На высоком государственном уровне поставлена весьма важная задача развития России в восточном направлении, где сосредоточены огромные сырьевые и энергетические ресурсы. С такой постановкой задачи, ориентированной на восток, вряд ли не согласиться даже кухарка, которой «вождь мирового пролетариата» пророчил управлять государством, что не так уж далеко от современной действительности, когда к власти везде и всюду прорвались не только кухарки, едва научившись читать по слогам, но и их бездарные дети. Однако возникает вполне логичный вопрос: противостоит ли вектор развития России на восток очень сильному западному ветру?
Многоликие средства массовой информации, включая вездесущее телевидение, ежедневно сообщают и вещают о том, что западные «инновации» неведомой силой притягивают богатейшие природные ресурсы России вовсе не на восток, а на запад. Гигантские потоки (южные, северные и просто в никуда) российского сырья в западном направлении смели на своём пути отечественную промышленность, которая производила не только галоши, которым не было сносу, но и лучшие в мире самолёты, вертолёты и уникальные приборы, превосходящие по своим показателям зарубежные аналоги. Конечно же, выпускалась продукция со знаком качества, иногда означавшая, что лучше производить не можем, а вовсе не высокое качество. Сырьевой поток на запад оказался настолько мощным и необратимым, что от него в диких рыночных отношениях оказались на боку многие отечественные предприятия, производившие высококачественный товар, а высококвалифицированные специалисты оказались на обочине экономического передела, ориентированного на запад. Необратимости однонаправленного сырьевого потока способствовали провальные реформы, в результате которых проходимцы завладели природными ресурсами и мгновенно обогатились, а многие добросовестные люди оказались безработным и без средств существования. Необратимому потоку не только сырья, но и ученых, и высококвалифицированных специалистов на Запад не в меньшей мере способствовало пренебрежительное отношение государства к отечественной науке и ко всей системе образования, уровень которого в последние годы катастрофически резко упал. Многочисленная армия «профессионалов» без профессиональных знаний, но с дипломами «менеджера», «экономиста», «юриста», «социолога», «психолога» и прочих якобы специалистов, пополняя ряды безработных, рано или поздно вынуждены будут выйти на улицу с многоцветными, черно-белыми и другими знаменами, чтобы отстоять своё конституционное право на труд , а не поддерживать ту или иную новоявленную партию.
Обозначить вектор развития России на восток – это всего лишь намерение. Но каким бы благим это намерение не было, оно никогда не превратится в реальную задачу, которую можно и необходимо решить. Постановка и решение любой практической задачи, как и любая трудовая деятельность человека, явно или неявно основывается на причинно-следственной связи. Для этого необходимо установить причину, обусловливающую поставленную задачу или действие. Почему многие восточные регионы России пустеют и сиротеют? Причина очевидна – сырьевой поток не только уносит с собой необратимо ценнейшие природные ресурсы, но и беспощадно смывает рабочие места, а полученные западные доллары вовсе не идут на развитие отечественной экономики, науки и образования, а нередко пополняют карманы чрезмерно расплодившихся, многочисленных чиновников разных уровней и званий, оказавшихся свободными от совести и потерявших элементарное чувство меры. А чтобы устранить эту причину, многое не нужно – нужна воля государства. И если государство повернётся лицом не к Западу и не к Востоку, а к народу, то любое благое намерение превратится в реальную задачу, которая будет решаться без каких-либо указаний и призывов с высокой трибуны.
Карпенков Степан Харланович