Любую военную операцию можно точнее всего описать как последовательность глупейших ошибок
У. Черчилль
Степень завершенности пособия определяется не автором и даже не его критиками, а качеством и наличием других пособий. Сегодня их в России практически нет. Во всяком случае тех, которые адаптированы для политологов. Настоящая работа является не только пособием по курсы военно-политической проблематике, но и является логическим продолжением серии работ, посвященных анализу и прогнозу развития международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО) в мире, в которых акцент делается на анализе и прогнозе коалиционной политики Запада, подготовленных Центром Военно-политических исследований МГИМО – Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в 2013–2020 годы. Эти работы преимущественно концентрировали внимание читателя на обосновании – политологическом, теоретическом и методологическом – того или иного конкретного варианта сценария развития ВПО с том, чтобы на его основе развивалась дискуссия о наиболее эффективных средствах и способах противодействия со стороны России, а также рассматривались рекомендации относительно военной организации государства и планов военного строительства.
В той или иной мере эти работы можно использовать как для научной дискуссии, так и ученого процесса. Важно подчеркнуть, что по мере развития исследовательского процесса эти работы также постоянно уточнялись и корректировались. Среди них можно отметить следующие исследования, опубликованные в самые последние годы:
– Подберёзкин А.И., Боришполец К.П., Подберёзкина О.А. Евразия и Россия. М.: МГИМО-Университет. 517 с.
– Подберёзкин А.И., Боришполец К.П., Казанцев А.А., Козин В.П., Орлов А.А. Прогнозирование международной ситуации: угрозы безопасности и военная политика России: аналитический доклад. М.: МГИМО-Университет, 2014. 44 с.
– Информационно-аналитическая система стратегического планирования противодействия угрозам национальной безопасности: аналит. доклад / П.М. Шмелёв, А.И. Подберёзкин. М.: МГИМО-Университет, 2014. 159 с.
– Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки: аналит. доклад / А.И. Подберёзкин, М.А. Мунтян, М.В. Харкевич и др.; рук. авт. коллектива А.И. Подберёзкин. М.: МГИМО-Университет, 2014. 161 с.
– Долгосрочные сценарии развития стратегической обстановки, войн и военных конфликтов в XXI веке: аналит. доклад / А.И. Подберёзкин, М.А. Мунтян, М.В. Харкевич (и др.); рук. авт. кол. А.И. Подберёзкин. М.: МГИМО-Университет, 2014. 175 с.
– Подберёзкин А.И. Военные угрозы России. М. 2014. 268 с.
– Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение в концепцию. М.: МГИМО-Университет, 2015. 157 с.
Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития: аналит. доклад / А.И. Подберёзкин, Р.Ш. Султанов, М.В. Харкевич и др. М.: МГИМО-Университет, 2014. 167 с.
– Стратегическое прогнозирование и планирование внешней и оборонной политики: монография: в 2-х т. / Под ред. А.И. Подберёзкина. М.: МГИМО-Университет, 2015.
– Т. 1. Теоретические основы системы анализа, прогноза и планирования внешней и оборонной политики. 2015. 796 с.
– Т. 2. Прогнозирование сценариев развития международной и военно-политической обстановки на период до 2050 года. М.: МГИМО-Университет, 2015. 722 с.
– Подберёзкин А.И. Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года. М.: МГИМО-Университет, 2015. 325 с.
Проект долгосрочной стратегии национальной безопасности России с методологическими и методическими комментариями: аналит. доклад / [А.И. Подберёзкин (рук. авт. кол.) и др.]. М.: МГИМО-Университет, 2016. Июль. 86 с.
Долгосрочное прогнозирование международных отношений: сборник статей. Под ред. А.И. Подберёзкина. М.: МГИМО-Университет, 2016. 307 с.
– Проект долгосрочной стратегии национальной безопасности России с методологическими и методическими комментариями / А.И. Подберёзкин (рук. авт. кол.) и др. М.: МГИМО-Университет, 2016. 88 с.
– Стратегический прогноз развития отношений между локальными человеческими цивилизациями в Евразии: аналит. доклад / А.И. Подберёзкин, О.Е. Родионов, М.В. Харкевич. М.: МГИМО-Университет, 2016. 123 с.
– Подберёзкин А.И. Современная военная политика России: Учебно-методический комплекс. В 2-х томах. М.: МГИМО-Университет, 2017. Т. 1. 817 с.; Т. 2. 987 с.
– Долгосрочное прогнозирование развития отношений между локальными цивилизациями в Евразии: монография / А.И. Подберёзкин и др. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2017. 357 с.
– Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / [А.И. Подберёзкин, М.И. Александров, О.Е. Родионов и др.]; под ред. М.В. Александрова, О.Е. Родионова. М.: МГИМО-Университет, 2018. 768 с.
Многие положения авторской концепции развития современной ВПО были в разное время (но, преимущественно, во втором десятилетии) опубликованы в самых разных российских и зарубежных журналах. Среди них можно отметить, прежде всего, самые последние публикации:
– Подберёзкин А.И. Военная сила и политика новой публичной дипломатии // Журнал «Обозреватель», 2016. № 12.
Подберёзкин А.И. Повышение эффективности стратегического сдерживания – основное направление политики безопасности. Часть 1 и Часть 2 // Журнал «Обозреватель», 2018. №№ 5 и 6.
– Подберёзкин А.И. Стратегия «силового принуждения» в условиях сохранения стагнации в России // Журнал «Обозреватель», 2018. № 4.
– Дербин Е. Ан., Подберёзкин А.И. Перспективный облик военной организации Российской Федерации // Вестник МГИМО-Университет, 2018. № 3 (60).
– Кравченко С.А., Подберёзкин А.И. Доверие к научному знанию в условиях новых угроз национальной безопасности России // Вестник МГИМО-Университета, 2018. № 2 (59).
– Кравченко С.А., Подберёзкин А.И. Динамика знания о насилии: военные и социокультурные аспекты / Гуманитарий Юга России, 2018. № 3.
– Кравченко С. А., Подберёзкин А.И. «Переоткрытие» знания о будущем: перспективы безопасности России до 2050 года // Вестник МГИМО-Университет, 2017. № 4 (55).
– Подберёзкин А.И. От стратегии «противоборства» к стратегии «управления» // Вестник МГИМО-Университет, 2017. № 1 (52).
– Подберёзкин А.И. «Переходный период» развития военно-силовой парадигмы (2019–2025 гг.). Часть I. // Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019. № 4, с. 5–27 и др.
– Подберёзкин А.И., Родионов О.Е. Человеческий капитал и национальная безопасность. М.: Прометей, 2020. 610 с.
Наконец, отдельно нужно сказать о моей книге, опубликованной в июне 2018 года, которая целевым образом посвящена формированию современной ВПО, создающей качественно новые условия для развития России[1]. В ней основное внимание уделено необходимости выбора правящей элитой России мобилизационного сценария её развития в ухудшающихся условиях ВПО, которое предстоит сделать (по указу В.В. Путина от 7 мая 2018 года) в середине 2018 года, либо (в очередной раз) уклониться от такого выбора, подчинившись стихийной энергии стагнации (К сожалению, исходя из опыта последних десятилетий, можно сделать вывод о том, что последнее предположение наверняка окажется более реальным).
Об этом выборе недвусмысленно напомнил в своем послании 1 марта 2018 года президент России В.В. Путин, а позже – в первом своём указе в качестве Президента России – дал поручение правительству до 1 октября 2018 года разработать соответствующий прогноз и план до 2024 года. Эти инициативы, повторюсь, как показывает история последних лет, отнюдь не гарантируют проведение необходимой и эффективной политики. Более того, они вновь подтвердили огромный существующий разрыв между планами и результатами, достигнутыми при их выполнении.
Настоящая работа в том числе посвящена той новой роли ЛЧЦ и нарождающихся (и возрождающихся) центров силы, которая стала реальностью в формировании современного ВПО в мире[2]. На мой взгляд, роль ЛЧЦ, новых центров силы и их военно-политических коалиций до настоящего времени недооценивается: отход от универсализма глобализации в направлении национальных интересов и систем ценностей пока что не привёл к признанию приоритета цивилизационных ценностей в политике. Более того, происходит усиление влияния государств и их коалиций на формирование ВПО и развитие военного дела, которое отчасти нейтрализует циви– лизационное влияние ЛЧЦ.
Предлагаемая работа также имеет своей целью оказать помощь в изучении теории международных отношений и военно-политической проблематики, как областей, включающих в себя близкие и смежные дисциплины (политологию, международные отношения, военную науку, экономику и ряд других), а также привлечь внимание общественности и экспертов к военно-политическим и цивилизационным последствиям современного развития ВПО и ЛЧЦ.
Новая книга, состоит из 2-х частей, каждая из которых концентрируется на отдельном аспекте роли и значения развития сценария МО и ВПО, их конкретных вариантов, появления и развития возможных военно-политических коалиций и новых центров силы, их влияния в формировании современного ВПО в мире[3]:
Во-первых, роли локальных человеческих цивилизаций (ЛЧЦ) и новых центров силы и военно-политических коалиций, как главных субъектов ВПО в нашем веке, в борьбе за продвижение главных политических приоритетов – национально-цивилизационных систем ценностей и вытекающих из них норм и правил – силовыми и военными средствами;
Во-вторых, роли и значению самой сильной, доминирующей, как минимум, в ближайшие десятилетия, в военно-политическом отношении – западной ЛЧЦ – и её военно-политической коалиции, как главной силы, претендующей на мировое лидерство и право устанавливать свои нормы и правила;
В-третьих, возможным и наиболее вероятным сценариям и отдельным конкретным вариантам развития ВПО и стратегической обстановки (СО) в качестве реальных планов продвижение системы ценностей западной военно-политической коалиции до середины нынешнего столетия.
Обе эти части формально-логически и событийно тесно связаны между собой и находятся в русле общей авторской концепции развития ВПО и её конкретного, военно-силового, сценария в современный период, стремящейся максимально учитывать то огромное количество факторов, которое влияет на формирование как МО, так и ВПО, но прежде всего новую роль и значение ЛЧЦ в этих процессах.
При подготовке издания я опирался на требования, предъявляемые к такого рода публикациям (Требования к структуре и содержанию учебного пособия. Критерии экспертной оценки рукописи учебного пособия Определение ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»).
Прежде всего я исходил из положения о том, что Учебное пособие – «учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, соответствующее учебной программе, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник». Такую программу я читаю в МГИМО и Дипломатической академии МИД РФ с некоторыми перерывами с конца 80-х годов в качестве дополнительного курса, а с 2015 года на кафедре Всеобщей и российской истории факультета «Международные отношения» МГИМО МИД РФ в качестве основного курса в течение одного семестра. Данное пособие рассчитано на полный курс из 4 семестров, либо краткий курс из одного семестра.
Принципиальное значение имеет аудитория, которая, как предполагается, связана с подготовкой или переподготовкой специалистов в широкой военно-политической области как в учреждениях для государственного и местного управления, так и военных, специальных и международно-политических образовательных и научных учреждений и органов власти. Пособие по самой своей сути должно отражать не столько систематические знания, сколько современное понимание и состояние проблемы, поиск методов анализа и прогноза развития современной политической ситуации, которая находится в состоянии «переходного периода»[4].
Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/ или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине. Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Но такого учебника нет не только в МГИМО, но и (насколько я знаю) в других научных и высших учебных заведениях, включая Военную Академию Генерального штаба ВС РФ, где я также читал лекции.
Первую попытку издания подобного пособия я предпринял в 2016 году в работе «Современная военная политика России: в двух томах», где первый том был целиком посвящен систематическому изложению научного аппарата дисциплины, а второй – политическому, методологическому и историческому обзору военно-политической проблематики. Этот первый опыт показал, что работа по военно-политической проблематике требует энциклопедических знаний и знакомства с огромным списком самой разной литературы, хотя работ по собственно военной теории немного. Кроме классиков – Карла фон Клаузевица (кстати, плохо изученного и нередко неточно цитируемого)[5], Б.М. Шапошникова[6], А.А. Свечина и избранных работ Жомини, Мольтке, Бюлова, Наполеона и некоторых других авторов[7] необходимо шире знакомится с трудами зарубежных исследователей, которых, к сожалению, немного. В силу этого я согласен с современным классиком военно-теоретической мысли Бэзил Лиддл Гартом, который более полувека написал: «... выясняется, что «учебников стратегического мышления – не более десятка, причём большинство создано на Востоке (трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы», стратагемы, Книга перемен и т. д.)»[8].
По мере возможности я знакомлю читателей с некоторыми мыслями и концепциями. В том числе и политиков, имеющих отношение к военно-политической проблематике. Таких, например, как Тит Ливий[9], Геродот[10] или записками Гай Юлия Цезаря о Галльской войне[11].
Я исходил из того, что в положении о пособиях признается, что учебное пособие может:
– во-первых, временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;
В настоящее время ни учебника, ни временного пособия по всей военно-политической проблематике не существует. Поэтому предлагаемая попытка является первой авторской попыткой рассмотрения всего круга вопросов. Охватить все вопросы внешней политики, связанные с военно-политической проблематикой пособие не в состоянии, но дать самое общее – теоретическое и историческое – представление – может.
– во-вторых, являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту. Именно таким факультативным курсом и является это учебное пособие, которое использовалось в преподавание спецкурса в МГИМО достаточно длительное время.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. Именно актуальность и практическая значимость, прикладной характер пособия имелся в виду в первую очередь, когда оно готовилось к печати: я полагаю, что без примеров прикладного использования предлагаемых знаний в военно-политической области эта дисциплина теряет смысл.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы. Субъективный характер политики вообще, а военно-политической проблематики в особенности предполагает выдвижение и обсуждение заведомо спорных вопросов.
Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):
В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат. Именно такая обязательная структура и использована при подготовке к печати пособия.
Введение включает следующие аспекты:
– цель (назначение) издания, соответствие учебной программе;
– читательский адрес;
– вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции;
– методические рекомендации по использованию УП в учебном процессе;
– общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т. п.).
Содержание УП должно соответствовать ГОС ВПО и утвержденной учебной программе дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.
Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.
Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.
Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:
– основные итоги и выводы;
– характеристика нерешенных и трудно решаемых проблем;
– рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета;
– перспективы развития дисциплины (отрасли науки).
Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из книжной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т. д.).
В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.
Оформление рукописи должно соответствовать стандарту УрАГС (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в УрАГС. Утверждено решением РИС УрАГС. Протокол № 3 от 17 ноября 2008 г.). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).
Таким образом предлагаемое пособие вполне соответствует требованиям и пожеланиям, разработанным для учебных пособий для высших учебных заведений.
Нарратив – зд.: субъективное повествование о формировании и развития ВПО. Исследование, рассказ и нарратив близкие по значению слова но не тождественные. Между двумя этими понятиями есть несколько различий:
– исследование – способ передачи точной (объективной) информации, а рассказ, тем более, нарратив, – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика;
– Локальная человеческая цивилизация (ЛЧЦ) в МО и ВПО – один из важнейших субъектов, участвующих в формировании и реализации современной международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО), выступающая в качестве важнейшей основы для создания военно-политической коалиции. Внимание к этому явлению привлекли С. Хантингтон и ряд ученых в коне прошлого века, но оценено оно по
– Появление множества прогнозов, например, Римского клуба, ОКНШ США и др. подтверждают глобальный характер этих изменений.
– Лиддл Гарт, Бэзил. Стратегия непрямых действий. М.: АСТ, 2018, с. 15.
– Подберёзкин А., Крылов С. Политика, война и международная безопасность в XXI век // Обозреватель, 2019, № 10, сс. 26-27.
– См., например: ПодберёзкинА.И., Соколенко В.Г., Цырендоржиев С.Р. Современная международная обстановка: цивилизации, идеологии, элиты. М.: МГИМО-Университет, 2015. 464 с.
_____________________________________
[1] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. А.И. Подберёзкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политических исследований. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. 1596 с.
[2] См. также: Кравченко С.А., Подберёзкин А.И. Динамика знания о насилии: военные и социокультурные аспекты / Гуманитарий Юга России, 2018. № 3, с. 40-41.
[3] При этом некоторые идеи были апробированы в коллективной монографии ЦВПИ, опубликованной в мае 2018 года. См. подробнее: «Подберёзкин А.И., Александров М.И., Родионов О.Е. и др. Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография. М.: МГИМО– Университет, 2018. 768 с.
[4] См. подробнее: Подберёзкин А.И. «Переходный период» развития военно-силовой парадигмы (2019–2025 гг.). Часть I // Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019. № 4, с. 5-27.
[5] В настоящей работе использовано последнее издание К. Клаузевица «О войне». Избранное. М.: АСТ, 2019.
[6] Шапошников Б.М. Мозг армии. М.: Об-во сохранения лит. Наследия, 2016. 824 с.
[7] См.: Стратегия в трудах военных классиков / ред. совет серии: С.В. Степашин и др. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2007. 592 с.
[8] Стратегия непрямых действий: Бэзил Лиддл Гарт. М.: АСТ, 2018. 508 с.
[9] Ливий Тит. История Рима от основания города. Все книги в одном томе. М.: Эксмо, 2018. 1344 с.
[10] Геродот. История / пер. с др. греч. Ф.Г. Мищенко. 2-е изд. М.: Академический проект, 2016. 599 с.
[11] Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Готовому перейти Рубикон. М.: РИПОЛ классик, 2017. 416 с.