Шлейф недомолвок, тянущийся за "Ингосстрахом" с начала лета 2007 года, становится все плотнее. На прошлой неделе деловые круги были взбудоражены слухами о трениях между совладельцами компании.
Акционеры, собравшиеся на внеочередное собрание по поводу увеличения уставного капитала с 2,5 млрд руб. до 10 млрд руб., якобы не пригласили обсудить этот вопрос крупнейшего миноритария, чешскую фирму PPF, которая якобы владеет 36 - 38% акций "Ингосстраха". Обилие частиц "якобы" не случайно. Продал ли этот пакет его бывший владелец Александр Мамут главе чешского холдинга PPF Петеру Кельнеру за $700 - 800 млн, достоверно не известно. Этот факт последние полгода не вызывал сомнений у участников рынка, но сама PPF энергично открещивается от сделки. "Ни группа PPF, ни чешская страховая компания, которая является ее составной частью, не участвовали ни в каких сделках с акциями "Ингосстраха". Информацию о 36 - 38% мы никоим образом не комментируем", - расставляет точки над "i" представитель PPF Алексей Бехтин.
Держатели крупных пакетов, числящиеся в реестре "Ингосстраха", в частности, "Бекар-сервис" (16% акций), "Гранит" (16%), "Инвестиционная инициатива" (15,9%), "Новый капитал" (15,9%), "Софт-карат" (15,7%), "Вега" (6,7%) и прочие, в подавляющем большинстве - столичные юрлица. Если учесть еще порядка 10% акций "Ингосстраха", оформленных лично на Олега Дерипаску, ситуация представляется очевидной: никаких иностранцев в "Ингосстрахе" нет и в помине. Пресс-секретарь "Базового элемента" Сергей Рыбак подтверждает эту версию. "Все акционеры, числящиеся в реестре "Ингосстраха", а это более 700 компаний, были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения собрания. Все положения закона в этом случае нами были строго соблюдены", - поясняет он.
Никаких изменений в реестр со времени проведения последнего собрания не вносилось, утверждают в "Ингосстрахе". Следовательно, Александр Мамут - все еще владелец 38% акций страховщика. Но, учитывая существующие ограничения на доступ иностранных компаний на российский страховой рынок, напустить такого тумана было бы вполне логично. Кто знает, за каким "гранитом" или "бекаром" скрываются структуры Дерипаски или сам Петер Кельнер, купивший более трети страховой компании на пике ее стоимости. К началу лета капитализация "Ингосстраха" составляла порядка $2,7 млрд, сейчас - вдвое меньше.
Можно предположить, что Олег Дерипаска в настоящее время контролирует около 60% акций страховщика, а Кельнер - 36 - 38%. Гипотетически у обоих есть причины для трений. Если Мамут продал свой пакет без согласования с партнером, Дерипаска вполне мог восстановить нарушенное статус-кво, размывая долю Кельнера и вынуждая его доплатить за актив $100 млн. Но Кельнер не так прост. Подконтрольный ему "Хоум кредит" - один из самых агрессивных банков на российском рынке. И на доплату он, видимо, пойдет только в крайнем случае. "Пока страховые компании не начнут работать по стандартам МФСО, как это делают банки, они будут оставаться недооцененными и непрозрачными, - убежден начальник аналитического управления ФК "Открытие" Халиль Шехмаметьев. - А значит, выход на российский страховой рынок иностранных компаний будет сопровождаться неподтвержденными слухами и домыслами".
15.10.2007
http://www.insur-info.ru/press/22479/