Эксклюзив
02 октября 2013
3812

Степан Карпенков: Критерии познания истины

Создатель дал роду человеческому две книги. В одной он показал Своё величие, в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы чело-век, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество. Вторая книга - Священное писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению.

М.В. Ломоносов

Свобода слова и парадоксы образования. Рождённая в России особая демократия с привкусом отечественного романтизма и западного либерализма породила своеобразную свободу слова, обретённую не через воспитание и образование, а свободу без границ, которая часто воспринимается как свобода от стыда и совести. Действительно, в России, в которую можно только верить, любой человек с недавних пор может открыто высказать любую мысль, не опасаясь того, что за смелые высказывания он может попасть в расстрельные списки и затем поплатиться жизнью или, в лучшем случае, свободой, как это часто практиковалось в недалёком прошлом в отдельно взятом государстве, где была сделана дерзкая попытка построить рай сначала в одной стране, а потом во всем мире.
Появилась вожделенная возможность не только высказывать мысли вслух, но излагать их преимущественно в заказных и, если повезёт, в незаказных статьях многочисленных газет и журналов или даже в книгах с завлекательными названиями. В таких средствах поистине массовой информации предлагается просты-ми доступными средствами решить самые сложные проблемы - от эффективного и быстрого излечения ранее никем и ничем не излечимых болезней до соблазнительно простых способов стать красивым и богатым. При этом богатство и сопутствующие ему деньги считаются первостепенными и важнейшими ценностями, к которым стремились везде и во все времена: бедные и богатые и даже очень богатые люди. И здесь есть о чем писать, и есть с кого брать пример, ведь недавно в освободившихся от большевиков и партийцев России, в которой особенная стать, свершилось чудо из чудес: небольшая кучка вёртких дельцов чудесным образом завладела огромным народным богатством и вознеслась над на-родом.
Российская свобода в духе западного либерализма породила множество многополосных и однополосных газет, многоцветных и одноцветных журналов с мыслимой и немыслимой ориентацией (левой, правой и просто в никуда), которые призывают пролетариев и всех примкнувших к ним решительно бороться против общего врага. Свои журналы либо свои газеты открывают не только власть и деньги имущие, но и те, кто убедил власть придержащих в том, что знает, как свершить чудо, например, как накормить от пуза в течение пятиста дней проголодавшийся народ. На благодатной газетной и журнальной почве, как грибы после тёплых летних дождей, взрастилась целая армия авторов, среди которых почётное, лидирующее место занимают политологи - рождённые новым временем некие предсказатели, вообразившие о том, что знают, как обустроить этот мир и действующие вопреки известной истине: чтобы изменить мир, надо сначала изменить к лучшему самого себя. Потянулись к перу невоспитанные, ничтожные люди, которые воспроизводят на бумаге свои дурные привычки и слабости, восхваляя и обнажая интимные отношения, и тем самым завлекают не-воспитанных читателей, прежде всего детей и подростков, которые находят в написанном многое из их порочной жизни и которые верят в силу слова, не понимая того, что не всякое слово спасает душу человека.
Новоявленная свобода захлестнула не только мало- и многотиражные газеты и журналы, не только красиво изданные большим и не очень тиражом книги, но и святая святых - учебную литературу. Книги для школьников и студентов стали писать и убеждённые марксисты-ленинцы, и воинствующие атеисты, и даже кухарки, которым как предсказывали глашатые истин вековых, волею судьбы удалось раздвинуть тесно сплочённые ряды солидных государственных мужей.
Короче, пишут все, кому не лень. И пишут по-разному: хорошо и плохо, и с грамматическими ошибками, и без них. Одни авторы прославляют наряд российский, а другие его унижают. Авторами учебников и учебных пособий становятся даже те, кто не смог овладеть великим и могучим языком, потому что в школе, увлекаясь своими более важными для них делами, не сумели изучить как следует важный и нужный предмет, чтобы почувствовать силу слова, которое было в начале.
Огромная масса так называемой учебной литературы не оказалась свободной от всего того, что приводит к необратимому падению всей системы образования. Однако есть ещё и достойные книги. Их выпускают "Высшая школа", "Логос" и другие издательства. Но найти такие хорошие книги гораздо труднее, чем отыскать жемчуг на дне морском. К сожалению, многие издатели, быстро оседлав верного коня под названием компьютерные и издательские технологии, преодолев мыслимые и немыслимые бюрократические барьеры, в погоне за прибылью мгновенно вознеслись над народом, забывая о том, что школьникам и студентам нужны интересные и полезные книги, и о том, что написано пером, не вырубишь и топором.
Берутся за перо и те авторы, которые, не изучив по-настоящему объект своего повествования, поспешили создать свой шедевр-учебник. Так в недалёком прошлом появился, например, учебник географии, в котором государство Российское оказалось в придуманных автором границах. Свобода без границ сделала своё дело - появился учебник географии без истинных территориальных границ. И такой шедевр попал на школьные парты нашей необъятной родины и достиг ещё больших высот - лёг на стол уважаемых государственных мужей.
Многие авторы пишут в учебниках то, что знают. А что могут написать вчерашние верные марксисты-ленинцы, преподававшие в недавнем прошлом историю КПСС, либо научный коммунизм? Или какой учебник может написать философ, защитивший диссертацию по атеизму? Настоящий разгул мнений коснулся не только гуманитарных, но и естественных наук, фундаментальные истины которых нередко трактуются своеобразно, по-своему, иногда без понимания сущности таких давно известных истин. И подобные шедевры учебной литературы множатся на радость смышлёным школьников и наиболее продвинутых студен-тов, которые, обнаружив ошибку в учебнике, испытывают чувство глубокого удовлетворения в собственном превосходстве. Однако у основной массы школьников и студентов, их родителей, учеников и преподавателей такие шедевры вызывают возмущение, о чем свидетельствует не так давно предъявленный школьницей иск Министерству образования и науки Российской Федерации, поощряющему изучения дарвинизма. Этот иск умелые журналисты (по-видимому, не без направляющей роли заинтересованных лиц) возвели в ранг сенсации, а теле-видение довело это главнейшее событие до каждой домохозяйки.
Что-то подобное произошло, когда телевидение и другие средства массовой информации поведали нашей стране и всему миру о другой подобной сенсации - об иске против директора сельской школы, который воспользовался якобы нелицензионным программным обеспечением компьютера, о чём узнал даже сам Президент Российской Федерации. Президента, как и любого здравомыслящего человека, не могла не возмутить абсурдность такого судебного дела. Несмотря на это, подобный случай повторился и в другой школе, которую во время летних каникул штурмовали так называемые блюстители порядка, обнаружившие очередной раз "нелицензионный" продукт, о чем сразу же сообщило телевидение. Абсурдность подобных судебных дел очевидна, ведь компьютер без программного обеспечения - это набор электронных схем и деталей, или, выражаясь современной лексикой, просто металл, ненужный пользователю компьютера. Ни-кому не приходит в голову, например, купившего телевизор обвинять в нарушении авторских прав изобретателей, которые предложили и усовершенствовали способ телевизионного изображения. Искусные организаторы подобных исков надеются, что хорошо спланированная и, вероятно, неплохо оплаченная акция окупится сторицей в надежде на то, что покупатель вынужден будет платить не только за компьютер, но и за якобы лицензированное программное обеспечение. А это немалые деньги. Только в чей карман пойдут эти деньги? На этот вопрос могут и обязаны ответить компетентные органы в лице прокуратуры.
Получившие широкую огласку судебные дела прямо или косвенно касаются Министерства образования и науки, которое обязано защищать школы, учителей и школьников от плохой учебной литературы и от недобросовестных представителей правоохранительных органов. Если причину исков против учителя и школы разгадать не так уж трудно, то иск школьницы, предъявленный министерству, требует некоторого осмысления и анализа. В нем, как в фокусе, сконцентрировано множество проблем, связанных прежде всего с организацией российского образования, качество которого зависит не от того, как красиво и непротиворечиво формулируются директивы по качеству образования, не от того, сколько центров по качеству образования будет открыто в вузах, а прежде всего и в первую очередь от качества учебной литературы, изучение которой помогает по-знать истину, а не вымыслы их авторов.
Казалось бы, какие проблемы? Есть министерство, которое обязано отсекать по-ток некачественных учебных пособий. Для этого производится грифование учебной литературы, и для него разработана инструкция, в которой предписано, как отличать хорошее от плохого, изложен регламент действий чиновника, предусмотрена официальная немалая плата за оказанную услугу. Короче, все до де-талей расписано. Но почему же плохие учебники и учебные пособия попадают в школы и вузы? Ответ простой: во-первых, не вся учебная литература проходит грифование; во-вторых, сама система грифования поражена широко распространённым среди чиновников недугом: за неофициальную вполне приличную плату можно получить гриф в установленном порядке в неустановленные сроки вне зависимости от качества рассматриваемой рукописи. И в этой связи иск школьницы в отношении Министерства образования и науки может в правовом поле перерасти в иск против конкретных чиновников, злоупотребляющих своим служебным положением (и, кажется, этот процесс пошёл и получил неожиданное продолжение - против сотрудников министерства, правда, по другим делам, возбуждено не одно уголовное дело). Проведение экспертизы учебной литературы силами Российской академии наук не лучший способ решения возникшей проблемы - каждый должен заниматься своим делом.
Иск школьницы против министерства не обошёл стороной и вполне солидный журнал "Высшее образование сегодня". В статье "Обезьяны очень рады", написанной острым, хорошо отточенным пером, сделано сенсационное сообщение о появлении в нашем обществе нового вида человека - Homo Curchevelis, - который, как нетрудно догадаться, может "превосходить" не только Homo erectus и Homo neanderthaleusis, предполагаемых древних предков человека, но и даже Homo sapiens, находящегося на вершине огромного ветвистого древа современного человечества. Для тех, кто не знаком с названной статьей, напоминаем, что в сочетании слов Homo Curchevelis второе слово - Куршевель - живописное привлекательное место отдыха во Франции, которое прославилось благодаря нашим "выбившимся в люди" соотечественникам (о них не раз вещало телевидение).
Появление подобных видов человека на доступном языке означает, что поведение некоторых людей, одурманенных свободой от совести и деньгами, не заработанными честным трудом свидетельствует о том, что в человеческом обществе при определённых условиях может наблюдаться обратный ход эволюции. По-этому всегда возникает соблазн отнести подобных людей к специфическому виду человека, ранее не зафиксированному многими поколениями учёных-естествоиспытателей, пытающихся обосновать родство человека с обезьяной. Появлению такого вида человека могут быть рады, даже очень, только обезьяны. А жаждущие знаний школьники и устремлённые в будущее студенты, которые по своей природе тянутся к древу познания, будут испытывать настоящую р-дость не от наблюдения обратного хода эволюции, а только от познания истины естественно-научной и божественной.
О божественной истине написано много и ещё больше предстоит написать. Но мы коснемся лишь естественно-научной истины. С одной стороны она имеет прямое отношение к иску школьницы, пытающейся найти правду в последней инстанции, а с другой - с позицией естественно-научной истины можно приблизиться к пониманию сложнейшего процесса - эволюции жизни.
Критерий естественно-научной истины. Любой человек, какими бы огромны-ми возможностями он ни обладал, способен познавать разумом лишь небольшую часть окружающего мира - видимого мира, называемого в космологии Метагалактикой, ограниченной космологическим горизонтом. Однако даже в Метагалактике нам известно лишь немногое, относящееся к естественно-научному по-знанию, к которому наиболее доступна лишь небольшая часть Метагалактики - макромир (мир объектов и явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни и где можно измерять, взвешивать, т. е. ставить эксперимент или проводить опыт). К таким объектам относится и сам человек, и познать самого себя оказалось не менее лёгкой задачей, чем познать невидимые невооружённым глазом, удалённые от нас на бесконечно большие расстояния непознанные объекты мегамира.
Одна из главных задач естественно-научного познания заключается в открытии истины. При таком утверждении можно предполагать, что истина существует вне зависимости от воли и цели познающего и её надо найти как некое сокровище. Великий философ древности Демокрит еще в V в. до н. э. говорил: " Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)".
Что же означает открыть естественно-научную истину в современном представлении? Это означает прежде всего раскрыть объективное содержание эксперимента или опыта. Решить такую непростую задачу можно двумя путями: эмпирическим и теоретическим. Эмпирический путь сводится к установлению неизвестных ранее фактов посредством эксперимента или опыта с последующим их теоретическим обобщением, включающим качественное или количественное описание причинно-следственной связи полученных результатов. Теоретический путь начинается с установления и качественного либо количественного описания причинно-следственной связи и продолжается подтверждением полученных теоретических выводов экспериментом или опытом. В процессе естественно-научного познания оба пути часто тесно переплетаются и завершаются оценкой истинности полученных результатов - определением относительности естественно-научной истины. Теоретическое описание с выводами, не подтверждёнными экспериментом, носит гипотетический характер. Только при доказательстве экспериментом или опытом из теоретического описания рождается истинная естественно-научная теория. Критерий естественно-научной истины - эксперимент, опыт.
К сожалению, в последнее время многие научные журналы, особенно отечественные, переполнены статьями о так называемых теоретических исследованиях, результаты которых редко когда подтверждаются экспериментом или опытом. Авторы таких статей относят свои теоретические упражнения к теории, к фундаментальной науке, хотя по сути они представляют собой описание гипотез с применением чаще всего сложного математического аппарата с запутанной системой доказательств, и их вряд ли можно считать серьёзными фундаментальны-ми исследованиями. Практическая значимость и полезность подобных изысканий весьма сомнительны.
Подчёркивая важную роль эксперимента, выдающийся российский учёный Д.И. Менделеев писал: "Наука началась тогда, когда люди научились мерить". Другой великий российский учёный-энциклопедист М.В. Ломоносов утверждал: "Один опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением". "Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок", - сказал гениальный Леонардо да Винчи. По мнению известного французского философа П. Гольбаха, некоторые исследователи предпочитают бредни своего воображения и свои вздорные гипотезы настоящим экспериментам, которые только одни могут вырвать у природы её тайны; "... они привыкли считать эти гипотезы священными общепризнанными истинами, в которых им не дозволено усомниться ни на мгновение; лишь только мы покидаем опыт, как ниспровергаемся в пустоту, где нас сбивает с пути наше воображение... будем остерегаться разгула воображения, возьмём в руководители опыт, обратимся к природе, постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заключающихся в ней предметах".
Подобный разгул воображений достиг немыслимых масштабов. Рождаются все-возможные теории ради теорий. Растет рейтинг так называемых теоретиков-исследователей, подтверждённый индексом цитирования, который поднимает скороспелые работы без каких-либо экспериментальных обоснований до небывалых высот - до Нобелевской премии.
В умах некоторых исследователей, обладающих немыслимой фантазией, рождаются идеи о существовании неких загадочных частиц, для обнаружения которых строятся ускорители - сооружения гигантских масштабов. Чтобы представить наглядно масштабы таких сооружений обратимся к истории и некоторым сравнительным данным.
В 1983 г. в подмосковном городе Протвино было начато строительство ускорительно-накопительного комплекса, рассчитанного на энергию частиц 3 тераэлектровольт (ТэВ), втрое превышающую энергию самого мощного в мире в то время ускорителя в лаборатории Ферми (Батавия, США). Для этого комплекса по-строили кольцевой тоннель длиной 20,8 км и диаметром около 5 м. По своим размерам он сопоставим с кольцевой линией московского метро. Если учесть, что такой громадный тоннель необходимо заполнить дорогостоящим металлоёмким оборудованием, включая устройства с использованием дорогих сверхпроводящих материалов, то легко представить, какие финансовые и материальные ресурсы нужны для сооружения такого комплекса.
Подобный комплекс, но более мощный (до 20 ТэВ), начали строить в конце 80-х годов прошлого века и в США. Однако строительство этого комплекса, как и России, не завершено: в 1993 г. Конгресс США принял решение о приостановке его строительства, хотя были потрачены миллиарды долларов и прорыт в Техасе тоннель длиной 21 км. Построить своеобразную Вавилонскую башню для постижения сверхвысот в загадочном микромире оказалось не под силу ни одному из крупнейших государств мира.
Однако при объединении усилий многих государств все же удалось соорудить крупнейший в мире ускоритель - большой адронный коллайдер с длиной кольца 27 км. Этот ускоритель построен вблизи Женевы в соответствии с программой Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), членами которой являются многие европейские государства, а США и Россия входят в неё в качестве наблюдателей.
Большой адронный коллайдер позволит исследовать столкновение протонов до 6 ТэВ и пучки ускоренных ядер до 1150 ТэВ и тем самым, как предполагается, понять, как устроен мир в микромасштабах 10-19 м. В этом ускорителе при единичном столкновении рождается множество вторичных частиц - до 50 000. Очевидно, при таком количестве частиц возникнет серьёзная проблема в объяснении и трактовке наблюдаемых процессов даже с применением самых совершенных средств регистрации частиц и самых быстродействующих компьютеров. Поток информации, генерируемый коллайдером, превысшает всю телекоммуникационную информацию Европы. В этой связи возникает ещё одна проблема, как использовать гигантский объем информации для анализа процессов микромира. Пока никто не берется прогнозировать, какие загадки природы поможет разгадать построенный гигант. И сможет ли? Этот вопрос остается пока открытым. Некоторые учёные считают, что если ожидаемые частицы не будут найдены, то придётся пересмотреть не только модель современной физики элементарных частиц, но и множество других гипотез мироздания.
Экспериментальный поиск гипотетических частиц носит глобальный характер и требует гигантских затрат финансовых, интеллектуальных и, в конечном итоге, природных ресурсов, которые на нашей планете весьма и весьма ограничены. Коллайдер запущен. На нём работают учёные и инженеры разных стран. Тратятся огромные средства на его эксплуатацию. Проходят годы, а получить принципиально новые научные результаты не удаётся. Будут ли они получены? Стоит ли тратить гигантские средства ради того, чтобы пересмотреть современные гипотезы мироздания либо узнать, как устроен мир даже в фантастически малых масштабах. Стоит ли игра свеч?
Выдающийся русский философ И.А. Ильин говорил: "Настоящий учёный прекрасно понимает, что "научная" картина мироздания все время меняется, все усложняясь, углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства...Настоящий учёный знает, что наука никогда не будет в состоянии объяснить свои последние предпосылки или определить свои основные понятия, например, точно установить, что такое "атом", "электрон", "витамин", "энергия", или "психологическая функция". Он знает, что все его "определения", "объяснения" и "теории" - суть только неопределённые попытки приблизиться к живой тайне материального и духовного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за неё свидетельствует вся современная техника и медицина. Но что касается её теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям проблематического (предположительного) и таинственного".
Так называемые "теоретические" истины рождаются фантазией человека, которая всегда опережала его объективные реальные возможности познать мир и приблизиться к естественно-научной истине. Фантазиям человеческим нет предела. Так, не успев разобраться с элементарными частицами - кирпичиками мироздания, "продвинутые" физики предложили другую не менее фантастичную гипотезу о существовании якобы нового вида материи - тёмной материи, из которой в основном состоит Вселенная, и предлагаются способы её экспериментального поиска. Телевидение возвело эту гипотезу в ранг величайшего открытия. Создаётся такое впечатление, что остается немного - сделать решающий шаг, чтобы её обнаружить.
Подобные гипотезы и попытки их экспериментально подтвердить (и только таким единственным способом превратить их в естественно-научную истину) отвлекают огромную армию наиболее способных исследователей, приводят к истощению природных ресурсов и сдерживают поступательное развитие естественнонаучного познания. Познанию истины всегда препятствовала не её непостижимость, а заблуждения. Это касается исследований объектов как неживой, так и живой природы, включая постижение тайн жизни и истоков её происхожения.


Литература



Николаев П. Обезьяны очень рады // Высшее образование сегодня. 2007. N3.
Пичугина Т. Великие тайны жизни // Вокруг света. 2005. N3.
Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование // Высшее образование сегодня. 2004. N 8.
Карпенков С.Х. Познание истины // Высшее образование сегодня. 2005. N 5.
Карпеков С.Х. Духовно-нравственные ориентиры // Высшее образование сего-дня. 2006. N 9.
Карпенков С.Х. Концепции современного образования. 11-е изд. М.: Кнорус, 2012.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: краткий курс. 4-е изд. М.: Высшая школа. 2004.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: справочник. М.: Выс-шая школа. 2004.


Карпенков Степан Харланович
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован