Вопрос: Как Вы оцениваете итоги заседания Совета Безопасности ООН по проблеме пиратства?
Ответ: Единогласно принята очередная резолюция по борьбе с пиратством. Это шестая по счету резолюция за последние три месяца. Такая интенсивная работа СБ ООН в этом направлении говорит об остроте проблемы. Я бы сказал, что пираты действуют все более дерзко, все более нагло. Их требования становятся все более беззастенчивыми. Создается впечатление, что они уверены в своей безнаказанности. Тем временем страдают люди: когда осуществляется захват кораблей, экипаж и пассажиров берут в заложники. Страдает свобода морского судоходства, компании терпят убытки, государства несут дополнительные расходы. Вследствие всего этого меры, которые принимает Совет Безопасности, мы считаем абсолютно оправданным. Очень важно, что активнейшая вовлеченность СБ ООН обеспечивает международно-правовую устойчивость всего этого процесса и деятельности всех тех государства, которые с согласия правительства Сомали участвуют в борьбе с пиратством. То, что происходило в Совете Безопасности в последние месяцы, представляет собой последовательное наращивание международно-правовой базы. До недавнего времени существовало несколько международных конвенций, в первую очередь, это, конечно же, конвенция по морскому праву, а также Конвенция 1988 года о борьбе с незаконным захватом судов. Они регламентировали шаги по противодействию пиратству, в том числе с применением силы в открытом море. После того как произошел всплеск морского разбоя у побережья Сомали, Совет Безопасности в ответ на просьбу правительства этого государства разрешил заинтересованным странам заключать договоренности с сомалийским руководством о действиях против пиратов в территориальных водах. Теперь, буквально неделю назад, президент Сомали обратился с просьбой распространить это разрешение и на сушу, и на воздушное пространство Сомали. Проект резолюции, который сегодня обсуждался, был проработан очень тщательно. Из него изъяты положения, которые могут создавать свободу для вольной интерпретации предполагаемых и запрошенных правительством Сомали действий, которые обеспечивают все-таки очень четкую привязку любой акции к согласию правительства Сомали. Пока таких реальных шагов на суше и воздушном пространстве Сомали не планируется. Резолюция лишь закладывает международно-правовой принцип возможности таких действий с согласия правительства Сомали. Предстоит еще разработать конкретные процедуры. Важным элементом всего этого процесса является координация действий, поскольку в районе Африканского Рога находятся военно-морские суда целого ряда государств, а также группировка Евросоюза, который осуществляет операцию "Талант". Необходимо также иметь взаимодействие в режиме реального времени для отслеживания и преследования возможных пиратских судов и для координации действий по обезвреживанию этой пиратской активности. В резолюции зафиксирована целесообразность создания механизма такой координации. Механизм будет проработан с участием Генерального секретаря ООН и затем предложен тем государствам, которые сотрудничают с правительством Сомали в борьбе с пиратством и самому Совету Безопасности. В резолюции существует целый ряд опорных пунктов, которые удерживают всю эту активность в рамках международного права. Это и международные конвенции, которые действовали до недавнего времени, и необходимость выполнять резолюции Совета Безопасности под контролем самого Совета. Одновременно речь идет о необходимости отчитываться перед ним о тех акциях, которые могут предприниматься под контролем правительства Сомали. Важно понимать, что срок действия нынешней резолюции установлен на двенадцать месяцев, по истечении которых разрешение на проведение этих операций перестанет действовать и нужна будет новая резолюция. Это гарантирует то, что Совет Безопасности не будет после принятия этих важных решений отстранен от того, как они выполняются. Таким образом, считаю резолюцию очень полезной, и, учитывая то, что Российская Федерация намерена продолжать патрулировать упомянутый район своими военно-морскими судами, для нас представляет, конечно же, интерес, и заложенная в резолюции тема координации действий всех тех, кто в этом процессе, так или иначе, задействован. Будем прорабатывать и принимать активное участие в выработке соответствующего механизма, с тем, чтобы он, во-первых, опирался на международно-правовые нормы, а во-вторых, был практически эффективен и устраивал всех участников проводимой и возможных будущих операций.
Вопрос: Может ли ситуация в Сомали привести, скажем, к вводу "голубых касок" на ее территорию?
Ответ: Здесь необходимо четко понимать, что речь идет пусть и взаимосвязанных, но все же абсолютно разных вещах. В Сомали идет конфликт. Там работает миссия Афросоюза. Там необходимо помогать стабилизировать обстановку, чтобы исламисты не допускали там ненужных действий, и чтобы через компромисс политических сил устанавливать там политическую стабильность. Это главным образом относится к проблемам самой Сомали и имеет лишь опосредованное отношение к проблеме пиратства. В той части этого вопроса, где пираты вредят самостоятельности самого Сомалийского государства, задействование "голубых касок" пока не предполагается.
Вопрос: Недавно в Москве прошли консультации по российско-американским стратегическим вопросам? Как бы Вы могли прокомментировать их итоги?
Ответ: Консультации были, безусловно, полезными. Прежде всего, с точки зрения понимания, на какой уровень мы смогли вывести разговор по СНВ и по ПРО, по другим аспектам стратегического партнерства. С нынешней администрацией у нас никогда не было планов завершить всю эту работу на состоявшихся консультациях. Было ясно с самого начала подготовки этого раунда, что переговоры продолжатся уже с администрацией Б.Обамы. У нас нет каких-либо иных намерений, кроме желания действительно укреплять стратегическую стабильность, а не лишать эту сферу контрольных и верификационных, ограничительных механизмов в отношении сокращения стратегических наступательных вооружений, которые были заложены в предыдущих договоренностях. Поэтому рассчитываем, что новая американская администрация, учитывая повышенное внимание, которое сейчас окружение избранного Президента Б.Обамы и он сам, уделяет предстоящей работе на этом направлении, будет конструктивно сотрудничать с нами, с тем, чтобы режим СНВ после декабря будущего года не ослаб, а наоборот сохранился и укрепился, и с тем, чтобы найти разумное не создающее никому угроз решение по сотрудничеству в отношении угроз ракетного распространения.
Вопрос: Каковы результаты состоявшейся сегодня в Нью-Йорке встречи "шестерки" по Ирану?
Ответ: Это консультации, а не какой-то официальный формат. Поэтому встреча была для того, чтобы рассказать странам Персидского залива о том, как мы работаем по иранской ядерной программе. Результаты можно ожидать от тех форматов, которые являются официальными. Это, прежде всего, дискуссии, которые должны состояться на следующей неделе между представителями Хавьера Соланы и иранской стороной для обсуждения соответствующих предложений, внесенных "шестеркой".
Вопрос: По корейской ядерной проблеме появились сообщения о том, что страны "шестерки" перестанут поставлять ядерное топливо в Северную Корею. Будет ли Россия продолжать свои поставки?
Ответ: Мы свои обязательства будем выполнять, потому что мы ведем себя серьезно и не занимаемся увиливанием от своих обязательств. Мы также не пытаемся придумывать какие-то новые процедуры. Была договоренность, и ее нужно выполнять. Мы об этом сказали публично. Попытки исказить содержание китайского раунда переговоров были уже охарактеризованы как недобросовестные и в заявлении нашего министерства, и в заявлении китайского МИДа. Нужно выполнять то, о чем договаривались. Это относится, кстати, и к северокорейской стороне. И работать предпочтительно все-таки в шестистороннем формате, а не искать каких-то обходных путей, которые мы все видим, чем заканчиваются. Я имею в виду интерпретацию того документа о верификационных процедурах, которые американская сторона с северокорейской согласовала, но интерпретирует достигнутые договоренности с абсолютно диаметрально противоположных позиций. Мы не раз подчеркивали, что мы поддерживаем любые контакты между любыми двумя участниками шестисторонних переговоров, которые идут в русле достижения общих целей, но хотим, чтобы такие двусторонние контакты в контексте шестисторонних переговоров были транспарентны для всех остальных участников.
Вопрос: Остается ли все-таки вопрос о создании единого палестинского государства?
Ответ: Это есть в только что принятых заявлении "квартета" и резолюции Совета Безопасности ООН. Очень важно, что в заявлении "квартета" содержится ссылка на готовность сотрудничать с любым палестинским правительством, которое будет привержено обязательствам, заключенным в рамках Организации Освобождения Палестины. Это, на мой взгляд, формулировка, которая должна быть услышана теми же представителями ХАМАС, поскольку она позволяет двигаться к нашей общей цели поэтапно через приверженность тем принципам, которые не навязаны откуда-то извне, а разработаны в Лиге арабских государств и Организации Освобождения Палестины.
20 декабря 2008 года
www.mid.ru