Строительство АЭС в Бушере является уникальным проектом, за который, пожалуй, не взялся бы никто, кроме российских специалистов. Он начинался давно и инициаторами развития атомной энергетики в Иране были США, Германия и ряд других европейских стран. Начинала строить станцию в Иране компания Сименс, затем заброшенный долгострой решил "подхватить" Росатом. Задача была очень сложная, поскольку после проведенного обследования удалось применить всего лишь 8% оборудования.
Российские атомщики планировали сдать иранскую АЭС в феврале 2008 года. Однако России пришлось доказывать, что строительство АЭС в Бушере не снизит уровень безопасности в мире. Дело в том, что в используемой сегодня технологии топливно-ядерного цикла имеется такое звено, как обогащение. Уран можно обогатить не до 4%, как того требует атомный реактор, а до 90%, как нужно для создания атомной бомбы. Технологическая цепочка та же самая, просто необходимо затратить больше времени. И гарантий, что у кого-то не возникнет соблазна получить начинку для ядерного снаряда, на самом деле, никакой.
В этом и заключался драматизм иранской ситуации, а правительство страны в рамках национальной энергетической программы планирует запустить до 20 атомных энергоблоков. И хотя запретить строительство АЭС невозможно, т.к. право на использование атомной энергетики есть у любого государства, проблема нераспространения может стать для него могильной плитой. Как же быть? Для этого нужно определилится по двум основным вопросам.
Первый, все топливо делается в России и поставляется из России. Второй, отработанное ядерное топливо мы забираем назад. Такая постановка дела гарантирует режим нераспространения, что соответствует международным нормам и правилам. После подписания таких договоренностей никаких препятствий с сооружением АЭС в Бушере не стало.
Однако, заключив такое соглашение, Россия должна предложить Ирану мощности для предоставления услуг ядерного топливного цикла.
Журнал "Атомная энергетика"
03.04.2011 года
viperson.ru