В том или ином виде стратегия национальной (государственной) безопасности существует во всех странах и существовали всегда, как минимум, как представление правящей элиты о целях и средствах существования страны. Так, походы Олега, более 11 нападений руссов на Константинополь[1], свидетельствуют о существовании стратегии Руси по обеспечению гарантий торговли по «транспортному коридору Север-Юг» и «Север-Восток.
Главным документом стратегического планирования на 6 лет, как известно, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая задает основные ориентиры для социально-экономического развития страны, военного строительства[2] и развития военного искусства и военной науки[3]. В нем дается оценка руководством страны состояния МО и ВПО, но эти оценки и ориентиры отражают, например, состояние и перспективы развития ВПО, развитие процессов в различного рода политических союзах и коалициях[4], т.е. предполагают важные элементы стратегического планирования.
В этом документе не может предусматриваться радикальное изменение МО-ВПО, которое может произойти в течение нескольких месяцев, даже недель и дней. В лучшем случае этот документ может обозначить некоторые известные, достаточно общие тенденции (сочетающие элементы прогноза), которые могут привести к таким изменениям. Именно так и произошло в 2022 году[5].
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (СНБ) в соответствии с требованиями Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должна корректироваться каждые 6 лет. Эта норма соблюдается, и после принятия первой СНБ в 2009 году новые ее редакции принимались в 2015 и 2021 годах. Но не в период СВО на Украине, хотя потребность в этом была очевидной[6].
Как уже отмечалась выше, СНБ является базовым документом стратегического планирования в нашей стране[7]. Это означает, что с ее принятием должны корректироваться для приведения в соответствие с ней все другие документы стратегического планирования[8].
Нормативная формализация взаимосвязи задач социально-экономического развития и безопасности в СНБ РФ
СНБ основана на принципе «неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны» (ст. 5). Суть Стратегии определена следующим образом: «Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России»[9].
Анализ новой редакции СНБ ясно показывает, что, главным назначением государственной политики обеспечения национальной безопасности становится создание благоприятных условий для устойчивого развития страны в соответствии с принципом «безопасность через развитие». Такой подход призван уйти от извечной дилеммы «пушки или масло» и выстроить сбалансированную государственную политику, способную обеспечить устойчивое развитие в условиях действия вызовов и угроз национальной безопасности.
Изменения в целеполагании и стратегических национальных приоритетах СНБ РФ
Целеполагание документа выстроено по стратегическим национальным приоритетам – основным направлениям деятельности по обеспечению национальной безопасности и социально-экономического развития:
1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) оборона страны;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-технологическое развитие;
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.
Таким образом, из 9 приоритетов только 2 (оборона страны и государственная о общественная безопасность) обеспечиваются преимущественно силовыми средствами и относятся к т. н. жесткой безопасности, остальные – представляют собой долгосрочные цели устойчивого развития страны и представляют собой составляющие «мягкой силы». При этом, первым приоритетом по значению и порядку в новой редакции СНБ формулируется «сбережение народа России и развитие человеческого капитала».
Каждый национальный приоритет раскрывается в СНБ по единой методологии – цели, угрозы, вызовы и риски, задачи. Следовательно, по каждому из них формируются общие установки, призванные составить основу для концептуальных и программно-плановых документов последующих уровней. Особенно в кризисных условиях, например СВО на Украине[10].
Все стратегические национальные приоритеты находятся друг с другом в отношениях тесной взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости. Так, например, состояние обороны страны определяется не только мощью вооруженных сил, уровнем их оснащения военной и специальной техников, но и положением в области экономики, науки, образования, техники и технологий, здравоохранения, социально-политической стабильности общества, отношений с внешним миром и т.д.
Механизмы реализации СНБ. Роль Совбеза в период СВО на Украине
Таким образом, политические цели и задачи на долгосрочную перспективу были определены в СНБ. Главное теперь – выстроить механизм их реализации. В основе должен лежать основной принцип проектного управления: одна стратегическая цель (стратегический национальный приоритет или национальная цель развития) – один документ целеполагания нисходящего уровня – один программно-плановый документ (целевая программа)[11].
К сожалению, пока наша политическая практика далека от декларированных целей. Национальные цели развития и стратегические национальные приоритеты не увязаны с программно-плановыми документами и практически не поддержаны бюджетным процессом. Эти цели и приоритеты, как правило, шире существующих государственных программ, ни одна которых не охватывает в должной мере какой-либо из стратегических национальных приоритетов. Напрашивается аналогия с печально известными аналитическими госпрограммами, которые составлялись по принципу «денег нет, но вы держитесь». Нет ни единого ответственного за реализацию каждой национальной цели развития и стратегического национального приоритета, ни единого распорядителя отпускаемых на реализацию проекта бюджетных средств.
Посмотрим внимательно на основные параметры проекта Федерального бюджета на 2022 год. В нем предусматривается некоторый рост расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (примерно на 1,5 п.п.) и их сокращение на здравоохранение (в условиях пандемии!), национальную экономику и социальную поддержку. При этом прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов составит около 3,4 трлн руб., и бюджет планируется свести с профицитом в 1,4 трлн рублей! Главный приоритет Стратегии национальной безопасности – сбережение народа России, развитие человеческого капитала – таким бюджетом не обеспечишь!
____________________________________________
[1] Вернадский Г.В. История России. Московское царство. М.: Эксмо, 2014, cc. 79-81.
[2] См., например: Военно-экономическая безопасность и военно-техническая политика государства: изменение диалектики взаимосвязи в современных условиях. Монография. Под общ. ред. проф, с. Ф. Викулова. М.: АПВЭиФ, ООО «Канцлер». 2020. 438 с.
[3] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022. 332 с.
[4] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции // Обозреватель, 2022, №3-4, сс. 5–25.
[5] Путин В.В. Указ президента № 756 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, в связи с Указом Президента от 19 октября 2022 года» / http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190003?index=0&rangeSize=1
[6] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (сс. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.) / под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с
[7] Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие /под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73–74.
[8] См., например: Подберёзкин А.И. Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года. М.: МГИМО-Университет, 2015. 325 с.
[9] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», ст.1.
[10] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (сс. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.) / под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с
[11] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (сс. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.) / под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с.