Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
14 августа 2015
2919

Степан Карпенков: Развитие через образование

Окружающий нас мир всегда изменялся и продолжает изменяться. Со временем всё сущее переходит из одной формы в другую. Всё материальное ветшает,  стареет и разрушается. Ничто не вечно под луной. Даже далёкие мерцающие звёзды рождаются, стареют и умирают. Не пощадило время и древнейших цивилизаций, оставивших человечеству множество тайн и загадок. По одной из версий, к их гибели причастен сам человек. Время никого не щадит – ни друзей, ни врагов. Человек, как и множество других видов живого, рождается, стареет и умирает. Со временем даже самое красивое лицо избороздят морщины, поседеют и поредеют волосы, потускнеет взор, но доброе сердце продолжает сиять ярким светом, не угасая и освещая благородный путь многим грядущим поколениям, и на этом пути рождаются великие мысли, которые неподвластны времени и доходят до нас «через хребты веков и через головы поэтов и правительств». Они всплывают из древности и через тысячелетия просвещают разум человеческий. Мы стремимся заглянуть в будущее, вырастаем из прошлого, восхищаемся древностью, но живём современностью. Что же происходит в современном мире.

Цивилизация дала многое современному человечеству, о чём не могли даже мечтать давно ушедшие поколения. Теперь за считанные часы, а не месяцы, как прежде, мы пересекаем континенты и океаны; возводим громадные здания, по сравнению с которыми даже Вавилонская башня кажется крошечной игрушкой; с помощью компьютера и Интернета мы можем почти мгновенно связаться с любой точкой нашей планеты; все больше тайного в этом мире становится явным; всё глубже познаём величие Вселенной.

Вместе с тем за последние десятилетия участились ураганы, смерчи, наводнения, землетрясения, засухи. Все они с каждым годом приносят всё больший материальный ущерб и всё большее число человеческих жертв. Такие природные стихии случаются иногда в тех местах, где о них давно забыли и не могут вспомнить даже старожилы. Об этих природных явлениях регулярно сообщают средства массовой информации с подробным описанием и показом их последствий. Наблюдаются и другие, менее страшные природные явления, которые объясняются потеплением климата, называемым глобальным. Так, канадцы отмечают, что северные реки остаются замерзшими в среднем на две недели меньше, чем полвека назад. В Гренландии в последние годы резко ускорилось движение ледников, сползающих к морю. Арктические льды отступают летом значительно дальше, чем прежде. На Антарктическом полуострове, который вытянулся в сторону Южной Америки, быстрее обычного тают ледники. Замедляется течение Гольфстрима. Не перестаёт удивлять погода и россиян и, особенно, последние необычно тёплые зима и лето. Всё это свидетельствует о потеплении климата.      

Изменить погоду или тем более предотвратить природную стихию человечество не в силах, несмотря на его огромный интеллектуальный потенциал. Вместе с этим возникает ряд волнующих людей вопросов. Чем обуславливается наблюдаемое потепление климата? Почему природные стихии участились? Причастен ли к ним человек? Если да, то что он обязан сделать, чтобы уменьшить вероятность их возникновения? Являются ли они следствием нашествия цивилизации либо представляют собой своеобразное проявление природных процессов вне зависимости от деятельности человека? Эти  и подобные вопросы в разных формах возникали во все времена и особенно актуальны в последние годы. На них можно получить разные ответы. Один из которых, оптимистический, сводится к краткому тезису: так было всегда, и нет ничего удивительного в происходящих природных процессах; всё идёт к лучшему в этом лучшем из миров. Так отвечают многие: и те, кого не коснулась та или иная природная стихия, и те, кто связан с добычей природного сырья и боится утратить свой бизнес и оказаться безработным, и те, кто обрёл власть и богатство, опасаясь потерять их, и множество толкователей природных явлений, которым заплатили власть либо деньги имущие, но не за объективное освещение, а за повествование с запрашиваемой ориентацией. Совершенно противоположный ответ можно услышать от тех, кто пострадал от урагана, наводнения, либо от другой стихии, и в результате потерял родных и близких и оказался без крова. Это совсем пессимистический ответ: идет глобальное потепление, и человечество находится на грани неотвратимой катастрофы, которая в ближайшем будущем сметёт с лица земли всё живое и в том числе человека, основного виновника приближающегося конца света. Менее распространён и такой ответ: человечество обладает громадным интеллектуальным потенциалом, и люди своими разумными действиями способны предотвратить надвигающуюся катастрофу и спасти жизнь на Земле.

Какой же из этих вопросов соответствует действительности? Этот вопрос вместе с разными ответами на него обсуждался и ранее, но особенно активно в последние десятилетия. Людей интересуют объективные ответы на поставленные вопросы, а не мнение авторов многих публикаций (как бы красочно они не были представлены), подготовленных очень часто под заказ и проливающих свой субъективный свет, который, как в кривом зеркале отражаясь, искажает сущность проблемы и приводит читателя к заблуждению, которое удаляет его от истины.

Наиболее правильные и объективные ответы способны дать учёные, владеющие методикой экспериментальных исследований и вооружённые современной техникой измерений, в достоверности показаний которой нет сомнений. Правомерность такого утверждения очевидна, и с ним согласны многие. Однако согласие – это ещё не действие. К действию, причём активному, приступили впервые члены Римского клуба – международной организации, объединяющей многих известных бизнесменов, государственных деятелей и учёных разных стран. В этом клубе была сформулирована непростая, но весьма важная и актуальная задача, которая заключается в исследовании причин и долговременных последствий роста численности населения, промышленного капитала, производства продуктов питания, потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Для решения этой сложной задачи была организована рабочая группа, включающая известных учёных и специалистов в разных отраслях науки из многих стран. Результаты их двухгодичных исследований нашли отражение в книге «Пределы роста», вышедшей в 1972 году. В этой книге сформулированы основные выводы, которые сводятся к призыву переходить к обществу материально эффективному, социально справедливому и экологически безопасному.

Проходили годы, десятилетия. Проводились дальнейшие исследования, которые не только подтвердили сделанные учёными выводы, но и позволили констатировать: несмотря на внедрение новых эффективных технологий, позволяющих снизить потребление природного сырья и энергетических ресурсов, несмотря на расширение знаний о природных процессах и на проведение более строгой природоохранной политики, многие потоки природных ресурсов и загрязнений уже вышли за пределы устойчивого состояния биосферы, включающей всё живое вместе со средой обитания. Это означает, что в природе уже нарушено естественное равновесие, которое в течение длительного времени обеспечивал круговорот веществ.

Результаты многочисленных наблюдений и исследований учёных многих стран, их всесторонний анализ на основе компьютерного моделирования позволяет сделать вывод: темпы использования человечеством многих важных видов ресурсов и темпы производства многих видов загрязнений уже превышают допустимые пределы; без существенного уменьшения материальных и энергетических потоков в ближайшие десятилетия неизбежно произойдёт неконтролируемое сокращение производства продуктов питания, потребления энергии и промышленного производства.

Глобальное нашествие человечества на биосферу продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока ценнейшие сведения (о пределах роста промышленности и экономики, возможного только при увеличении потребления природных ресурсов, вследствие которого возрастает загрязнение окружающей среды) не будут широко востребованы, оставаясь достоянием лишь небольшой группы учёных, собравших и проанализировавших результаты многих научных работ по исследованию биосферы. Такие ценнейшие сведения подобны полезным и интересным знаниям в непрочитанных книгах, написанных великими писателями. Знание таких полезных сведений крайне необходимо и школьнику, и студенту, и их родителям, и воспитателю, и преподавателю, и чиновнику, и философу, и журналисту, и правителю, и домохозяйке, то  есть каждому живущему на этой Земле вне зависимости в какой стране он живет и чем занимается. Человек без знания как птица без крыльев. Но знания пропадают без дела, а человек без знаний. Знания нужны, чтобы доверять себе и разумному суждению других, а не молве.

Невежество – это не врожденный порок, его можно излечить. Исцеление обязано обеспечить система современного образования, которая не подавляя свободной воли обучаемого должна посеять драгоценные зерна, дающие богатый урожай. Каждый человек жаждет таких знаний, ценнейшие крупицы которых подобно многоцветному бриллианту, во всей красе преломляющему солнечный свет, отражают реальность без всяких вымышленных прикрас и обогащают разум свободного человека для познания красоты и величия природы.

В последнее время активизировалось обсуждение вопроса о введении основ православной культуры в средней школе. На эту тему некоторые авторы статей, упражняясь в словоблудии, пишут: «На свободе совести ставят крест», «Россию хотят отбросить на столетие назад»; «детей хотят насильно постричь в монахи», «лишить их свободного выбора». Подобные публикации и выступления в таком духе по телевидению лишают детей и их родителей свободного выбора между добром и злом, мешают детям расти внутренне свободными от всего того, что развращает и приближает их ко злу. При этом «защитники прав ребенка» почему-то молчат о миллионах беспризорных детей, о детской наркомании и т. д.

Многие родители хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, честными и образованными, чтобы любили не только себя, но и мать, и отца, и воспитателей, и учителей, и всех ближних. И это не фантазия: все чаще можно видеть мать и рядом шестилетнего сына, с сияющими от радости лицами, которые нашли дорогу к храму.  Некоторые родители, убедившись в беспомощности общеобразовательной школы, пытаются сами спасти своих детей и направляют их в воскресные школы и православные гимназии.

Понадобились годы, чтобы некоторые чиновники образовательных структур, родители и в значительной степени правители на местном уровне осознали важность и практическую значимость православного просвещения. В некоторых регионах подводилась законодательная база и предмет «Основы православной культуры» стал постепенно внедряться в школьное образование.

Очень важно, чтобы на уроках православной культуры без подавления свободной воли познающего в его душе прививалась любовь к истинным ценностям, которые формировались в течение всей истории многовековой православной культуры. Для этого учителю потребуется много сил и огня, чтобы ученики полюбили его. Блажен тот учитель, который сможет зажечь сердце и раскрыть способности своего ученика. Зато просвещенные ученики будут с благодарностью вспоминать своего учителя, приобщившего их к познанию божественной и земной истины истины.

Многие понимают, что развитие должен включать социальные преобразования, позволяющие воспитывать и проявлять лучшие, а не худшие стороны человеческой натуры. Благородный путь воспитания лежит через любовь. О любви говорит и Библия. Заповеди Божьи начинаются со слов любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоею». Это первая и главная заповедь. Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если человек обладает такой любовью, то он не нарушит и все остальные заповеди. Любой человек, любящий ближнего, не может его обидеть, обмануть, тем более убить или ему позавидовать, и, вообще, не может пожелать ему чего-либо худого.

«Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредотачивается, его внимание и интерес концентрируется на одном содержании, именно на любимом – писал глубочайший мыслитель современности, российский философ И.А. Ильин, профессор Московского университета.

Воспитание – это важнейший процесс формирования нравственных качеств человека. Его важность никто не отрицает: ни родители, ни воспитатели, ни чиновники системы образования, ни даже законодатели,  признавая, что воспитание и обучение – это и есть образование.

Хорошее воспитание может дать только тот воспитатель, который сам прошел воспитание жизнью. Чтобы воспитывать, надо хорошо знать жизнь. Без духовно-нравственных ценностей, обретенных воспитанием, человечество обречено на гибель. Духовно-нравственные качества не стареют и через тысячи лет облагораживают человека. Они выковываются упорным трудом родителей, воспитателей, учителей и, в первую очередь, самого воспитываемого. Духовно-нравственное воспитание ограждает детей от поспешности, суеты и легкомыслия, которые свойственны молодости. Оно указывает светлый путь спасения души в безбрежном океане пороков и страстей.

Без достойного воспитания немыслимо хорошее образование. Знания воспитанного всегда идут на пользу. Истинное воспитание ведет к хорошим поступкам и является залогом всех благородных дел, которые всегда имеют нравственное начало. Невоспитанные дети – это позор не только для родителей, но и для всех ближних и всего общества. Они легко впадают в заблуждения и отдают драгоценное время не учебе, а порокам. Учеба бесполезна невоспитанному. Знания без воспитания опасны.

На современном этапе развития человечества все основные составляющие глобальной системы: численность населения, производство продуктов питания, промышленное производство, потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, – находятся в состоянии непрерывного роста, который подчиняется экспоненциальному закону. Для такого роста характерно удвоение, повторное удвоение, новое удвоение и т. д., и он стремительно приближает всё человечеству к физическим пределам нашей планеты, когда жизнь станет не возможной.

Дальнейшее истощение основных не возобновляемых источников природного сырья приведет к резкому повышению стоимости производимой продукции. Внедрение новейших технологий, основанных на естественно-научных достижениях, позволяет при меньшем потреблении природных и энергетических ресурсов производить высококачественную продукцию. Однако при нынешних темпах роста численности населения и экономики даже с учетом самых перспективных технологий полностью решить проблему выживаемости общества вряд ли удастся.

В последнее время достигнуты  определенные успехи во внедрении производственных и технологических процессов с использованием возобновляемых природных ресурсов. Но пока их доля в общем объеме потребляемого сырья сравнительно мала. Большую долю природных ресурсов потребляет электроэнергетика. Перевести ее полностью на возобновляемые ресурсы в ближайшем будущем – задача нереальная. Существенное увеличение производимой энергии атомными электростанциями тоже не решает кардинально проблемы энергосбережения и сохранения окружающей среды: производится не только энергия, но и чрезвычайно большое количество радиоактивных отходов, период полураспада которых составляет десятки, сотни и более лет. Попытка производить энергию за счет термоядерного синтеза пока не увенчалась успехом, хотя исследования в этой области проводятся более полустолетия и потрачены чрезвычайно большие финансовые и материальные ресурсы.

На первый взгляд может показаться, что выхода из сложившейся ситуации нет. Однако, как показывают результаты исследований многих ученых, выход все же есть: можно жить в два раза лучше, если тратить в два раза меньше.

Достижение устойчивого состояния общества пока еще возможно, но при условии, что каждый живущий на Земле будет знать и о предельных возможностях биосферы, и о том, что развитие человечества обеспечит не экспоненциальный рост экономики, а переход от общества потребления к обществу с духовно-нравственными приоритетами. В решении этой актуальной и сложнейшей задачи определяющую роль должно сыграть образование, которое позволяет каждому представить реальную картину последствий стремительного роста потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Высокий уровень образования начинается с воспитания еще в раннем детстве и продолжается в школе, где обучение пересекается с воспитанием. Без достойного воспитания нет хорошего образования. Духовно-нравственное воспитание подготавливает  благодатную почву для постижения знаний о природе и человеке и спасает его от заблуждений и пробуждает в нем внутреннюю свободу от корыстолюбия, от беспомощности и одиночества и способствует дальнейшему развитию человечества.

Карпенков Степан Харланович

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован