Такого массового "исхода" топ-менеджеров на банковском рынке Новосибирска не было уже давно. В июле оставили должности гендиректор банка "Алемар" Ирина Стефаненко и управляющий Новосибирского филиала Промсвязьбанка Игорь Астафьев, в сентябре ушли гендиректор банка "Сибирское согласие" Владимир Руди и управляющий Новосибирского филиала Газпромбанка Константин Петухов. По информации "КС", в ближайшее время место работы сменит и президент КРАБ НВТБ Надежда Стрельцова. Сами банкиры считают, что кадровые перестановки только случайно приобрели массовый характер. Аналитики, напротив, говорят о тенденции, которая обусловлена сменой стратегических приоритетов в развитии банков.
Ряд собеседников "КС" считает, что главной причиной кадровых изменений стала смена руководства головных банков или собственников финансовых учреждений, которые выдвигают новые требования к управляющим и генеральным директорам. Кроме того, опытному топ-менеджеру может быть просто неинтересно с профессиональной точки зрения работать в новых условиях. Например, у банка сдвигаются акценты от корпоративного бизнеса, где требовался филигранный подход к каждому клиенту, к рознице - товару широкого потребления. Причиной ухода также может быть потеря банком самостоятельности, при которой ограничивается свобода действий бывшего генерального директора. Один из представителей местного банковского сообщества также отметил, что банкиры, сменившие место работы, - люди "старой закалки", у которых за плечами 10, а то и больше лет работы в кредитных организациях. Их не устраивает принцип работы, к которому прибегают столичные структуры: "выжал и выбросил".
В чем-то
эти предположения подтвердил Константин Петухов, который после ухода из Газпромбанка стал советником президента ОАО "КБ "Петрокоммерц" (Москва) и будет руководить развитием банка в Сибирском федеральном округе. "В Газпромбанке я проработал почти шесть лет: открывал филиал, организовывал его работу в Новосибирске, и мы достигли неплохих показателей. Однако в настоящее время идеология развития бизнеса банка меня несколько не устраивает. Это является официальной причиной моего ухода. В частности, мы не могли оказывать услуги большему количеству клиентов, так как размер их бизнеса и проектов не соответствовал видению головного офиса, несмотря на явную привлекательность такого сотрудничества. Предложение банка "Петрокоммерц" я принял потому, что они ближе к моей идеологии развития крупного банка в регионах. Что касается массового перехода новосибирских топ-менеджеров из одной кредитной организации в другую, то, на мой взгляд, это совпадение. У каждого случая своя история, а решение о смене работы на топ-позициях, как правило, принимается за 3-6 месяцев до того, как это реально происходит".
О смене отношений в банковском бизнесе в конце минувшего года "КС" ("КС" N 43, 2005 год, материал "В бизнесе, как в спорте: проиграл - тренируйся дальше") говорил Александр Веселков, работавший на тот момент директором Западно-Сибирской дирекции РОСБАНКа. По его словам, в руководстве кредитных организаций остаются только люди, для которых банковская деятельность является профессией. "Рынок постепенно поворачивается к нудной, кропотливой и неромантичной работе, мне интересно заниматься штучной, если хотите, ювелирной работой с корпоративными клиентами. РОСБАНК, как и многие другие кредитные организации, сегодня делает ставку на "физиков", идет в русле всех рыночных тенденций к конвейеру. Sales (продажи. - "КС") в чистом виде я, честно говоря, принять не могу. Возможно, потому что привык работать на start-up-позициях, создавать и развивать новые проекты", - признавался собеседник "КС", который вскоре ушел из банка и в настоящее время работает в ОАО "Белон".
Опрошенные "КС" аналитики также считают не случайными кадровые изменения. По мнению партнера по маркетингу DSO Consulting Сергея Дьячкова, уход профессиональных банкиров из "родных" банков обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, на банковском рынке нарастает конкуренция, многие старые бизнес-подходы перестают быть эффективными, и каждый собственник задумывается о "свежей крови". Во-вторых, еще три-четыре года назад банковский бизнес не ставил перед собой цели выйти на рынки розничного или ипотечного кредитования, подготовиться к IPO. Для решения новых задач старый опыт не всегда подходит. "В банковском секторе обостряется конкуренция, при этом основой конкурентоспособности являются именно профессиональные топ-менеджеры. Соответственно, их элементарно "перекупают", - комментирует ситуацию эксперт инвестиционной компании "ФИНАМ" Александр Корниенко. - Правда, имеет место и обратная ситуация, когда контракты с топ-менеджерами расторгаются досрочно из-за того, что они не справились со стоящими перед ними задачами. Например, сейчас активизировался процесс ухода специалистов "советской закалки", которые не могут адаптироваться к изменившейся рыночной ситуации".
В компании "АНКОР" "КС" заявили, что отмечают завершение этапа точечного развития региональных банковских структур. Рынку становится не нужна характерная для этого периода относительная свобода творчества, где для первых лиц были необходимы не только профессионализм, но и самостоятельность. "Для нынешнего этапа централизации и формализации всех бизнес-процессов нужны тоже профессиональные, но более "удобные" первые лица. Ведь задача Москвы - сократить время на региональную экспансию, возможно, даже ценой потери позиций в традиционно успешных регионах. Никому не хочется тратить время на обсуждения индивидуального подхода, когда на запуск филиала дается два месяца", - уверена консультант финансового отдела "АНКОР" в Новосибирске Гаянэ Балян.
Векторы движения банкиров, оставивших свои должности в последние месяцы, оказались разными. Сразу несколько источников заявили о том, что Ирина Стефаненко получила приглашение о работе в одном из столичных банков, Игорь Астафьев может возглавить Новосибирский филиал Связьбанка, где в настоящее время нет управляющего, Надежда Стрельцова, по информации "КС", приглашена в Москву в Ланта-банк, а Владимир Руди рассматривает возможность работы "не только в банковской сфере". Что касается Новосибирского филиала Газпромбанка, то его может возглавить один из бывших замов Петухова, либо, что более вероятно, человек извне.
Эксперты, с которыми беседовал "КС", расходятся в оценках востребованности ушедших "топов" на рынке. По мнению одного из местных банкиров, генеральному директору банка в регионах гораздо сложнее найти новое место работы, чем рядовому сотруднику. Интересных топовых позиций на рынке не так много. Гаянэ Балян из "АНКОРа" не исключает, что уходящие топ-менеджеры могут столкнуться с целым рядом проблем: "Потенциальные работодатели могут побояться брать в команду таких "крупняков". Что касается самих банкиров, то их возможная инерция также вполне объяснима: все они довольно зрелые управленцы с крепким именем и репутацией, далеко не каждый будет готов рискнуть попробовать себя в другой области, в новой команде, проекте. Вдруг не получится? Город маленький... Что касается банковской сферы в других городах, то, думаю, здесь тоже есть проблема адаптации в связи, с одной стороны, с прозрачностью банковской сферы - все на виду, с другой - с закрытостью клуба для "чужаков".
Сергей Дьячков, напротив, уверен, что менеджеры высокого уровня надолго без дела не останутся: "Мыслить масштабно, строить и перестраивать системы управления - эти способности в ближайшие годы будут все больше и больше востребованы. Собственно, ушедшие из банков руководители могут реализовать себя в любых масштабных проектах, было бы у них желание перестраиваться. Несколько утрируя: опыт - уже не самое главное. Очень важны в бизнесе желание и умение быстро меняться". С ним соглашается и начальник отдела клиентского бизнеса Новосибирского филиала ТрансКредитБанка Игорь Степанов. По его мнению, люди, долгое время управлявшие крупными кредитными учреждениями, обладают широким кругом знаний по финансовым вопросам, не ограничивающихся банковской сферой деятельности, поэтому востребованность банковских топ-менеджеров не вызывает сомнений.
Юлия ДАНИЛОВА
com.sibpress.ru
06.10.2006