Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
11 июня 2015
3012

Степан Карпенков: Свобода от образования

Совсем недавно все средства массовой информации с разной политической ориентацией, левой, правовой и просто в никуда, были переполнены тревожными сообщениями об «инновации», которую министерские чиновники протаскивали о через очередной закон об образовании. Не остался в стороне и Интернет, ставший достоянием почти каждого дома и, в отличие от центральной прессы и телевидения, доступный для изложения своих наболевших и сокровенных мыслей. Больше всего высказывали свои опасения и изливали свою боль учителя, старшее поколение которых еще помнит, какое достойное образование было в нашей стране в недалеком прошлом и каким оно стало после «инновационного» реформирования. Помнят и родители, чьи дети могли получить бесплатное и хорошее образование не только в школе и любом вузе, но даже в Университете, что на Воробьевых горах, – были бы способности и была бы воля учиться.

Под лозунгом модернизации и обретения свободы образования в результате законодательных манипуляций за последние два десятилетия допущено множество трудно исправимых ошибок во всей системе многострадального отечественного образования. Любое действие оценивается по результатам, а сам человек по его делам, а не по заимствованным за рубежом и непонятным для многих людей словам: «модернизация», «инновация», «вариативность» – и не по благозвучному словосочетанию «качество образования», с помощью которого как будто можно повысить уровень образования. Какие же результаты образовательных «инноваций»? О них знают все – от мала до велика: и профессор, чьей зарплаты едва хватает на пропитание (например, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова получает за свой нелегкий труд меньше, чем водитель троллейбуса); и родители, вынужденные платить за сомнительные образовательные услуги свои последние, заработанные тяжким трудом деньги; и их дети – школьники и студенты, очень быстро ощутившие волю и свободу от образования.

Многие школьники, одурманенные свободой от обучения и прилежания, перестали учиться, перестали почитать и слушать родителей, своих учителей и преподавателей, особенно тех, кто по старой, доброй традиции (и таких немало) пытается дать самое дорогое – знания, и тем самым проявить свою любовь к своим ученикам и студентам, и особенно, заблудшим не по своей воле. И таких добросовестных педагогов, знающих свое дело, немало.

Почему так случилось, что резко упал престиж образования? Для ответа на этот вопрос можно назвать несколько причин. Первая причина – зачем прилежно учиться в школе, когда без всяких проблем можно поступить в любой вуз, даже на какой-либо платный факультет МГУ, которому с большими трудами удается удерживать высокую планку образования. Для этого знания вовсе не нужны, а нужны деньги, внесенные родителями в виде образовательного оброка. При этом побеждают только деньги, а не здравый смысл и не традиционный конкурс, который через оценку уровня знаний единственно способен открыть путь наиболее знающим и подготовленным абитуриентам к высшему образованию. Многочисленные «университеты» и «институты», выросшие как грибы после летних теплых дождей на «свободной» почве, удобренной образовательными «инновациями», готовы поглотить всех абитуриентов с гарантией выдать диплом государственного образца. Им нужны не знания поступающего, а деньги. И руководителей многих подобных «вузов» вовсе не интересует, что деньги платят родители, чаще всего совсем не богатые и вынужденные в ущерб своему здоровью работать в разных местах и не в одну смену. В отечественной системе образования есть и бюджетное финансирование, но оно растворяется в коммерческой образовательной вакханалии, которая захлестнула и государственные вузы.

Вторая причина свободы от учебы – чтобы хорошо учиться, надо усердно трудиться, надо ежедневно и ежечасно воспитывать себя. А кому хочется напрягаться, как сейчас модно говорить, и трудится не покладая рук, когда вокруг столько соблазнов: и Интернет, способный втянуть молодые неокрепшие сердца в омут пороков и страстей, освободить от которых уже не в силах ни родители, ни учителя; и телевидение, которое возводит в ранг подвига насилие и разврат. Все это вместе взятое одурманивает и опустошает душу человека, в которой вытравливается совесть, во многом отличающая человека от всякого животного.

Третья причина неуважения к знаниям – некоторые смышленые и наблюдательные школьники и студенты невооруженным глазом видят, что часто пробиваются к власти и завладевают народным богатством вовсе не те люди, которые хорошо и прилежно учились.

К чему же все это приводит, все прекрасно знают – телевидение старается не пропустить ни одной образовательной сенсации. В Москве, где, казалось бы, должны быть все условия для полноценного образования, совсем недавно закрыта средняя школа из-за низкого качества образования. Вместо того чтобы разобраться и устранить причину, чиновники от образования пошли по своему единственно «верному» пути. Разве школа, учителя, ученики и их родители виноваты в том, что им приходится пожинать плоды богатого «инновационного» урожая в образовании. Еще одна сенсация – свободные от совести и физически окрепшие ученики избили свою учительницу физкультуры, и снятые вопиющие эпизоды разместили в Интернете, чтобы все видели, что даже в школе есть место «подвигу», что есть «герои» и в нашем отечестве. И таких умопомрачительных сенсаций, захлестнувших многострадальную Россию, великое множество. Беда и только. «Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества», – эти слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского наиболее полно отражают реалии бытия нынешнего времени.

Вне всяких сомнений, в нашей стране есть и хорошие школы и гимназии и, в частности, православные школы, где дают прекрасные знания по математике, физике, биологии, русскому языку и литературе и другим классическим предметам, и где не только познают тайны бытия, но и научают отличать добро от зла, уважать и любить своих родителей и учителей. Ученики в таких школах испытывают радость от познания, и приходят они домой с просветленными, умиротворенными лицами, и им в голову не приходит совершить какой-либо греховный поступок, за который было бы им стыдно и стыдно их родителям. Но почему-то такая истинная форма образования, проверенная веками, обходит стороной и государство, и горе-реформаторов образования и чиновников от образования – оно оплачивается из кармана родителей, которые всем сердцем желают вырастить своих детей воспитанными и просвещенными; вырастить всесторонне развитых людей, в души которых вселялись бы не демоны ненависти и наживы, а любовь к ближнему, сострадание и милосердие.

Школьные проблемы подобно снежной лавине обрушиваются на высшие учебные заведения, в большинстве которых созданы все условия не для обучения, а для процветания пышным цветом свободы от образования и где по тем же причинам, что и в школе, студенты не хотят утруждать себя учебой. Диплом «менеджера», «экономиста» и «юриста» они получат, а должность руководителя некоторым из них помогут захватить в установленном порядке влиятельные и богатые родители, а вовсе не фундаментальные и профессиональные знания. Смекалистые студенты наблюдают, что без специальной, высококвалифицированной подготовки, то есть не будучи высококлассным специалистам, чудесным образом можно обрести и высокую должность, например, занять пост руководителя какой-либо крупной отрасли, скажем, энергетической или атомной промышленности. А результат такого «менеджмента» всем известен: систематические отключения источников электроснабжения при избытке энергетических мощностей в нашей стране, что раньше было крайне редко; вливание огромных финансовых средств в атомную энергетику, которая во многих цивилизованных странах свертывается, дабы не оставить своим потомкам опасное радиоактивное наследство; техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, где руководство оказалось свободным от технических, инженерных знаний.

На что же тратятся огромные родительские деньги, попавшие в руки небольшой кучки вузовских «руководителей» и значительная часть которых проходит мимо преподавателей и сотрудников вузов? Об этом периодически вещают  ведущие каналы отечественного телевидения, в подробностях рассказывая всему российскому народу и в том числе любящим своих детей родителям о том, как преступно транжирятся их деньги, заработанные честным трудом. Как на эти деньги покупаются дорогостоящие автомашины представительского класса стоимостью миллионы рублей каждая, а многие сотрудники и преподаватели получают мизерную зарплату, которой едва хватает на проезд и пропитание. Как под прикрытием ремонтных и других работ в карманах ректоров и проректором оседают миллионы рублей. Как производятся обыски, аресты и по фактам нарушения закона заводятся уголовные дела, к которым подключаются следственные комитеты. Уголовные дела, возбуждаемые во многих российских вузах, свидетельствует о том, что в организации отечественного образования не всё в порядке и что министерство устраняется от своих прямых обязанностей.

Кому же и зачем такое министерство нужно? Может быть, оно нужно для насильственного внедрения единого государственного экзамена везде и всюду с тратами огромных средств, хотя неэффективность такой безумной инновации очевидна для всех здравомыслящих людей – от известных учёных-педагогов до домохозяек, чьи дети подвергаются непродуманному эксперименту во время проверки знаний. Может быть, министерские чиновники нужны для того, чтобы через свои «инновации» внедрять бредовые идеи о введении нового государственного стандарта, в котором не находится места для обязательного изучения ни математике, ни физике, ни химии, ни биологии, ни русскому языку и литературе, ни географии, ни основам православной культуры, которые все вместе взятые формируют фундаментальные знания о природе и делают человека просвещенным, образованным и воспитанным, чтобы его трудовая деятельность была направлена не на разрушение, а на созидание и развитие. Весьма смехотворно выглядят объяснения министерских чиновников о предлагаемых «инновациях». Не радует и новый вариант стандартов, мало отличающийся от прежнего. Неужели, чтобы поставить все на свои места, необходимо вмешательство на самом высоком уровне? А для чего же тогда нужна огромная армия министерских и других чиновников от образования, на содержание которых тратятся вовсе немалые деньги всех налогоплательщиков?

На первые места в предлагаемых стандартах сделана попытка поставить предметы «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура» и назван некий символический срок – 2020 год. Можно предположить, что к тому времени в результате всех провальных реформ, в том числе и «инновационных» реформ образования, умирающая российская нация дойдет до такой черты, за которой будет до такой степени все развалено и разрушено, что останется только одно поле деятельности – поле безопасности жизнедеятельности физически сильных, но невежественных, невоспитанных и духовно ограниченных людей, но к тому времени и спасать будет некого.

Деградация общества и вымирание любой нации начинается с деградации образования и опустошение души человека. Спасая душу человека через обретение духовно-нравственных ценностей, можно спасти и образование от надуманных и пагубных реформаций. Для этого реформаторы от образования должны понять и твердо усвоить простую истину: образование – это не платная услуга и не товар, который можно продать, как можно, подороже, а это – бесценный творческий процесс, взращивающий воспитанных, просвещенных и образованных людей, способных творить великие дела и даже совершать чудеса во имя спасения цивилизации и дальнейшего развития всего человечества.

Карпенков Степан Харланович

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован