Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
10 августа 2022
583

Стратегическая стабильность и военная безопасность России

Говоря о будущих угрозах, следует принимать во внимание, что они не возникают «вдруг»[1]

А. Фролов, эксперт

 

Стратегическая стабильность, как состояние уверенного социально-экономического развития общества и государственных институтов в условиях безопасности, имеет мало общего с привычной трактовкой «стратегической стабильности» как отсутствия возможности для безнаказанного применения ядерного оружия. Даже с собственно военной точки зрения «стратегическая стабильность» в нашем понимании означает невозможность безнаказанного и успешного применения военной силы. Причем не только как ОМУ или только ЯО, но и военной силы вообще. В этом понимании «стратегическая стабильность тождественна понятию «стратегическое сдерживание». Проблема, однако, заключается в том, что такая трактовка неприемлема США и их союзникам, чья военно-политическая коалиция предполагает именно взлом стратегической стабильности и изменение стратегического сдерживания на политику уступок и отказа от защиты национальных интересов и ценностей. Или «признание» тех норм и правил Россией и другими странами, которые сформулированы Западом. В этом смысле западное понимание «стратегической стабильности» означает абсолютное неприятие Россией её политикой в области национальной безопасности.

Примером этому стало новое союзническое соглашение между США, Великобританией и Австралией, подписанное 15 сентября 2021 года, которое Дж. Байден прокомментировал следующим образом: ««Речь идет об инвестировании в наш величайший источник силы, в наши союзы, и их обновлении, чтобы лучше противостоять угрозам сегодняшнего и завтрашнего дня», – сказал г-н Байден в Восточном зале в окружении двух телевизоров, показывающих британских и австралийских лидеров в их дистанционные брифинги для прессы. «Речь идет о соединении существующих союзников и партнеров Америки по-новому».

Поэтому вопрос о стратегической стабильности в мире и национальной безопасности в настоящее время рассматривается только как проблема стабильности в ядерной области, что, конечно же, не соответствует реалиям потому, что является только частью более общей проблемы стратегической стабильности и стратегического сдерживания[2].

 

Дискуссия о стратегической стабильности 2020–2021 гг.

Дискуссия о стратегической стабильности возобновилась в 2020 году[3] в связи с тем, что возникли объективные предпосылки и беспокойства, связанные с целым рядом разноплановых обстоятельств, которые так или иначе стали результатом усиливающегося глубокого кризиса в мире, о котором откровенно сказал В.В. Путин нам Давосском форуме в январе 2021 года[4]:

– во-первых, со стремительным развитием программ ВВСТ в США и странах-союзниках по военно-политической коалиции. Это отразилось и на риторике, используемой в западных политических выступлениях. Например, если в докладах генсекретарей НАТО термин «сдерживание» в 2011 году использовался 3 раза, то в 2015 – 31, а в 2019 – уже 39 раз[5];

– во-вторых, с политикой Д. Трампа по ликвидации системы международной безопасности и договоров по контролю над вооружениями и военной деятельностью, которая привела к отказу практически от всех договоренностей, достигнутых в предыдущие годы;

– в-третьих, быстрым развитием эскалации сценария развития ВПО «Усиления военно-политической эскалации», угрожающим перерастанию военно-силового противостояния в открытые военные действия после завершения «переходного периода»[6];

– наконец, в-четвертых, с оптимизацией и сокращением военных расходов в России. Как известно, максимальный объем бюджетного финансирования был выделен в 2016 году – 3777, 6 млрд рублей (почти в 3 раза выше уровня 2010 года), однако в 2017–2019 годах произошло существенное снижение. В целом за последние 3 года расходы на оборону сократились с 12,3% до 8,2%[7], что особенно отразилось на расходах на НИОКР.

Таким образом, в основе процесса фактической ликвидации состояния стратегической стабильности находится устойчивое политическое стремление США и их союзников добиться военного превосходства, которое позволило бы им использовать военную силу в условиях изменения МО и ВПО в мире, а не простое стремление обеспечить себе стратегическое превосходство в ядерной области.

Иными словами, коллективному Западу стратегическая стабильность не нужна. В самых разных формах, в том числе политико-психологической форме, на Западе пытаются реализовать политику «силового принуждения», которая в принципе не совместима с политикой укрепления стратегической стабильности. Так, появление в декабре 2020 года Ормузском проливе атомной подводной лодки «Джорджия» ВМС США класса «Огайо» с крылатыми ракетами – это был прямой сигнал руководству Ирана о способности американских боевых подводных и надводных кораблей нанести реальные удары по Иранским целям, например, по ядерным объектам. Вместе подлодка и сопровождающие крейсера насчитывают 398 пусковых ракетных контейнеров, – именно такое количество крылатых ракет может быть запущенно по иранским целям в течение считанных минут. Очевидно, что подобные действия откровенно нарушают политическую стабильность не только в регионе, но и в мире.

Надо сразу же отметить, что стратегическая стабильность[8], которая стала своего рода целью – иконой для советских и российских либералов, – никогда таковой не являлась для правящих кругов США. Более того, подписав соглашение в 1990 году, они никогда больше о нем не вспоминали по простой причине – вся их деятельность в последние три десятилетия была направлена против сохранения стратегической стабильности как в широком смысле этого понятия, так и в узком смысле – сохранения ядерного сдерживания. Стратегическая цель США и их союзников – сохранение созданной ими финансово-экономической и военно-политических систем в принципе не совместимо с идеей стратегической стабильности потому, что предполагает использование ими военной силы и создание военного превосходства.

Объективно говоря, понятие «стратегической стабильности» во многом тождественно понятию «стратегическое сдерживание»[9], которое предполагает создание условий, при которых невозможно использование военной силы в политических целях[10]. Как справедливо отмечают военные эксперты, «Стратегическая стабильность представляет собой такое состояние межгосударственных отношений, при котором сложившееся соотношение военно-политических сил в мире не позволяет ни одному государству (коалиции государств) добиться превосходства над другим государством (коалицией государств) силовыми методами»[11]. Причем, речь идет не только о применении ЯО, но и военной силы вообще.

В этой связи возникает традиционный вопрос о стратегической стабильности, который активно обсуждается с 80-х годов не только экспертами, но и на политическом уровне. Считается априори, что «все стороны заинтересованы в укреплении стратегической стабильности». Подразумевается, что это относится прежде всего к России и США, которые опасаются рисков ядерной войны, а также, что в этом заинтересованы и все другие государства, для которых риск возникновения военных действий может стать угрозой их существованию[12].

Речь идет, прежде всего, о глобальном конфликте и применении ядерного оружия, что стало предметом дискуссии в последние годы в мире и в России[13]. Тем не менее военные действия в мире не просто не прекращаются, но и порой приобретают крупные масштабы. Так, в краткой характеристике локальных войн и военных конфликтов с участием России (1946–2000 гг.), данной авторами одной из работ российских авторов, приводится перечень 46 таких войн и конфликтов до 2000 года, в которых так или иначе принимали участие ВС СССР и России (далеко не полный)[14].

Но на практике политика США в последние два десятилетия направлена именно на разрушение стратегической стабильности, внесения неопределенности в действия и намерения с тем, чтобы максимально увеличить воздействие военно-силовой политики. Это стало особенно очевидно после отказа США в 2002 году от Договора по ПРО[15], ратификации ДОВСЕ, а также ускоренному развитию ВТО и других ударных вооружений и заявленному на лето 2019 года выходу из ДРСМД. Таким образом получается, что реальная политика США направлена не на укрепление, а на разрушение стратегической стабильности и предсказуемости в области использования ЯО. Это заставляет по-новому оценить перспективы развития ВПО и стратегий различных стран, но, прежде всего, США и возглавляемой ими коалиции.

Если говорить о современной стратегии США, то неизбежно приходишь к принципиальному выводу о том, что в последние десятилетия, но особенно в «переходный период», произошло изменение политических целей войны, которое в ХХI веке привело к тому, что процесс формирования ВПО в современный период происходит с помощью самого широкого спектра средств, – от ядерных до «мягкой силы, – среди которых исключительно важное значение приобрели электронные СМИ и интернет ресурсы, в особенности социальные сети[16].

Если прежние цели во многом определялись сохранением стратегической стабильности и недопущением военной эскалации, то в «переходный период» наоборот – внутриполитическая и внешняя дестабилизация, подчинение правящей элиты стали главными целями, что предопределяет необходимость применения самых разных средств и способов ведения войны[17].

Комплексность использования «жесткой силы», «силы принуждения» и «мягкой силы» – обязательный принцип силовой политики США и их союзников, получившей название политики «силового принуждения». Об этом нельзя забывать, в частности, потому, что эффективное использование информационно-когнитивных средств и экономических санкций возможно только в том случае, если они обеспечены эффективной поддержкой самого широкого спектра возможных средств вооруженного насилия – от ядерных, стратегических, до электронных[18].

 

_______________________________________

[1] Цит. по: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, с. 141.

[2] См.: Подберёзкин А.И. Война и политика в современном мире. М.: ИД «Международные отношения», 2020, сс. 179–198.

[3] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Политика стратегического сдерживания России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2019, 808 с.

[4] Путин В.В. Стенограмма выступления на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021» / president.org/27/01/2021

[5] Проблемы трансформирования НАТО. Доклад РИСИ // Проблемы национальной стратегии, 2020, № 2, с. 15.

[6] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Информационно-когнитивное силовое «формирование» правящих элит субъектов военно-политической обстановки в «переходный период» / философия, религия, культура, 2019, № 2 (10), сс. 113–135; Подберёзкин А.И., Александров М.В., Боришполец К.П. Стратегическое сдерживание: новый тренд и выбор российской политики. М.: МГИМО, 2019.

[7] Военно-экономическая безопасность и военно-техническая политика государства: изменение диалектики в современных условиях. Монография. Под общ. ред. проф. С.Ф. Викулова. М.: АПВЭиФ, ООО «Канцлер», 2010, с. 329.

[8] Стратегическая стабильность – зд.: состояние ВПО, при котором субъекты и акторы ВПО не могут использовать военную силу в политических целях. Нередко ассоциируется с ядерной стабильностью (стабильностью в области СНВ), что заведомо суживает понятие.

[9] Стратегическое сдерживание (трад.) – разработка и системная реализация комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства – агрессора (коалиции государств) в интересах обеспечения военной безопасности страны.

[10] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Политика стратегического сдерживания России в XXI веке: монография. М.: ИД «Международные отношения», 2019, 808 с.

[11] Вопросы безопасности и стратегической стабильности в терминах и определениях / под ред. В.Н. Михайлова; Институт стратегической стабильности Росатома. М.: Саранск, Тип. «Красный Октябрь», 2009, с. 30.

[12] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, 419 с.; Подберёзкин А.И. Политика стратегического сдерживания России в XXI веке. М.: МГИМО, 2019 с.

[13] Это, в частности, потребовало принятие 2 июня 2020 года специального указа В.В. Путина «Об основах ядерной политики России», в котором было по сути повторено условие применения ядерных вооружений.

[14] Дегтярёв А.П. История России: войны и вооруженные конфликты: справочное издание. М.: КНОРУС, 2019. 442 с.

[15] Ненартович Н.Э., Горевич Б.Н. Система противоракетной обороны США. Анализ и моделирование. М.: ПАО «НПО «Алмаз», 2018, сс. 16–28.

[16] См. подробнее: Стратегическое сдерживание: новый тренд и выбор российской политики: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, К.П. Боришполец и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. 656 с.

[17] См. подробнее: Подберёзкин А.И., Родионов О.Е. Человеческий капитал и национальная безопасность. М.: Прометей, 2020, 610 с.

[18] Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. Wash., Jan. 2018, pp. 3–11.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован