Полезный, нужный - такими определениями не исчерпать состоявшийся на прошлой неделе "круглый стол" - "Государственная политика в сфере противодействия коррупции (региональный аспект). Проблемы и пути их решения". От столь актуального разговора общество ждет большего, чем простая глубина и насыщенность содержания.
Потому что тема не только назрела, но перезрела и грозила упасть не "ньютоновским яблоком" для нового осмысления старой, если не сказать застарелой, проблемы. Тут опасность падения на очень большую голову - голову экономики, престижа и целостности всего Российского государства.
Быстрый капитал - возможно, криминал
Депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по безопасности, член президиума политсовета Новосибирского регионального отделения "Единой России" Валентин Бобырев, отвечая на вопросы журналистов, напомнил, что Россия благодаря принципиальной позиции Президента Путина недавно примкнула к антикоррупционным конвенциям Совета Европы и ООН. В связи с этим придется пересмотреть огромный массив законов. В том числе и Уголовный кодекс, как несоответствующий сегодняшним реалиям борьбы с коррупцией. К примеру, до недавнего времени незаконное обогащение не считалось криминальным деянием, что противоречит мировой юридической практике.
Валентин Васильевич считает также непомерно большими списки персон, имеющих право на особый порядок привлечения к уголовной ответственности. Таким "иммунитетом" обладают и депутаты, и члены Совета Федерации, и судьи, и прокуроры...
Депутат напомнил, что "Единая Россия" проводила уже "круглые столы" в Саратове, Нижнем Новгороде, Красноярске, но наиболее комплексно проблему борьбы с коррупцией обсуждали в Новосибирске. Это позволит уже в марте внести соответствующий законопроект в Госдуму. Валентин Васильевич высказал уверенность, что парламентарии четвертого созыва сумеют принять этот важнейший документ. И уже вскоре общественность почувствует результаты столь масштабной работы.
"Системной ошибкой законодательства" назвал губернатор Виктор Толоконский формулировки принципиальных законодательных норм. Вследствие этого порядок их реализации органы исполнительной власти должны определять сами.
- Это неверно, - считает Виктор Александрович. - Надо, чтобы каждый закон представлял собой системное изложение определенных правил, требований к регулированию того или иного социально-экономического процесса.
По мнению губернатора, в государственных органах зачастую превалирует уверенность, что чем больше государство берет на себя функций регулирования, тем больше порядка. На самом деле обилие полномочий ослабляет государство, создает условия для коррупции. Следует масштабно опираться на общественные, саморегулируемые организации, подчеркнул Виктор Александрович в разговоре с прессой.
Заметим, готовность государственных органов "поделиться" властью с обществом останется благим пожеланием, если нравственный уровень, общая культура граждан будут недостаточно высокими. На это часто ссылаются противники доверительных отношений между субъектами и объектами власти.
Но, как бы то ни было, двигаться, "меняя подходы, принципы действий", нужно именно в этом направлении, убежденно говорил губернатор, открывая заседание "круглого стола".
Рука руку отмывает?
Заявленные в программе темы содокладов, выступлений не всегда подкреплялись содержанием, особенно в тех частях, где речь должна идти об опыте антикоррупционной работы. А если об этом и говорили, то обязательно с оговорками, что вести эффективную борьбу с этим злом не позволяет несовершенное законодательство.
А порой сам факт признания организованного характера коррупции в стране оборачивается против нее же.
Неоднократно и в недавних публикациях в "Советской Сибири", и в ответах прессе, и в прениях Валентин Бобырев довольно резко отзывался о получивших хождение исследованиях фонда "ИНДЕМ", который весь российский коррупционный рынок 2005 года оценил в 474 миллиарда долларов. Это почти полтриллиона. Для сравнения: Всемирный банк оценивает всю мировую коррупцию в триллион долларов. Валентин Васильевич выразил сомнение по поводу достоверности таких данных. Пресса, в свою очередь, так комментирует их: зарубежным адресатам внушается мысль - российская коррупция представляет собой всемирную угрозу, Россия с эти злом бороться не в состоянии - значит надо бороться с Россией.
Несомненно, есть серьезные причины для низких оценок противостояния коррупции. Может, поэтому возникла идея создать специальный орган, который будет вести эту работу.
По мнению заместителя генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Ивана Семчишина, "монополизм приведет к снижению эффективности". Иван Григорьевич считает, что в данном случае более уместен координирующий, нежели исполнительный орган. Перечисляя силы, способные противодействовать коррупции, он назвал, в частности, профессионализм и солидарность как основу для эффективной борьбы. До идиллии тут пока далеко - об этом свидетельствовали приведенные примеры. Так, в результативных данных правоохранительных органов зафиксированы приписки. Уволенный за мошенничество сотрудник милиции вскоре снова занял должность в строго осудившей его системе. Крупный взяточник осужден на семь лет, а кассационный суд снижает наказание до двух... Экономическая деятельность грешит тем, что выдаются необоснованные распоряжения на строительство. Принцип "одного окна" при оформлении предпринимателям разрешений разного рода не приживается. Чиновники зачастую участвуют в предпринимательской деятельности, принимают на работу в государственные органы тех, кто не имеет ни опыта, ни соответствующего образования.
Один закон о коррупции, конечно, не разрешит скопище назревших проблем.
Взятка как следствие преступления
Классика детективного жанра восходит к библейским истинам: одно преступление влечет за собой другое. Нынешняя логика еще круче: преступление влечет за собой желание "очиститься" не наказанием или молитвой, а стать штатным сотрудником властных органов. Об этом, в частности, говорил начальник оперативно-розыскного бюро по экономическим и налоговым преступлениям Главного управления МВД РФ по СФО Юрий Губин:
- Есть примеры не только чиновников с криминальным прошлым, но и факты делегирования во власть криминальных авторитетов.
Выявление таких латентных по природе преступлений, как взятка, еще не означает, что финалом станет судебный процесс. Взять с поличным мздоимцев практически невозможно. Юрий Алексеевич убежден, что нужно использовать такой непреложный факт: взятка всегда связана с другим преступлением.
Получается, добавим от себя, что взятку нужно оценивать как следствие, а не как самостоятельный "продукт" девиаций (отклонений от принятого в обществе поведения). И методы борьбы необходимо выбирать соответствующие. Данная сентенция опять возвращает нас к "первоисточнику" беды - неточностям, несогласованностям в законодательстве (существует мнение, что иногда преднамеренным - но об этом говорили только в кулуарах и негромко).
Правовой ликбез в рамках желания и без
"Коррупция растет, как дерево", - так образно определила это зло заместитель исполняющего обязанности председателя арбитражного суда Новосибирской области Людмила Малимонова. Такое сравнение наводит на мысль, что без обнаружения корней и ликвидации их нечего и думать об уничтожении кроны.
Главный федеральный инспектор РФ в Сибирском федеральном округе Вадим Головко прямо обратился к присутствующим: от нас, здесь сидящих, зависит, победим коррупцию или нет. И привел в пример запуск действенных механизмов мэрией и Новосибирской таможней.
Начальник таможни Дмитрий Некрасов обстоятельно проанализировал не только практику своего подразделения, но и внес предложения по "узким" местам законодательства, которое не обеспечивает работу правовых механизмов. Так, в частности, Дмитрий Викторович остановился на кадровой проблеме. Средний персонал порой "врастает" в нежелательные схемы взаимоотношений с клиентами. Даже простые кадровые перестановки могли бы разрушать эти порочные связи. Но Трудовой кодекс настолько прочно охраняет права среднего персонала, что руководитель лишен права на его ротацию, не говоря уж об увольнении госслужащего, к числу которых относится большая часть работников таможни.
Убедительно прозвучали примеры в содокладе мэра Новосибирска Владимира Городецкого. Владимир Филиппович далек от мысли, что в городе изжита коррупция, но механизмы очищения от нее запущены в практику муниципалитета. Так, при отведении земельного участка действует принцип "одного окна". При этом до минимума сведено общение граждан со специалистами соответствующих отделов. Пятый год мэрия сотрудничает с контрольно-счетной палатой: ни один факт передачи муниципального имущества не проходит без проверки. Новосибирск стал одним из первых российских городов, использующих конкурсы при передаче земель под комплексную застройку. Также через конкурсы идет размещение муниципальных заказов. Местная власть старается быть максимально открытой для контактов с горожанами.
- Нужно менять самосознание, менталитет людей, чтобы они не давали взятки, - в этом контексте мэр видит еще одну важную задачу: повышать правовую грамотность населения.
Не такая уж это мелкая проблема. Ведь, как отмечалось на "круглом столе", массовые (в общем числе коррупционеров) "взяткобратели" - среднее и мелкое чиновничество. В их компетенции не великие экономические дела. Проситель, не зная своих прав, платит за свою неграмотность. С этим можно согласиться, но как-то симпатичнее мысль о внедрении механизмов, исключающих "контактеров-взяточников" из процесса получения разрешений. Начинающий предприниматель пока наберется практического и правового ума, может и вообще распрощаться с идеей "свободного труда", потратившись на "осведомленных" коррупционеров.
Где активно крутят "дышло"
Председатель комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Новосибирского областного Совета депутатов Игорь Гришунин назвал ряд наиболее коррупциогенных отраслей Новосибирской области: экспорт древесины, приватизация, лицензирование и регистрация предпринимательских структур, банковское кредитование, земельные отношения и отношения в сфере агропромышленного комплекса, судебная система, сфера размещения государственных и муниципальных заказов, высшее образование и... даже похоронное дело.
Игорь Федорович по понятным причинам не стал оглашать полный перечень. Потому что стоит появиться новому закону, как он сразу обрастает его "толкователями":
- В этой связи не могу не отметить яркий пример так называемого "совершенствования" миграционного законодательства... Появились новые посредники, уверенно предлагающие предпринимателям решить проблемы легализации иностранной рабочей силы за определенную мзду... Вместе с тем принятым законом не достигнута цель приоритетного трудоустройства российских граждан, рынкам не хватает рабочих рук, все это приводит к удорожанию товаров.
Так, совершив тематический оборот, мы опять возвращаемся к заявленному лейтмотиву: корни дерева - в "удобных" для коррупционеров законах.
Мало того, есть еще непочатый край "белых пятен", куда не ступала нога законодателя. Сплошь и рядом приводились на "круглом столе" факты, свидетельствующие о деятельности, которая вообще остается за рамками общественной регламентации.
Заместитель руководителя управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области Татьяна Щербань рассказала, в частности, о практике проведения проверок налоговых деклараций. Самостоятельно налоговики правами на такие процедуры не наделены. Действуют только по запросам правоохранительных органов, избирательных комиссий, представителей власти.
Но даже эти "точечные" акции дают удивительные результаты, также требующие срочного законодательного осмысления. Например, у более половины кандидатов в депутаты облсовета были выявлены несоответствия указанных сведений об имуществе. Но даже названного хватало, чтобы удивить даже видавших виды сотрудников налоговой службы. Допустим, кандидат сообщает, что он имеет несколько дорогостоящих иномарок, квартир, домов, и это все при задекларированном годовом доходе в 35 тысяч рублей. Этих денег не хватит не только для приобретения одного автомобиля, но даже для содержания малой части движимого и недвижимого...
Хотя и с трудом, но можно понять таких "малодоходных" предпринимателей. А если речь идет о сотруднике правоохранительных органов, чиновнике, имущество которого несопоставимо с официальной зарплатой?
Поэтому не показалась экзотической реплика профессора Алексея Осипова об отмене для чиновников презумпции невиновности.
Отметим, что Новосибирская область далеко не самый "крутой" регион по части коррупционного оборота. В конце концов, нельзя считать случайным выбор именно нашего города для проведения столь значимого разговора...
Не формы ради напомним инициаторов проведения "круглого стола": депутатская фракция "Единой России" в Государственной думе, Новосибирское региональное отделение партии, администрация области и мэрия Новосибирска. Вполне справедливо прозвучал упрек (в комментариях для журналистов в перерыве заседания) председателя Новосибирского областного Совета депутатов Алексея Беспаликова:
- Все мы помним энергичный призыв Президента России Владимира Владимировича Путина о том, что необходимо бороться с коррупцией. Но... все министерства и ведомства помалкивают после этого призыва.
Алексей Акимович выразил уверенность, что инициативу "Единой России" поддержат, сдвиги будут. Потому что работу сконцентрируют на законодательстве, которое проанализируют с такой точки зрения: сможет чиновник обойти закон или придется его выполнять и по букве, и по духу. Необходимость сильного, действенного законодательства стала лейтмотивом всего разговора как за "круглым столом", так и за его пределами.
* * *
Рамки жанра не позволяют подробно изложить ту массу полезного, что довелось узнать из выступлений на "круглом столе". Поэтому "Советская Сибирь" продолжит тему, предоставив участникам возможность публикаций наиболее интересных исследований и предложений. Завершить отчет хочется на оптимистической ноте: самая крупная фракция в Государственной думе и самая на сегодня массовая партия "Единая Россия" решили основательно "перетрясти" законодательство страны с четко заданной целью. Гарантиями для нас служит принципиальная позиция президента, подписание упомянутых международных конвенций, накал борьбы в предстоящих думских выборах - проиграть их для "партии большинства" было бы необъяснимо. Не без благодарности отметим, что в течение разговора на "круглом столе" среди гарантов оздоровления российской жизни не раз называлась пресса как механизм свободы слова, все еще остающийся действенным, влиятельным. За всем этим, естественно, стоит сопрягаемая с доверием степень ответственности и принципиальности.
Валентина МАЛЬЦЕВА.
http://bobyrev.ru/