29 ноября 2008
5228

Стенограмма ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, Каракас, 27 ноября 2008 года

Вопрос: Во время своего визита в Венесуэлу Президент России Д.А.Медведев заявил о том, что наша страна готова обсуждать свое участие в организации Боливарианская альтернатива для Америк (АЛБА), может быть даже в качестве ассоциированного члена. Что это означает и как, по-вашему мнению, это может повлиять на экономическое проникновение России в Латинскую Америку?

Ответ: Мы только что были в Эквадоре. Президент этой страны участвовал 26 ноября в саммите АЛБА в качестве наблюдателя. АЛБА является интеграционным объединением, которое находится на начальной стадии формирования. Оно направлено на то, чтобы страны региона свой немалый потенциал использовали себе во благо. Вчерашняя встреча в Каракасе завершилась среди прочих результатов договоренностью о том, чтобы подумать над созданием региональной расчетной единицы, которую условно назвали "сукре". Договорились также поручить экспертам поработать над тем, чтобы использовать ее на начальном этапе не в качестве реальной валюты, а в качестве расчетной единицы во взаимной торговле, и в целом, в финансовых операциях.

На встрече Президента Венесуэлы У.Чавеса с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым обсуждалась ситуация, связанная с глобальным финансовым кризисом, и те конкретные меры, которые в развитие одобренных в Вашингтоне на саммите "двадцатки" принципов, будут рассматриваться на очередной встрече группы "двадцати" в Лондоне 2 апреля будущего года. Одна из очевидных тем касается укрепления стабильности международной финансовой системы за счет создания региональных резервных валют. Эта мера напрашивается, она не искусственная. Объективно формируются зоны влияния таких региональных резервных валют, как российский рубль, китайский юань. Уже существует евро; доллар тоже, конечно, никуда в обозримом будущем не исчезнет, и какие-то страны будут на него опираться. Ведутся разговоры о том, чтобы заняться созданием единой валютной единицы в арабском мире. На неофициальном саммите группы АЛБА в Каракасе 26 ноября обсуждалась именно такая идея. Поскольку мы со странами региона наращиваем нашу торговлю, и эта тенденция будет только укрепляться, как один из возможных вариантов рассматривалась возможность перевода расчетов во взаимной торговле с этими странами на национальные валюты. Если появится такая расчетная единица у стран-участниц АЛБА, то, конечно, она может быть использована в нашей торговле с ними. Ну, и другие направления деятельности этого объединения, как, собственно, и других интеграционных группировок Латинской Америки могут для нас представлять интерес. Мы развиваем отношения со всеми структурами, которые здесь существуют в торгово-экономической и инвестиционной областях - это и МЕРКОСУР, и УНАСУР, и Андское сообщество. В Латинской Америке, в принципе, немало интеграционных группировок, которые начали складываться, может быть, раньше, чем в других регионах мира, и сейчас идет процесс гармонизации этих интеграционных начинаний. Мы к этому присматриваемся, со всеми этими структурами стараемся сотрудничать в той или иной степени. Нас это интересует, поскольку напрямую связано с перспективами развития нашего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Вопрос: У Вас было достаточно длительное турне по Латинской Америке. Что, с Вашей точки зрения, было наиболее удачным, наиболее важным, и чего не удалось достичь из того, что было запланировано?

Ответ: Из того, что планировалось, сделано все. Сегодня мы в Эквадоре завершили переговоры подписанием Межправительственного соглашения о военно-техническом сотрудничестве и Совместного заявления. В других странах, прежде всего в тех, где Президент Д.А.Медведев находился с визитом - это Перу, Бразилия, Венесуэла и Куба, также были подписаны все документы, которые мы намеревались подписать. Наиболее важным, пожалуй, было очень ясное, зримое подтверждение взаимной заинтересованности развивать отношения во всех сферах, особенно в торгово-экономической области. Очевиден огромный интерес к нашим инвестициям и вообще к инвестиционной сфере. Страны региона свои инвестиции в Российскую Федерацию тоже планируют, а некоторые уже осуществляют. Мы это приветствуем, это будет способствовать нашей взаимозависимости, укреплению устойчивости мировой экономики и мировой финансовой системы. Военно-техническое сотрудничество занимает немалую часть нашего взаимодействия. В этой сфере тоже есть совершенно конкретные договоренности, это не говоря о гуманитарной, культурной, образовательной сферах, большом интересе к нашему искусству. Тысячи граждан латиноамериканских государств обучались в нашей стране - в Советском Союзе и Российской Федерации. Везде действуют ассоциации выпускников вузов Советского Союза или Российской Федерации. Я с ними встречался, обсуждали планы нашего дальнейшего сотрудничества. В регионе образована Федерация национальных ассоциаций выпускников, которая, по-моему, имеет очень интересные задумки, направленные на то, чтобы поддерживать контакт между теми, кто учился когда-то у нас, знает русский язык, хорошо понимает нашу культуру, имеет много друзей в наше стране. И, конечно же, многие из этих людей занимают сейчас посты в своих правительствах, в других структурах, в бизнесе. Это огромный потенциал для того, чтобы развивать наши взаимоотношения и дальше. Таким образом, из того, что было задумано, практически все было сделано, но еще немало предстоит, потому что подписанные документы не должны оставаться просто бумагой. Они должны превращаться в реальные начинания. Я почувствовал и у нашего Президента, и у Президентов всех наших стран-партнеров твердое намерение быстро продвигаться в практических сферах нашего взаимодействия. Нас это в полной мере устраивает, как и наших партнеров в Латинской Америке, поскольку это позволяет взаимовыгодно использовать имеющиеся возможности, сотрудничать на равноправной и взаимоуважительной основе. Это те принципы, которые нас четко объединяют и в двусторонних отношениях, и в сфере международной политики.

Вопрос: В некоторых украинских СМИ появилась информация о том, что Украина якобы наращивает вооруженные силы на границе с Россией. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: Я читал об этом, и, если речь идет о том, что украинские пограничники, как я понял, передвигаются по своей территории и обеспечивают безопасность границы, то это дело, конечно, украинской стороны. Мы заинтересованы в том, чтобы по обе стороны границы был порядок, чтобы она была максимально открыта для всех тех, кто легитимно занимается торговлей, культурными и иными обменами, или просто ездит в гости к родственникам, а также в том, чтобы эта граница была непроницаемой для тех, кто пытается нарушать закон. Исхожу из того, что любые действия, которые наши украинские партнеры предпринимают вдоль своей границы, направлены исключительно на эти цели.

Вопрос: Недавно в СМИ прошла информация со ссылкой на экспертов о том, что на ближайшем саммите НАТО Украину и Грузию могут принять в Альянс без ПДЧ. Как бы Вы могли прокомментировать этот момент, а также, какими Вы видите будущее Совета Россия-НАТО?

Ответ: Если говорить о том, что Украину или какую-либо другую страну примут в НАТО на заседании министров иностранных дел, которое будет в декабре или на саммите НАТО в апреле, то вопрос не упирается в то, будет ли предоставлен план действий для членства или нет. Предпринимаемые сейчас попытки представить дело таким образом, что можно обойтись без ПДЧ, просто взять и принять страну в члены Альянса, выглядят несерьезно. Я не представляю страну, которая входит в Североатлантический альянс, и, соответственно, не могу предвосхищать тех решений, которые будут приниматься. Однако мне известно, исходя из моих повседневных контактов с министрами иностранных дел многих стран-членов НАТО, что дело упирается не в процедуру, а в существо вопроса. Готовы ли страны к вступлению в Альянс, ради чего это делается, заключается ли это стремление продолжать расширенческую политику в желании укреплять европейскую и мировую безопасность, либо оно просто означает намерение играть в геополитические игры с тем самым "нулевым" результатом. Мы убеждены, что в большинстве стран Европы осознают, какие процессы сейчас пытаются активизировать, и прекрасно понимают, в чем состоят коренные интересы европейского континента. НАТО - это реальность. Мы неоднократно излагали свои оценки политики искусственного расширения НАТО. Речь идет о расширении, которое не учитывает универсальных задач укрепления безопасности, не учитывает интересов панъевропейской безопасности. Расширение, которое подрывает имевшиеся ранее договоренности на высшем уровне по недопущению действий, подрывающих чью-то безопасность. Эта позиция хорошо известна. Совет Россия-НАТО - полезный механизм, чтобы обмениваться оценками, в том числе и по тем принципиальным вопросам, о которых я сейчас говорю, и где наметился откат назад. Не по нашей инициативе деятельность Совета Россия-НАТО была заморожена. Когда наши партнеры в НАТО созреют, кстати там далеко не все страны выступают за замораживание отношений России и Альянса, для того, чтобы эту работу возобновить, нам придется на Совете Россия-НАТО принципиально разобраться во всем, что происходит, включая основы, на которых этот Совет был в свое время создан. Основополагающим принципом деятельности Совета является неделимость безопасности, о которой я говорил. Когда наши партнеры будут к этому готовы, мы рассчитываем на честный, без каких-либо увиливаний разговор на эту тему.

Вопрос: Многие страны Латинской Америки, в том числе и некоторые из тех, которые Вы посетили, декларируют желание построить социализм. Как, по Вашему мнению, это повлияет на наши экономические отношения?

Ответ: Здесь важно договориться о том, что мы понимаем под социализмом. Если речь идет о том, чтобы по-прежнему значительная масса населения той или иной страны начинала на себе ощущать какие-то позитивные перемены и последствия экономического роста, то я такой социализм приветствую. Наше Правительство и Президент также ведут активную работу по улучшению благосостояния нашего населения, сокращению количества бедных. Термин "социализм" в некотором смысле "запятнан" историей в негативном плане. Есть другой термин, который называется социально-ориентированная экономика. Эта модель экономического развития родилась в Европе. Во многом она родилась как ответ на вызов Советского Союза, который провозгласил бесплатное образование, медицину и многое другое. Несмотря на то, что не все из этих провозглашенных принципов реализовывались на практике и приносили реальные плоды гражданам, многие из этих вещей действительно имели место. Худо-бедно, но и образование у нас было одним из лучших, и медицинское обслуживание не слишком сильно хромало и т.д. Тогда в Европе стали понимать, что подобного рода социальные принципы развития государства представляют собой вызов. Под влиянием советского опыта в Европе была введена социально-ориентированная модель экономики, наиболее ярко воплощенная в Швеции. Возвращаясь к Вашему вопросу, я не вижу в этом ничего зазорного. Я считаю, что действия любой власти должны, прежде всего, ориентироваться на нужды народа. В этом смысле цели, которые ставят перед собой новые руководители в Латинской Америке, абсолютно оправданы. Их реализация поддерживается народом. Наши отношения это, конечно же, затруднить не сможет, хотя бы потому, что наше сотрудничество со всеми теми государствами, в которых побывал Президент, построены на прагматичной рыночной основе, что, безусловно, допускает в тех или иных пределах какие-то льготы, которые применяются и в отношениях с другими государствами.

Вопрос: В СМИ появилась информация о том, что в преддверии предстоящих консультаций по ПРО американцы уже заменили своего главного переговорщика. Возможно ли, по Вашему мнению, в создавшейся ситуации в принципе начать диалог по этому вопросу?

Ответ: У меня нет информации о том, что американский переговорщик заменен. Им до последнего времени являлся Дж.Руд, исполняющий обязанности заместителя госсекретаря, и именно в таком формате эти консультации и готовятся. Если вдруг в американской администрации произошли какие-то перестановки, я не думаю, что это повлияет на нашу позицию. Она заключается в том, чтобы вести разговор по-честному и не отходить от ранее достигнутых договоренностей. Если это произойдет, а мы на этом будем настаивать, то какой-то прогресс, наверное, возможен. Однако существо проблемы таково, что едва ли в декабре мы сможем окончательно расставить все точки над "i".

Вопрос: Наряду с Россией сейчас и Китай чрезвычайно активно продвигает свои интересы в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Насколько велика опасность столкновения наших интересов с китайцами, а также возможность, наоборот - объединить усилия и сотрудничать, совместно продвигать общие интересы в регионе?

Ответ: Я не вижу каких-либо причин, по которым Россия должна была бы противиться реализации законных интересов других государств в любом регионе мира. Мы сами поступаем таким же образом и не должны испытывать каких-то опасений по поводу аналогичных намерений других государств. Мир сегодня конкурентный. Безусловно, когда идет речь о соперничестве за возможность реализации какого-либо выгодного проекта в дело вступают условия, на которых каждая страна готова предлагать свои услуги. Если речь идет о честных приемах и о честной конкурентной борьбе, то ни у кого это не должно вызывать никаких вопросов. Это относится в полной мере и к постсоветскому пространству, где интерес многих партнеров, и Китая, и Европы, и США, и Ирана, и Турции велик. Мы признаем этот интерес, он законный, мы лишь хотим, чтобы методы, которыми он реализовывался, были также транспарентными, понятными, легитимными и не ущемляли бы законные интересы других участников процесса сотрудничества.

Вопрос: Чего Вы ожидаете от предстоящей министерской встречи по Ближнему Востоку в США?

Ответ: Мы, действительно, планируем до конца года провести заседание "квартета" международных посредников по Ближнему Востоку на уровне министров с участием Генерального секретаря ООН и Х.Соланы. Хотим, чтобы на этом заседании была достигнута договоренность об обеспечении преемственности в переговорном процессе, учитывая предстоящую смену администрации в Вашингтоне, предстоящие выборы в Израиле, а также процессы преемственности на палестинских территориях и вообще проблемы единства палестинцев. Все это вместе взятое диктует необходимость закрепить то, что уже было достигнуто и констатировать сохраняющиеся серьезные проблемы, но не дать им возобладать над процессом урегулирования. Мы убеждены в том, что этот процесс основан на правовых началах, и его нужно продолжать. Все члены "квартета" подтвердили не так давно свою поддержку проведению Московской конференции по ближневосточному урегулированию в качестве очередного этапа этого переговорного процесса. Высказались за прямые переговоры Израиля и Палестины, с тем, чтобы они увенчались успехом, а также в поддержку развития позитивных тенденций на переговорах между Сирией и Израилем, не забывая, конечно, и о ливанском треке. Все это вместе составляет то, что принято называть всеобъемлющим ближневосточным урегулированием. Мы рассчитываем, что Московская встреча состоится весной следующего года и позволит сделать конкретные шаги в этом направлении.

Вопрос: Чем Вы объясните то, что государства Латинской Америки, ранее ориентировавшиеся на США, сегодня активно проявляют интерес к диалогу с Россией?

Ответ: Я думаю, это объясняется объективным развитием событий. Объективность такова, что формируются многополярность и новые центры экономического роста. Вместе с этим ростом приходит и влияние как экономическое, так и политическое. Появляются новые возможности, в том числе торговые и инвестиционные, их сейчас значительно больше чем раньше. Страны Латинской Америки хотят пользоваться этими новыми возможностями, а также, чтобы политические проблемы современного мира решались на основе принципов международного права. В этом мы с ними едины. Они хотят укреплять центральную роль Организации Объединенных Наций. Они также хотят, чтобы на ситуации, которые привели к конфликтам внутри их собственного региона, было меньше воздействия извне. Чтобы сами государства Латинской Америки, кстати, эта тенденция верна и для всех других регионов мира, договаривались о том, каким путем отношения между соседями, между конфликтующими странами выправлять. Мы убеждены, что это один из основополагающих принципов любого кризисного урегулирования. Кстати, именно такой подход к урегулированию конфликтов заложен в наших предложениях по Договору об общеевропейской безопасности. Думаю, что это и есть основные причины того, что страны Латинской Америки начинают искать партнеров не только на Севере, но и на Востоке, и на Западе.


29 ноября 2008 года

www.mid.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован