Добрый вечер, уважаемые дамы и господа.
Мы провели очень полезный обмен мнениями с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Финляндии А.Стуббом по широкому кругу международных вопросов, прежде всего в контексте предстоящего министерского заседания ОБСЕ в Хельсинки в начале декабря этого года. Хотел бы сразу поблагодарить моего финского коллегу за основательную, очень серьезную подготовку предстоящей министерской встречи.
Мы отмечаем совпадение наших подходов в том, что касается главной темы министерского заседания. Согласны с тем, что она должна, прежде всего, сконцентрироваться на перспективах укрепления безопасности в евроатлантическом регионе. Ясно, что данная тема касается всех стран-участниц ОБСЕ, затрагивает все организации, действующие в сфере безопасности на этом пространстве. Здесь накопилось немало проблем. Было бы важно начать их многостороннее обсуждение. Мы, разумеется, надеемся, что в рамках предстоящей дискуссии будут высказаны и мнения в отношении инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева относительно подготовки нового договора о евроатлантической безопасности - договора, который придал бы новые качества всеобъемлющей безопасности в регионе, объединяющем всю евроатлантику, на основе общих правил игры и обеспечил бы для всех равную и неделимую безопасность.
Мы также обсудили предложения России и ряда других стран отно-сительно реформы ОБСЕ, ее институтов, принятия устава Организации. Разумеется, мы обсудили и тот вклад, который ОБСЕ могла бы внести в дальнейшие усилия по обеспечению стабильности на Кавказе в новых условиях. Мы обсудили предстоящий саммит России и Евросоюза. Выразили надежду, что выносимые на этот форум вопросы позволят продвинуться в сотрудничестве между Россией и ЕС, а также укрепить стабильность в мире в финансовой и военно-политической сферах. Ну и, конечно, мы выразили удовлетворение тем, как развивается двустороннее российско-финляндское сотрудничество в самых различных областях. Мы соседи, мы регулярно встречаемся на самых разных уровнях, и запланированные на ближайшее время контакты, безусловно, будут обоюдополезными.
Вопрос: Вы не могли бы прокомментировать недавнее заявление бывшего сотрудника ОБСЕ о том, что Организация не смогла проинформировать западные правительства о неизбежности конфликта между Грузией и Россией?
Ответ (после слов А.Стубба): Мы не безразличны к сообщениям, которые продолжают появляться в прессе о том, кто и что знал накануне нападения на Южную Осетию, как это нападение проходило и каким образом дальше развивались события.
Как правильно сказал А.Стубб, ОБСЕ, безусловно, не располагает ни мандатом, ни возможностями для того, чтобы останавливать войну. Однако ОБСЕ через своих наблюдателей, через миссию, действующую в регионе, является частью механизма мониторинга за соблюдением соглашений о прекращении конфликта. Сейчас эти соглашения оказались разорванными президентом Саакашвили, однако в момент начала нападения на Южную Осетию они действовали. Конечно же, мы весьма заинтересованы в том, чтобы узнать правду о том, что видели наблюдатели ОБСЕ, что они докладывали и кому их доклады предоставлялись. Мы никого ни в чем не стремимся обвинять, мы абсолютно далеки от этой мысли. Однако, учитывая продолжающиеся на эту тему "утечки" в СМИ, мы в постоянном совете ОБСЕ в Вене поставили вопрос с просьбой прояснить его.
Вопрос: Россия на прошлой неделе объявила о намерении разместить в Калининграде комплекс "Искандер". По Вашим оценкам, как это может повлиять на саммит Россия - ЕС, который состоится в пятницу, и на переговоры по подготовке соглашения между Россией и ЕС?
Ответ: Не вижу какой-либо связи между тем, что было заявлено в Послании нашего Президента Федеральному Собранию и отношениями России и Евросоюза. Как заявил наш Президент, в случае, если третий позиционный район противоракетной обороны США будет физически создан, то одной из физических мер, призванных нейтрализовать неизбежно возникающие угрозы для безопасности России, будет размещение комплексов "Искандер" в Калининградской области. Только в том случае, если третий позиционный район обретет реальные физические очертания. Когда американские планы создания третьего позиционного района в Европе были объявлены и стали предметом переговоров с Варшавой и Прагой, мы обращали внимание наших партнеров по ЕС в ходе предыдущих саммитов на то, что эти проблемы прямо затрагивают наш диалог с Евросоюзом в сфере европейской безопасности. В ответ мы слышали, что это не так и что эта тема относится к сфере двусторонних отношений между США и, соответственно, Польшей и Чехией. Так что волноваться здесь, собственно, не о чем. Если мы все считаем, что в Европе необходимо наладить такую систему безопасности, которая не будет ущемлять чьих-либо интересов, то у нас есть время для того, чтобы еще раз рассмотреть реальные, а не вымышленные угрозы для Европы и принять решения не в одностороннем порядке, а коллективно. Имею в виду решения, которые позволят отслеживать любые угрозы, связанные с ракетами, и заблаговременно принимать меры для того, чтобы такие угрозы нейтрализовывать сообща, а не в виде серии встречных односторонних шагов. Мы выступаем именно за коллективный совместный подход, тогда мы все будем избавлены от тех страхов, о которых Вы упомянули.
Вопрос: Мой вопрос обоим министрам касается позиции Финляндии. Министр Лавров недавно назвал Финляндию уважаемой и беспристрастной (impartial) страной. Вскоре после этого Министр иностранных дел А.Стубб заявил, что Финляндия небеспристрастная (not impartial) страна. У вас разные точки зрения относительно позиции Финляндии?
А.Стубб: Думаю, я сказал "нейтральная" страна.
С.В.Лавров: Могу сказать только одно: то, как определять внешнюю политику Финляндии, решает сама Финляндия. Россия уважает тот статус, который Финляндия сама для себя выбрала. Все остальное либо синонимы, либо сложности перевода.
12 ноября 2008 года
www.mid.ru