13 июня 2006
1683

Степень вмешательства государства в рынок алкоголя должна дойти до уровня монополии



Алкогольная проблема - одна из самых острых, неоднозначных и многогранных в России на сегодняшний день. Законодательная база по регулированию алкогольного рынка сегодня еще несовершенна, хотя и сделаны определенные позитивные шаги и заложена основа для усиления роли государства, - считает депутат Государственной Думы ФС РФ Александр Коган. По его мнению, степень вмешательства государства в рынок алкоголя должна дойти до уровня монополии.

Наиболее яркая характеристика рынка алкоголя - количество потребления населением спиртных напитков. Но огромный теневой оборот спиртосодержащей продукции в России путает все карты и мешает реально оценить этот показатель. Согласно официальной статистике, в прошлом году средний россиянин выпил 9,7 л. чистого алкоголя. По данным Центра по изучению проблем алкоголизма и наркомании, в Люксембурге это показатель составлял 12,6 л. чистого алкоголя на душу населения, в Венгрии - 11,4 л., Чехии - 11,0 л., Ирландии- 10,8 л., в Германии - 10,1 л. Что касается России, то она по результатам этих исследований занимает лишь 15-е место.

Это если говорить о легальном градусе. Вместе с теневым этот показатель в России достигает 15-19 литров. По некоторым оценкам, отечественный потребительский рынок крепкого алкоголя состоит не только из легальной водки - около 140млн. дал, но и 50 млн. нелегальной, 25-30 млн. дал самогона и 15-20 млн. дал различных спиртосодержащих жидкостей и аптечных настоек. Понятно, что основной удар по здоровью и жизням людей наносит теневой алкоголь - зачастую для усиления "эффекта" продавцы добавляют в самогон димедрол, массовые отравления происходят спиртосодержащими бытовыми жидкостями.

Официальная статистика также не дает ответа на вопрос, каковы же масштабы смертности от употребления алкоголя. Непосредственно учитывается влияние алкоголя, только когда смерть наступила от отравления спиртосодержащими напитками, и это явилось прямой причиной летального исхода. Поэтому по статистике в среднем в России ежегодно травятся алкоголем около 40 тыс. человек - население небольшого городка! Но и это - всего около 2% от всех умерших. На самом деле, очевидно, что такой подход к оценке масштабов влияния алкоголизма приводит к колоссальной недооценке алкогольной смертности. Часто алкоголь становится косвенной причиной летального исхода. Как известно, основными источниками сверхсмертности в России является болезнь органов кровообращения (удельный вес в структуре смертности 56%) и так называемые внешние причины (14%) - несчастные случаи, убийства, самоубийства, травмы, дорожно-транспортные происшествия и т.д. оба класса причин являются алкоголезависимыми. В большинстве случаев наличие алкоголя в крови не фиксируется в актах о смерти, также невозможно определить, что алкоголь спровоцировал развитие болезни. Специальные исследования показали, что в крови умерших с официальным "сердечно-сосудистым" диагнозом весьма часто обнаруживается смертельно опасная концентрация алкоголя. Та же картина наблюдается и по ряду других заболеваний. По оценке экспертов, так называемые внешние причины - также зачастую результат пьянства.

Более половины российских убийц были нетрезвы в момент убийства. В нетрезвом виде погибают около 60% самоубийц, значительная часть которых не совершила бы роковой шаг, если бы не состояние опьянения.

По европейским меркам общий уровень смертности в России аномально высок - 16 человек на 1 тысячу населения, для сравнения: этот коэффициент смертности составляет в африканских странах 15, в Европе - 11. И многие видят разгадку этой аномалии именно в чрезмерном употреблении россиянами водки и самогона, часто некачественного.

Если с точки зрения демографии высокая смертность на фоне низкой рождаемости (так называемый демографический крест) будет давать вымирание нации, то для экономики это означает сокращение количества рабочих кадров, их квалификации и здоровья, выбытие из числа занятых в экономике людей трудоспособного возраста, что чревато потерями реального ВВП.

Такое положение дел не отвечает интересам ни легальных производителей алкоголя, ни потребителей, ни государство. Потребители, естественно, заинтересованы в качестве продукции и низкой цене. Насколько понятно из вышеприведенных цифр, качества они не получают. Однако относительная цена даже нетеневого алкоголя действительно низка, в этом интересы потребителя удовлетворены. А вот государство, наоборот, заинтересовано в меньшей доступности алкоголя, то есть высокой цене и также высоком качестве. Легальные производители заинтересованы в отсутствии теневых конкурентов, которые в отличие от них не платят акцизы и налоги.

В поиске путей решения алкогольной проблемы в России сегодня все чаще обращаются к опыту Скандинавских стран, где государство ограничило физическую и экономическую доступность алкоголя. Считаю, что это полезный опыт и что его элементы можно использовать в России. Но делать это нужно осторожно, так как запретительные меры на Западе сочетались с высоким уровнем соцзащиты, занятости и состояния экономики. Пока мы не можем обеспечить такого комплексного подхода, необходимо подходить избирательно к калькированию опыта. Например, слишком высокие цены на алкоголь при низком уровне доходов в России могут подстегнуть рынок суррогатной дешевой продукции.

Между тем запретительные меры уже сегодня вполне оправданно начинают приниматься в нашей стране. Как уже отмечалось, только ставить запреты неразумно, необходимо, чтобы все меры - и регулирующие, и запретительные - работали в комплексе и отвечали социальным и экономическим реалиям страны.

Частью комплекса мер стали поправки к закону "О рекламе". Как и прежде, реклама алкогольных напитков и табака на телевидении и радио запрещена, а пиво теперь нельзя рекламировать с 7 до 22 часов местного времени на ТВ и с 9 до 24 часов на радио. В печати также запрещено использовать под рекламу алкоголя и табака первую и последнюю полосы, исключается реклама на всех видах транспортных средств. Впервые говорится, что реклама алкоголя должна сопровождаться предупреждением о вреде его чрезмерного потребления. Ставится законодательный заслон рекламе зонтичных брендов, под маркой которых пропагандировался алкоголь. Также введена статья о защите несовершеннолетних в рекламе, ограничивающая их участие в пропаганде социально опасных товаров.

Понятно, что в большей степени эти ограничения в пропаганде направлены на формирование образа жизни подрастающего поколения и работают на перспективу. Больного алкоголизмом отсутствие рекламы вряд ли остановит. Но молодежь не должна включать в жизненные установки тезис: "алкоголь - это норма жизни, так как он каждый день на экране". Конечно, для того чтобы приучить население к здоровому образу жизни, одного запрета рекламы мало. Нужно снижение индивидуального спроса - для этого необходима работа с общественным мнением, воспитание здорового образа жизни в школах, ориентирование молодежи на спорт. Все это реализуется, но по разным законодательным каналам. Уже введено ограничение на употребление в общественных местах слабоалкогольных напитков (для крепких оно установлено давно). Это укрепит морально-этический климат в обществе. Установлены меры ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянку. Также, к примеру, существует программа партии "Единая Россия" "1000 физкультурно-оздоровительных комплексов", которые в ближайшие годы будут построены по все территории страны. Или - другой пример комплексности проблемы: индивидуальный спрос на алкоголь на селе, где нет работы, обусловлен именно экономическими причинами. Поэтому лечить алкоголизм общества надо системными мерами.

Что касается непосредственно алкогольного рынка, комплекс запретительных и регулирующих мер содержат принятые в прошлом году изменения в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - No102-ФЗ и 209-ФЗ, которые частично вступили в силу с 1 января 2006 г. и полностью - с 1 июля этого года. Основная цель поправок - ввести прозрачные механизмы контроля над отраслью, что должно привести к сокращению теневого рынка, который вредит как бюджету, так и здоровью людей.

Наиболее заметные для сторонних наблюдателей изменения - это замена акцизных марок. Заметными они стали из-за нерасторопности правительства: отсутствие вовремя напечатанных марок, неготовность единой информационной системы породили проблемы в отрасли и стали дискредитировать саму идею закона. Хотя время было - законом был определен полугодовой переходный период. Теперь сроки ввода ЕГАИС опять перенесены - до февраля 2007 года.

Основная же идея изменений - выстроить цепочку учета от производства спирта до выпуска конечного продукта. Прежняя система квотирования закупок спирта отменяется. Но зато каждая капля произведенного и прожданного спирта должна быть на учете. Для этого и была задумана Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Автоматизированная - для того, чтобы исключить человеческий фактор. К системе подключаются все счетчики на заводах, все розничные продавцы. Для этого и вводились новые марки, которые помимо прочего и стали информационным носителем, с которого считываются данные. Если вся легальная продукция будет учтена, не будет проблем с определением контрафактных товаров. Кроме того, марка стала только федеральной, от "расщепленного" акциза - на федеральный и региональный - пришлось отказаться: региональные акцизные склады слабо справлялись с функцией очистки рынка от нелегальной продукции. К тому же, была проблема с собираемостью акциза.

Сегодня же наблюдается парадоксальная ситуация: мощности заводов по производству спирта и вин загружены на 50%, водки - на 30%, коньяков и вин - на 22%, их использование год от года не растет, а в ряде случаев даже падает, в то время как рынок динамично развивается. Все это говорит о большой нелегальной составляющей, которая будет выведена из тени с введением ЕГАИС.

Также для того чтобы государству было легче контролировать рынок, приняты меры для укрупнения как рынка производства спиртного, так и рынка сбыта алкогольной продукции. Чем меньше игроков на рынке, тем проще их контролировать. Не секрет, что суррогат чаще всего продают мелкие фирмочки. На Западе вообще ввели запрет на торговлю алкоголем везде, кроме государственных магазинов. У нас была принята более мягкая мера: усложнены входные барьеры на рынок. Но при этом установлены более жесткие требования для производителей спирта и крепкого алкоголя по размеру уставного капитала. Производить этиловый спирт имеют право только те предприятия, уставный капитал которых составляет не менее 10 млн. рублей. Уставный капитал предприятий выпускающих водку, должен быть не менее 50 млн. рублей.

Для фирм, занимающихся розничной продажей, минимальный размер уставного капитала дано право устанавливать регионам, вплоть до одного млн. рублей. Это серьезный инструмент для того, чтобы убрать "шаговую" доступность алкоголя. Эта норма уже не позволит индивидуальным предпринимателям торговать спиртным на каждом шагу. С нынешнего года субъектам Федерации также дано право ограничивать время продажи алкогольной продукции крепостью более 15%.

Серьезно подорожает и лицензия. Повышением ее стоимости до трех млн. рублей на производство ликероводочной продукции в течение 5 лет ставится заслон перед недобросовестными производителями. Теперь должны будут получать лицензию и оптовые продавцы непищевой спиртосодержащей продукции с содержанием спирта более 1,5 % - мед. Препаратов, парфюмерии, бытовых средств. Кроме того, впервые устанавливается ограниченный перечень денатурирующих веществ, из которого исключен наиболее "незаметный" - диэтилфталат, который ранее часто незаконно использовался для пищевой продукции. В общем, выпускать нелегальную выпивку под видом другого товара станет невыгодно и опасно.

Надо понимать, что жесткое регулирование рынка спирта в любом его виде отсекает возможность производить водку и другие алкогольные напитки в "третью смену" на обычных заводах, использовать для спаивания населения спиртосодержащие жидкости - это будет просто экономически невыгодно. Однако на потребительском рынке могут по принципу сообщающихся сосудов увеличиться объемы самогоноварения. Надо сказать, что до последнего времени в законодательстве запрета на продажу самогона не было. Милиция пыталась вменить продавцам незаконную предпринимательскую деятельность, но делало это крайне неэффективным. С января 2006 года изменениями в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" введен запрет на поставки и розничную продажу продукции, содержащей этиловый спирт и произведенной в домашних условиях, в том числе физическими лицами. Однако до сих пор эта норма мертвая, так как в Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрено никакого наказания для физических лиц, которые незаконно производят и реализуют спиртные напитки. Все штрафы налагаются либо на юридических, либо на должностных лиц, которые, как правило, самогоном не торгуют. Таким образом, у правоохранительных органов нет инструмента для исполнения этой нормы. Поэтому необходимо восполнить данный пробел в законодательстве.

В соответствии с идеями усиления госрегулирования вносятся изменения и в Налоговый кодекс. Принята моя поправка к Налоговому кодексу, которая устанавливает единую ставку акциза для всей алкогольной и спиртосодержащей продукции - 162 рубля за 1 литр этилового спирта. То есть абсолютно все, что производится с использованием спирта, должно облагаться акцизом. Это необходимо для того, чтобы у производителей не было стимула, ставя цель выпускать продукцию для принятия внутрь, производить ее в виде очищающих жидкостей, инсектицидов, банной парфюмерии и т.д., таким образом снижать свои затраты на акциз в ущерб здоровью граждан. Между тем по натуральным винам, по шампанскому ставка акциза сохраняется на прежнем уровне.

К подакцизным товарам будет относиться парфюмерно-косметическая продукция с содержанием спирта более 80 %, разлитая с емкости более 100 мл. Лично я считаю, что необходимо ликвидировать лазейку и брать акциз и с парфюмерии в более мелкой таре, так как все производители должны быть в равных условиях. Для изделий парфюмерии и бытовой химии в аэрозольной упаковке устанавливается нулевая ставка акциза.

Таким образом, законодательная база по регулированию алкогольного рынка сегодня еще несовершенна, хотя и сделаны определенные позитивные шаги и заложена основа для усиления роли государства. Но работа продолжается. Степень вмешательства государства в рынок алкоголя должна дойти до уровня монополии. 8 декабря прошлого года создана рабочая группа по вопросу госмонополии на алкогольном рынке России. В нее вошли и представители бизнеса из алкогольной ассоциации, то есть вырабатывается согласованная позиция, приемлемая и для государства, и для граждан, и для бизнеса. Надо сказать, что Президент России В.Путин говорил о необходимости госмонополии на спирт еще в апреле прошлого где, но правительство странным образом игнорировало это поручение, и в результате Государственной Думе пришлось разработать два собственных альтернативных законопроекта, один из которых пока принят в первом чтении в мае этого года. Тем не менее, пока не единой позиции по вопросу, как именно нужно вводить монополию. Однозначно понятно лишь то, что это будет монополия именно на оборот, а не на производство. Дальнейшее рассмотрение законопроекта перенесено на осеннюю сессию Госдумы.

Александр Коган, Publicity.


http://www.abkogan.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован