Совсем недавно все средства массовой информации с разной политической ориентацией, левой, правовой и просто в никуда, были переполнены тревожными сообщениями об «инновации», которую министерские чиновники протаскивали о через очередной закон об образовании. Не остался в стороне и Интернет, ставший достоянием почти каждого дома и, в отличие от центральной прессы и телевидения, доступный для изложения своих наболевших и сокровенных мыслей. Больше всего высказывали свои опасения и изливали свою боль учителя, старшее поколение которых еще помнит, какое достойное образование было в нашей стране в недалеком прошлом и каким оно стало после «инновационного» реформирования. Помнят и родители, чьи дети могли получить бесплатное и хорошее образование не только в школе и любом вузе, но даже в Университете, что на Воробьевых горах, – были бы способности и была бы воля учиться.
Под лозунгом модернизации и обретения свободы образования в результате законодательных манипуляций за последние два десятилетия допущено множество трудно исправимых ошибок во всей системе многострадального отечественного образования. Любое действие оценивается по результатам, а сам человек по его делам, а не по заимствованным за рубежом и непонятным для многих людей словам: «модернизация», «инновация», «вариативность» – и не по благозвучному словосочетанию «качество образования», с помощью которого как будто можно повысить уровень образования. Какие же результаты образовательных «инноваций»? О них знают все – от мала до велика: и профессор, чьей зарплаты едва хватает на пропитание (например, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова получает за свой нелегкий труд меньше, чем водитель троллейбуса); и родители, вынужденные платить за сомнительные образовательные услуги свои последние, заработанные тяжким трудом деньги; и их дети – школьники и студенты, очень быстро ощутившие волю и свободу от образования.
Многие школьники, одурманенные свободой от обучения и прилежания, перестали учиться, перестали почитать и слушать родителей, своих учителей и преподавателей, особенно тех, кто по старой, доброй традиции (и таких немало) пытается дать самое дорогое – знания, и тем самым проявить свою любовь к своим ученикам и студентам, и особенно, заблудшим не по своей воле. И таких добросовестных педагогов, знающих свое дело, немало.
Почему так случилось, что резко упал престиж образования? Для ответа на этот вопрос можно назвать несколько причин. Первая причина – зачем прилежно учиться в школе, когда без всяких проблем можно поступить в любой вуз, даже на какой-либо платный факультет МГУ, которому с большими трудами удается удерживать высокую планку образования. Для этого знания вовсе не нужны, а нужны деньги, внесенные родителями в виде образовательного оброка. При этом побеждают только деньги, а не здравый смысл и не традиционный конкурс, который через оценку уровня знаний единственно способен открыть путь наиболее знающим и подготовленным абитуриентам к высшему образованию. Многочисленные «университеты» и «институты», выросшие как грибы после летних теплых дождей на «свободной» почве, удобренной образовательными «инновациями», готовы поглотить всех абитуриентов с гарантией выдать диплом государственного образца. Им нужны не знания поступающего, а деньги. И руководителей многих подобных «вузов» вовсе не интересует, что деньги платят родители, чаще всего совсем не богатые и вынужденные в ущерб своему здоровью работать в разных местах и не в одну смену. В отечественной системе образования есть и бюджетное финансирование, но оно растворяется в коммерческой образовательной вакханалии, которая захлестнула и государственные вузы.
Вторая причина свободы от учебы – чтобы хорошо учиться, надо усердно трудиться, надо ежедневно и ежечасно воспитывать себя. А кому хочется напрягаться, как сейчас модно говорить, и трудится не покладая рук, когда вокруг столько соблазнов: и Интернет, способный втянуть молодые неокрепшие сердца в омут пороков и страстей, освободить от которых уже не в силах ни родители, ни учителя; и телевидение, которое возводит в ранг подвига насилие и разврат. Все это вместе взятое одурманивает и опустошает душу человека, в которой вытравливается совесть, во многом отличающая человека от всякого животного.
Третья причина неуважения к знаниям – некоторые смышленые и наблюдательные школьники и студенты невооруженным глазом видят, что часто пробиваются к власти и завладевают народным богатством вовсе не те люди, которые хорошо и прилежно учились.
К чему же все это приводит, все прекрасно знают – телевидение старается не пропустить ни одной образовательной сенсации. В Москве, где, казалось бы, должны быть все условия для полноценного образования, совсем недавно закрыта средняя школа из-за низкого качества образования. Вместо того чтобы разобраться и устранить причину, чиновники от образования пошли по своему единственно «верному» пути. Разве школа, учителя, ученики и их родители виноваты в том, что им приходится пожинать плоды богатого «инновационного» урожая в образовании. Еще одна сенсация – свободные от совести и физически окрепшие ученики избили свою учительницу физкультуры, и снятые вопиющие эпизоды разместили в Интернете, чтобы все видели, что даже в школе есть место «подвигу», что есть «герои» и в нашем отечестве. И таких умопомрачительных сенсаций, захлестнувших многострадальную Россию, великое множество. Беда и только. «Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества», – эти слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского наиболее полно отражают реалии бытия нынешнего времени.
Вне всяких сомнений, в нашей стране есть и хорошие школы и гимназии и, в частности, православные школы, где дают прекрасные знания по математике, физике, биологии, русскому языку и литературе и другим классическим предметам, и где не только познают тайны бытия, но и научают отличать добро от зла, уважать и любить своих родителей и учителей. Ученики в таких школах испытывают радость от познания, и приходят они домой с просветленными, умиротворенными лицами, и им в голову не приходит совершить какой-либо греховный поступок, за который было бы им стыдно и стыдно их родителям. Но почему-то такая истинная форма образования, проверенная веками, обходит стороной и государство, и горе-реформаторов образования и чиновников от образования – оно оплачивается из кармана родителей, которые всем сердцем желают вырастить своих детей воспитанными и просвещенными; вырастить всесторонне развитых людей, в души которых вселялись бы не демоны ненависти и наживы, а любовь к ближнему, сострадание и милосердие.
Школьные проблемы подобно снежной лавине обрушиваются на высшие учебные заведения, в большинстве которых созданы все условия не для обучения, а для процветания пышным цветом свободы от образования и где по тем же причинам, что и в школе, студенты не хотят утруждать себя учебой. Диплом «менеджера», «экономиста» и «юриста» они получат, а должность руководителя некоторым из них помогут захватить в установленном порядке влиятельные и богатые родители, а вовсе не фундаментальные и профессиональные знания. Смекалистые студенты наблюдают, что без специальной, высококвалифицированной подготовки, то есть не будучи высококлассным специалистам, чудесным образом можно обрести и высокую должность, например, занять пост руководителя какой-либо крупной отрасли, скажем, энергетической или атомной промышленности. А результат такого «менеджмента» всем известен: систематические отключения источников электроснабжения при избытке энергетических мощностей в нашей стране, что раньше было крайне редко; вливание огромных финансовых средств в атомную энергетику, которая во многих цивилизованных странах свертывается, дабы не оставить своим потомкам опасное радиоактивное наследство; техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, где руководство оказалось свободным от технических, инженерных знаний.
На что же тратятся огромные родительские деньги, попавшие в руки небольшой кучки вузовских «руководителей» и значительная часть которых проходит мимо преподавателей и сотрудников вузов? Об этом периодически вещают ведущие каналы отечественного телевидения, в подробностях рассказывая всему российскому народу и в том числе любящим своих детей родителям о том, как преступно транжирятся их деньги, заработанные честным трудом. Как на эти деньги покупаются дорогостоящие автомашины представительского класса стоимостью миллионы рублей каждая, а многие сотрудники и преподаватели получают мизерную зарплату, которой едва хватает на проезд и пропитание. Как под прикрытием ремонтных и других работ в карманах ректоров и проректором оседают миллионы рублей. Как производятся обыски, аресты и по фактам нарушения закона заводятся уголовные дела, к которым подключаются следственные комитеты. Уголовные дела, возбуждаемые во многих российских вузах, свидетельствует о том, что в организации отечественного образования не всё в порядке и что министерство устраняется от своих прямых обязанностей.
Кому же и зачем такое министерство нужно? Может быть, оно нужно для насильственного внедрения единого государственного экзамена везде и всюду с тратами огромных средств, хотя неэффективность такой безумной инновации очевидна для всех здравомыслящих людей – от известных учёных-педагогов до домохозяек, чьи дети подвергаются непродуманному эксперименту во время проверки знаний. Может быть, министерские чиновники нужны для того, чтобы через свои «инновации» внедрять бредовые идеи о введении нового государственного стандарта, в котором не находится места для обязательного изучения ни математике, ни физике, ни химии, ни биологии, ни русскому языку и литературе, ни географии, ни основам православной культуры, которые все вместе взятые формируют фундаментальные знания о природе и делают человека просвещенным, образованным и воспитанным, чтобы его трудовая деятельность была направлена не на разрушение, а на созидание и развитие. Весьма смехотворно выглядят объяснения министерских чиновников о предлагаемых «инновациях». Не радует и новый вариант стандартов, мало отличающийся от прежнего. Неужели, чтобы поставить все на свои места, необходимо вмешательство на самом высоком уровне? А для чего же тогда нужна огромная армия министерских и других чиновников от образования, на содержание которых тратятся вовсе немалые деньги всех налогоплательщиков?
На первые места в предлагаемых стандартах сделана попытка поставить предметы «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура» и назван некий символический срок – 2020 год. Можно предположить, что к тому времени в результате всех провальных реформ, в том числе и «инновационных» реформ образования, умирающая российская нация дойдет до такой черты, за которой будет до такой степени все развалено и разрушено, что останется только одно поле деятельности – поле безопасности жизнедеятельности физически сильных, но невежественных, невоспитанных и духовно ограниченных людей, но к тому времени и спасать будет некого.
Деградация общества и вымирание любой нации начинается с деградации образования и опустошение души человека. Спасая душу человека через обретение духовно-нравственных ценностей, можно спасти и образование от надуманных и пагубных реформаций. Для этого реформаторы от образования должны понять и твердо усвоить простую истину: образование – это не платная услуга и не товар, который можно продать, как можно, подороже, а это – бесценный творческий процесс, взращивающий воспитанных, просвещенных и образованных людей, способных творить великие дела и даже совершать чудеса во имя спасения цивилизации и дальнейшего развития всего человечества.
Карпенков Степан Харланович