Рожденная в России особая демократия с привкусом отечественного романтизма и западного либерализма породила своеобразную свободу, свободу, обретенную не через воспитание и образование, а свободу без границ, которая воплощается в свободу от стыда и совести. Действительно, в России, в которую можно только верить, любой человек с недавних пор может открыто высказать любую мысль, не опасаясь того, что за смелые высказывания он может попасть в расстрельные списки и затем поплатиться жизнью или, в лучшем случае, свободой, как это часто практиковалось в недалеком прошлом в отдельно взятом государстве, где была сделана дерзкая попытка «воинствующих большевиков» якобы построить безбожный рай сначала в одной стране, а потом и во всем мире.
Появилась вожделенная возможность не только высказывать мысли вслух, но излагать их преимущественно в заказных и, если повезет, в незаказных статьях многочисленных газет и журналов или даже в книгах с завлекательными названиями. В таких средствах поистине массовой информации предлагается простыми доступными средствами решить самые сложные проблемы – от эффективного и быстрого излечения ранее никем и ничем не излечимых болезней до соблазнительно простых способов стать красивым и богатым. При этом богатство и сопутствующие ему деньги считаются первостепенными и важнейшими ценностями, к которым стремились везде и во все времена: бедные и богатые и даже очень богатые люди. И здесь есть о чем писать, и есть с кого брать пример, ведь недавно в России, освободившейся от коммунистического ярма, свершилось чудо из чудес: небольшая кучка вертких дельцов-проходимцев чудесным образом завладела огромным народным богатством и вознеслась над народом.
Российская свобода в духе западного либерализма породила множество многополосных и однополосных газет, многоцветных и одноцветных журналов с мыслимой и немыслимой ориентацией (левой, правой и просто в никуда), которые призывают пролетариев и всех примкнувших к ним решительно бороться против общего врага. Свои журналы либо свои газеты открывают не только власть и деньги имущие, но и те, кто убедил власть предержащих в том, что знает, как свершить чудо, например, как накормить от пуза в пятьсот дней проголодавшийся народ. На благодатной газетной и журнальной почве взрастилась целая армия авторов. Они появились мгновенно, как грибы после теплых летних дождей. Среди них почетное, лидирующее место занимают политологи – рожденные новым временем некие современные пророки, вообразившие, что знают, как обустроить этот мир и действующие вопреки известной истине: чтобы изменить мир, надо сначала изменить к лучшему самого себя. Потянулись к перу невоспитанные, ничтожные люди, которые воспроизводят на бумаге свои дурные привычки и слабости, восхваляя и обнажая интимные отношения, и тем самым завлекают невоспитанных читателей, прежде всего детей и подростков, которые находят в написанном многое из их порочной жизни и которые верят в силу слова, не понимая того, что не всякое слово спасает душу человека.
Новоявленная свобода захлестнула не только мало- и многотиражные газеты и журналы, не только красиво изданные большим и не очень тиражом книги, но и святое святых – учебную литературу. Книги для школьников и студентов стали писать и убежденные марксисты-ленинцы, и воинствующие атеисты, и даже кухарки, которым, как предсказывал «великий глашатай истин вековых», волею судьбы удалось раздвинуть тесно сплоченные ряды солидных государственных мужей.
Короче, пишут все, кому не лень. И пишут по-разному: хорошо и плохо, и с грамматическими ошибками, и без них. Одни авторы прославляют наряд российский, а другие его унижают. Авторами учебников и учебных пособий становятся даже те, кто не смог овладеть великим и могучим языком, потому что в школе, увлекаясь своим более важным для них делом – расписыванием парт, не сумели изучить как следует нужный предмет, чтобы понять, что не всякому слову можно верить, если оно противоречит Слову, которое было в начале и призывает любить ближнего своего как самого себя.
Огромная масса так называемой учебной литературы не оказалась свободной от всего того, что приводит к необратимому падению всей системы образования. Однако есть еще и достойные книги. Но найти такие хорошие книги гораздо труднее, чем отыскать жемчуг на дне морском. К сожалению, многие издатели, быстро оседлав верного коня под названием компьютерные и издательские технологии, преодолев мыслимые и немыслимые бюрократические барьеры, в погоне за прибылью мгновенно вознеслись над народом, забывая о том, что школьникам и студентам нужны интересные и полезные книги, и о том, что написано пером, не вырубишь и топором.
Берутся за перо и те авторы, которые, не изучив по-настоящему объект своего повествования, поспешили создать свой шедевр-учебник. Так появился, например, учебник географии, в котором государство Российское оказалось в придуманных автором границах. Свобода без границ сделала свое дело – появился учебник географии без истинных территориальных границ. И такой шедевр попал на школьные парты нашей необъятной родины и достиг еще больших высот – лег на стол уважаемых государственных мужей.
Многие авторы пишут в учебниках то, что знают. А что могут написать вчерашние верные марксисты-ленинцы, преподававшие в недавнем прошлом историю партии либо научный коммунизм. Или какой учебник может написать философ, защитивший диссертацию по атеизму. Настоящий разгул мнений коснулся не только гуманитарных, но и естественных наук, фундаментальные истины которых нередко трактуются своеобразно, по-своему, иногда без понимания сущности таких давно известных истин. И подобные шедевры учебной литературы множатся на радость смышленых школьников и наиболее продвинутых студентов, которые, обнаружив ошибку в учебнике, испытывают чувство глубокого удовлетворения в собственном превосходстве. Однако у основной массы школьников и студентов, их родителей, учеников и преподавателей такие шедевры вызывают возмущение, о чем свидетельствует предъявленный школьницей иск Министерству образования и науки Российской Федерации, поощряющему изучения дарвинизма. Этот иск умелые журналисты (по-видимому, не без направляющей роли заинтересованных лиц) возвели в ранг сенсации, а телевидение довело это главнейшее событие до каждой домохозяйки.
Что-то подобное произошло, когда телевидение и другие средства массовой информации поведали нашей стране и всему миру о другой подобной сенсации – об иске против директора сельской школы, который воспользовался якобы нелицензионным программным обеспечением компьютера. Абсурдность такого сфабрикованного судебного дела возмутила широкую общественность, о чем стало даже за высокой кремлёвской стеной. Несмотря на это, подобный случай повторился и в другой школе, которую во время летних каникул штурмовали так называемые блюстители порядка, обнаружившие очередной раз «нелицензионный» продукт, о чем сразу сообщило телевидение. Безосновательность возбуждения подобных судебных дел очевидна, ведь компьютер без программного обеспечения – это набор электронных схем и деталей, или, выражаясь современной лексикой, просто металл, ненужный пользователю компьютера. Никому не приходит в голову, например, купившего телевизор обвинять в нарушении авторских прав изобретателей, которые предложили и усовершенствовали способ телевизионного изображения. Искусные организаторы подобных исков надеются, что хорошо спланированная и, вероятно, неплохо приплаченная акция окупится сторицей в надежде на то, что покупатель вынужден будет платить не только за компьютер, но и за якобы лицензированное программное обеспечение. А это немалые деньги. Только в чей карман пойдут эти деньги? На этот вопрос могут и обязаны ответить компетентные органы в лице прокуратуры.
Получившие широкую огласку судебные дела прямо или косвенно касаются Министерства образования и науки, которое обязано защищать школы, учителей и школьников не только от плохой учебной литературы, но и от недобросовестных представителей правоохранительных органов. Если причину исков против учителя и школы разгадать не так уж трудно, то иск школьницы, предъявленный министерству, требует некоторого осмысления и анализа. В нем, как в фокусе, сконцентрировано множество проблем, связанных прежде всего с организацией российского образования, качество которого зависит не от того, как красиво и непротиворечиво формулируются директивы по качеству образования, не от того, сколько центров по качеству образования будет открыто в вузах, а прежде всего и в первую очередь от качества учебной литературы, изучение которой помогает познать истину, а не вымыслы их авторов.
Казалось бы, какие проблемы? Есть министерство, которое обязано отсекать поток некачественных учебных пособий. Для этого производится грифование учебной литературы, и для него разработана инструкция, в которой предписано, как отличать хорошее от плохого, изложен регламент действий чиновника, предусмотрена официальная немалая плата за оказанную услугу. Короче, все до деталей расписано. Относительно недавно подобная функция передана учебно-методическим объединениям. И такую инновацию сразу же ощутили издатели и авторы: плата за услугу резко возросла – для некоторых учебников она может составлять десятки тысяч рублей. Издатели перекладывают такое астрономическое платёжное ярмо на плечи авторов, совсем не богатых. Однако отсюда не следует, что чем дороже официальная пометка на титульном листе учебника, тем он лучше. Несмотря на введенную «инновацию», плохие учебники и учебные пособия, по-прежнему, попадают в школы и вузы. Проведение экспертизы учебной литературы силами Российской Академии наук не лучший способ решения возникшей проблемы – каждый должен заниматься своим делом.
В человеческом обществе при определенных условиях может наблюдаться обратный ход эволюции. Поэтому всегда возникает соблазн отнести людей, одурманенных свободой от совести и деньгами, не заработанными честным трудом, к специфическому виду человека, ранее не зафиксированному многими поколениями ученых-естествоиспытателей, пытающихся обосновать родство человека с обезьяной. Появлению такого вида человека могут быть рады, даже очень, только обезьяны. А жаждущие знаний школьники и устремленные в будущее студенты, которые по своей природе тянутся к древу познания, будут испытывать настоящую радость не от наблюдения обратного хода эволюции, а только от познания истины естественно-научной и божественной.
Карпенков Степан Харланович