Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
24 июля 2015
3125

Степан Карпенков: Воспитанию не все возрасты покорны

Благородное воспитание – это надежный фундамент для развития личности с человеческим лицом. Прочная, долговечная основа такого фундамента – духовно-нравственные ценности, которые выковывались упорным трудом многих поколений. Однако в современном обществе иногда встречаются некоторые «доброжелатели», которые пытаются внедрить свою «инновацию» в решении проблем воспитания и образования вопреки многовековым традициям и здравому смыслу.

Проблемы воспитания и повышения качества образования широко обсуждается в различных средствах массовой информации. Она затрагивает все уровни образования. Ее решение во многом зависит не столько от изменения самой структуры всей системы образования, а сколько от того, как хорошо воспитан будущий ученик в самом раннем возрасте.

В последнее время предлагается якобы эффективный способ улучшения качества образования – ввести 12-летнее среднее образование, при этом предполагается начать учить читать и писать детей в возрасте до семи лет. Преследуется якобы благородная цель – дать детям побольше знаний. Однако знать много не означает знать хорошо. В учебе, как и в любом деле, должна быть мера. Кроме того, знания без заложенной в раннем возрасте духовно-нравственной основы могут оказаться бесполезными и даже губительными.  Не нужно забывать и о другом: учеба – это напряженный умственный труд, а не любовь, которой все возрасты покорны. Большинство детей физиологически не готовы, чтобы принять большую умственную нагрузку в возрасте до семи лет. Попытка научить ребенка в таком возрасте всему и вся кончится для него неудачей, и вызовет не радость познания, а отвращение к обучению.

Возраст от рождения ребенка до семи лет – самая благодатная пора для воспитания. Именно этот возраст предопределен самой природой и физиологией человека, чтобы формировалось в нем духовно-нравственное начало, чтобы он обладал высшей властью – властью над собой, чтобы не был порабощен своими страстями. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд», – утверждал  древнегреческий философ Демокрит (р. 470 или 460 до н.э.).

 Ненавязчивый пример благородных и благочестивых родителей – это самое действенное средство воспитания и наставления для детей. Плохо воспитанного человека трудно и почти невозможно перевоспитать.

 Только при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается в кругу родных и близких, глубоко знающих жизнь, может реализоваться генетический потенциал человека. Именно в семейном кругу, а не в детском доме, не в детском саду или в чужой семье, какими бы они все хорошими не были, самой природой заложена благодатная почва для истинного воспитания. Ничто не может заменить материнской любви, душевной теплоты и нежной ласки матери: ни современный детский дом или сад, ни чужие родители, которые с любовью относятся к своему воспитаннику. Чем ближе семейные отношения к Заповедям Божиим, тем благополучнее семья, тем лучше утверждаются в такой семье православная вера и духовно-нравственные ценности. Однако в реальной жизни не всегда так получается: встречаются и неблагополучные семьи, и, следовательно, невоспитанные дети. «Сегодня потребность в слове Христовой Истины у молодых людей особенно высока. Среди реалей современного мира нередко встречается совершенно неправильное выстраивание внутрисемейных отношений; часто молодежь вообще бывает лишена какого-либо воспитания и потом вынуждена на своих ошибках учиться жить правильно» – справедливо отметил в одном из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл.

К сожалению, в последнее время в средствах массовой информации и в телевизионных передачах преднамеренно или по неведению не оценивается по достоинству важнейшая роль и практическая значимость семейного воспитания. Активно проводится целая пропагандистская компания с политической окраской, ориентированная якобы на защиту «обиженных» родителями  детей. Вместо того чтобы налаживать действенную систему воспитания в семье и школе, радеть о судьбе российской нации, «сердобольные» активисты предлагают создать некую государственную структуру по защите прав ребенка. Совершенно очевидно, усилия государства целесообразнее направить не на учреждение какой-то непонятной структуры, а на развитие благоприятных семейных отношений, основанных на духовно-нравственных ценностях.

С потерей духовно-нравственных ценностей в раннем возрасте безвозвратно теряется и человеческий облик. Популярная сказка английского писателя Д.Р. Киплинга (1885–1936) о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими животными джунглей, а затем уже зрелым юношей вновь вернувшемся  в «человеческую стаю», – только красивая сказка. Редкие случаи подобного рода показывают, что ребенок силой обстоятельств, вырванный из человеческого общества и выживший в джунглях, вернувшись через несколько лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет обладать речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, то есть стать настоящим полноценным человеком. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет и человек по своему развитию остается на уровне примата.

 В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести кропотливую работу по овладению, сохранению и приумножению того, что выделяет человека из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму, когда, например, преследуются неблагородные политические цели, с поразительной быстротой ведет к деградации человека: духовному опустошению, потере культурных завоеваний, к возрастающей дикости и агрессивности даже в цивилизованном обществе.

«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», – сказал великий мыслитель древности Сократ (470/460 – 399 до н.э.).

В отдаленном и недалеком прошлом предпринимались попытки насадить искусственные ценности, противоречащие природе человека. Истинные же ценности стали растворяться в безбрежном океане человеческих страстей. И некоторые люди потеряли способность распознавать духовное и склонность к его восприятию. «Из этой способности и из этой склонности исходили все великие воспитатели рода человеческого. Это было то, что имел в виду Платон, трактуя земную очевидность как «припоминание» предвечно созерцаемых человеческих идей», – утверждал профессор Московского университета И.А. Ильин (1882–1954), один из наиболее видных представителей русской философской мысли. По его мнению, главная, высокая задача воспитателя – как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы очнулась она от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню… Как можно раньше надо приобщить ребенка к этому божественному счастью на земле, пока ему неведомы еще ни горечь жизни, ни боль его души; пока он полон естественной доверчивости к миру и пока радость в нем бьет ключом.

«Воспитать ребенка – значит делать его ум и нрав возвышеннее, значит вести его к нравственным вершинам», – сказал французский писатель Андре Моруа (1885–1967). И покорить такие вершины способен каждый человек, живущий на Земле, на которой всегда и везде есть истинная свобода для высоких чувств и благородных дел.

Карпенков Степан Харланович

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован