Продолжаем с разрешения автора публикацию монографии Липиной Светланы Артуровны "Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республик Северного Кавказа пути и методы их достижения. (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея)
Монография была издана в начале 2010 года. Это труд нескольких лет жизни.
Пожалуй, впервые мы имеем возможность получить знания о возможностях, экономическом потенциале и приоритетах развития Республик.
Раздел 1.3. Особенности социально-экономического положения республик Северного Кавказа
В настоящее время обстановка в большинстве республик Северного Кавказа остается сложной. До сих пор сохраняются условия, при развитии которых происходит резкое обострение общественно-политической ситуации: так было в 2004 году в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, сейчас далеко неспокойно в Республике Дагестан и Ингушетии.
Ухудшение показателей уровня жизни населения естественно выражается в вынужденном сужении потребностей и ухудшении качества жизни. Происходит деградация, маргинализация и криминализация с уходом в теневую экономику определенных слоев населения. Последнее объясняется, во-первых, как местная традиция вторичной занятости, доходы от которой всегда скрывались от официального налогообложения, а во-вторых, как следствие переходного периода реформ, несовершенства рыночных отношений и правовых норм в республиках.
Исследование социально-экономического положения и структурных изменений экономики республик за годы экономических преобразований показывает, что социальные риски, которые генерировались структурными дисбалансами в экономике и социальной сфере, обусловили суженное воспроизводство социальных ресурсов. Весь период реформирования экономических отношений социально-экономическое положение республик определялось не факторами развития, а возможностями государственного урегулирования острейших политических, межнациональных, межэтнических, территориальных, социально-политических и социально-экономических проблем. В результате все республики оказались подвержены глубокой депрессии. "В 1998 г. зависимость бюджетов республик Северного Кавказа от федеральных дотаций была следующей (%): у Северной Осетии- Алании- 43,6, Карачаево-Черкесии- 46,7, Кабардино-Балкарии- 50,4, Адыгеи- 53,4, Дагестана- 76,6, Ингушетии- 84,1. В Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкесии среднедушевые денежные доходы населения в 1998 г. были ниже прожиточного минимума (всего в Российской Федерации было 26 таких регионов)" (1).
На данном этапе становления и развития экономических отношений в республиках ведется конкурентная борьба производителей за свой рынок... Далее читаем в Приложении
1. И.Г. Косиков, Л.С. Косикова. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник //Финансовые и налоговые формы помощи регионам Северного Кавказа. http://ww.kavkaz-uzel.ru/reginfotext/reginfo/id/418758.html#table
Viperson