мы от этого не уйдем, логика в этом предложении бесспорна, в отличие от того предложения, которое одно время муссировалось в печати, - помните, - о переведении высших судов в Санкт-Петербург.

Здесь есть логика: окружные суды, по крайней мере, кассационные, будут приближены территориально и так далее.В настоящее время депутатом Государственной Думы Гуревичем в Думу внесен проект федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"" о создании на территории России десяти таких федеральных судов общей юрисдикции. В настоящее время по решению Совета Государственной Думы от 18 января 2005 года этот законопроект направлен в соответствующие органы для получения отзывов, предложений и замечаний. Я знаю, что есть уже заключение правительства - отрицательное. В Верховный Суд он тоже поступил и обсуждается. Официальная позиция Верховного Суда пока не высказана, мое субъективное мнение такое: логика в этом предложении, конечно, имеется. Речь идет не о том, чтобы удалить суды, допустим, из Пензы куда-то дальше, - а о том, что это будут суды прежде всего по рассмотрению кассационных дел, которые рассмотрены в областных, краевых, республиканских судах по первой инстанции, т.е. будет выход кассационной инстанции по отношении к первым судам. Этот вопрос, конечно, требует дальнейшей проработки и обсуждения.

Об учреждении административных судов. - Верховный суд выступал и выступает, я знаю официальную позицию, это и моя точка зрения, за создание судов по делам несовершеннолетних, так называемых ювенальных судов. Должен сказать, что еще 15 февраля 2002 года Госдума приняла в первом чтении федеральный конституционный закон о внесении дополнений в Закон "О судебной системе Российской Федерации" в части создания таких ювенальных судов. Элла Александровна упоминала конференцию, которая проходила 14-15 января этого года в Ростове-на-Дону по теме "Ювенальная юстиция: правовой и образовательный аспект". Я разговаривал с некоторыми участниками этой конференции: судьи - участники этой конференции высказываются за создание таких судов.

Есть и другие предложения: создать трудовые суды. - Знаете, не надо увлекаться. Другое дело, - Вениамин Федорович говорил, - специализация, но на каком уровне? Специализируются судьи, судебный состав? Но дробление, создание еще каких-то трудовых судов - это не оправдано. А некоторые говорят: давайте, создадим суды для пенсионеров, - так можно далеко зайти.

О развитии судопроизводства в мировой юстиции. - Мы выступали "за", отстаивали, наконец, ввели институт мировых судей. Они работают, но, к сожалению, мы перестарались и перегрузили их работой. Об этом речь шла на межреспубликанском совещании председателей Высших судов субъектов Федерации. Но это проблема - наша, внутрисудебная, и она решаема, в отдельных случаях, может быть, с помощью законодателей, но решаема. Мировые судьи действуют, и на последнем нашем совещании их работа получила положительную оценку.

Здесь есть предложение: учредить институт съезда мировых судей с правом пересмотра съездом решений мировых судов. - Это кто-то предложил здесь что-то непонятное. Это - неправовое предложение.

О судебных следователях или следственных судьях уже говорил Сабир Гаджиметович. Вопрос отдаления, отграничения обвинительной власти, судебной власти - что-то подобное действовало на заре Советской власти,- я думаю не заслуживает серьезного обсуждения.

Еще на одном вопросе хотел бы остановиться.- Предлагается обеспечить гражданам право на суд с участием присяжных заседателей - обратите внимание! - по всем уголовным делам по тяжким и особо тяжким преступлениям. Сегодня здесь даже прозвучала такая мысль - по всем категориям дел, в том числе и по гражданским делам. Давайте все-таки исходить из юстиции реальной. Несколько лет работали суды присяжных в девяти субъектах Федерации. Сейчас мы фактически только-только начинаем работаем с судами присяжных в других регионах. Пусть поработают суды присяжных с тем объемом, который у них есть. Одних залов сколько пришлось оборудовать в областных судах! Давайте, сначала построим Дворцы правосудия для районных судов. Ну, где, скажите, рассматривать дела судом присяжных в районном суде, да еще в односоставном суде или двухсоставном.

Вот, посмотрите, в 2004 году районными судами осуждено за тяжкие преступления 257 301 человек, за особо тяжкие - 68 311 человек. Всего чуть больше трехсот двадцати пяти и пяти десятых тысяч осуждено за тяжкие и особо тяжкие. В областных судах за такие преступления осуждено в 2004 году девять с половиной тысяч. Из них не все дела подсудны суду присяжных, но из тех дел, которые подсудны суду присяжных, в Российской Федерации в прошлом году осуждено 9,6%. Зам. Генерального Прокурора назвал чуть выше цифру. -Действительно, на предварительном следствии заявили одиннадцать с лишним процентов, но потом, в результате предварительного слушания, рассмотрено по существу 10, 6%, т.е. каждое десятое, даже больше, дело. Это не так много, но пусть суды поработают в этом объеме.

Здесь предлагается ввести суды присяжных по гражданским делам - по наиболее значимым! Верховный суд Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным кодексом рассматривает по первой инстанции дела по избирательному праву, где оспариваются правовые акты правительства и Президента Российской Федерации. - Ну, что может быть более значимым из дел? Разве это должен рассматривать суд присяжных? Там исключительно правовые вопросы. Я с спрашивал юристами об их отношению к введению суда присяжных по гражданским делам? Они говорят, что может быть через какое-то время и они и будут введены, скажем, о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, об установлении отцовства. Но введение судов присяжных по наиболее значимым делам - это неверно. Быть может, сейчас введение судов присяжных по гражданским делами не представляет проблемы, сложнее определить - по какой категории, потому что по всем категориям - это, вы сами понимаете, невозможно. Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать.

Э.А. ПАМФИЛОВА - Спасибо, Анатолий Михайлович. Слово предоставляется Симонову Алексею Кирилловичу, Фонд защиты гласности.


www.neps.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован