МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)
МИД РФ
Кафедра всемирной и отечественной истории
Реферат
по дисциплине «Государство и безопасность в новой и новейшей истории России»
на тему «Структура и особенности современной военно-политической обстановки»
Выполнила
Студентка 2 курса
Факультет Международных отношений, 8 группа
Айрапетян Марьяна Арсеновна
Москва,
2020
Первая часть учебного пособия А. И. Подберёзкина«Государство и военная безопасность» посвящена анализу и прогнозу развития некоторых аспектов военной безопасности основных субъектов современной международной и военно-политической обстановки государств, локальных человеческих цивилизаций и коалиций, обеспечению военной безопасности России.
Международная обстановка (МО) – широкое понятие, включающее в себя синтез взаимодействия и взаимовлияния международных отношений между субъектами и акторами, а также тенденциями и другими факторами, формирующими МО, который превращается в некий результат, динамическую систему. Военно-политическая обстановка (ВПО) – состояние военно-политических отношений субъектов политики и их военных организаций, конкретная расстановка военно-политических сил, характер их действий и взаимосвязи между ними в реальном масштабе времени. Эти две системы находятся постоянно в динамике, прежде всего, меняются не только сами субъекты и акторы, но и отношения между ними, в том числе и под влиянием различных тенденций мирового развития.
Взаимодействие и взаимовлияние (порой противоречивое) структур международных отношений – глобальных и региональныхтенденций, субъектов формирования МО-ВПО, основных акторов и информационно-когнитивных особенностей – формирует не только современное состояние МО, но и закладывает самые общие основы для формирования ВПО, самых различных сценариев и конкретных вариантов его развития.Любой сценарий развития ВПО или даже его конкретный вариант неизбежно предопределяется и вытекает из сценария (и его варианта) развития МО.
Формирование ВПО зависит от множества факторов, нельзя ограничиваться исключительно военной составляющей, ведь ВПО – результат не только военного противоборства, но и развития основных особенностей международной обстановки. Это означает признание важностисиловых средств политики, которые сегодня делятся на военные и не военные, ассортимент, эффективность и качество которых стремительно увеличивается. Более того, появляются не силовые средства политики (от привлекательности культуры и идеологии до возможности убедительного влияния на субъекты ВПО), которые также оказывают влияние на военно-политическую обстановку.
В новых условиях формирования МО и ВПО решающее значение приобретает изменения в существе понятий, характеризующих силовые возможности субъектов и акторов ВПО. Так, понятия «война» и «управление» являются родственными по сути понятиями, и отличаются лишь приоритетами в использовании вооружённого насилия в общей системе силовой политики.
Современная война – это масштабное военно-силовое противоборство, в котором использование силы – принципиально, а её части – военной силы – только функционально, по мере необходимости.Вооруженная борьба – всего лишь один из видов силового противоборства. В стратегии противоборства субъектов ВПО в последние десятилетия произошли радикальные изменения. ВХХI веке государства всё чаще выбирают не прямое («механистическое», вооруженное) силовое противоборство, а политическое влияние, которое превращается в управление противником, когда рассматривается очень широкий набор силовых средств и мер (политико-дипломатических, информационно-когнитивных, экономических и пр.), среди которых тщательно отбираются наименее затратные и рискованные и наиболее эффективные. Тогда как использование военных средств в целях вооружённой борьбы, как правило, ведёт к резкому сокращению национальных ресурсов, а иногда и влияния на формирование МО и ВПО. Наиболее же эффективна та внешняя политика, которая основывается на эффективных экономических решениях внутри страны и способности к опережающему технологическому развитию, ведь успехи экономического развития предопределяли военно-политические результаты противоборства.
Важно помнить, что процесс формирования современной ВПО происходит параллельно с развитием всех его субъектов, тенденций и факторов, изменяющихся с разной скоростью и даже разнонаправлено. Для понимания характера современной ВПО и МО необходимо знать и адекватно оценивать не только общие тенденции мирового развития (политические, социальные, военные, технологические и пр.), но и специальные аспекты, прежде всего, особенности СО, военных конфликтов и войн.
В настоящее время политическое противоборство в военной области стало цивилизационным и бескомпромиссным, когда целью стало уничтожение цивилизации, государства и национальной идентичности, а не политический компромисс, из-за чего возросла «цена безопасности». Участниками такого противоборства стали многочисленные не государственные акторы (война на Украине и в Сирии – яркие примеры), которым зачастую нужен не компромисс, а процесс (например, процесс дестабилизации), а также коалиций государств, военно-политические блоки и союзы. Взаимосвязь между ВПО и политикой государств, их безопасностью становится ещё более сильной потому, что у стран и их коалиций появилось множество силовых средств политики влияния на своих оппонентов, так и союзников, которых не было прежде.
МО и ВПО являются системными субъектами, иными словами, широкой группой внешних факторов (политических, экономических, военных, гуманитарных и пр.), формирующих внешние условия существования и развития государства. Эти внешние условия могут как содействовать развитию и безопасности, так и препятствовать им.В XXI веке классический вариант безопасности (эффективная военно-политическая стратегия)сменился на необходимость приоритетного обеспечения безопасности системы национальных ценностей, так как приоритетом становится не уничтожение военной организации государства, а того, что относится к цивилизационной основе нации – культурным и духовным ценностям, национальной истории, языку, государственному суверенитету, и т.п. Второй тип взаимосвязи заключается в том, что само государство традиционно является важнейшим фактором формирования МО-ВПО, оказывает на них влияние через политику правящей элиты страны, свою систему ценностей и приоритетов, свою стратегию: цели, средства и способы. Естественно, что чем сильнее государство и его готовность влиять на МО-ВПО, тем влияние это будет заметнее.
Автор выделяет 4 группы факторов и тенденций, которые оказывают влияние на МО и ВПО: 1) глобальные тенденции (технологические, социальные, финансовые, экономические и др.); 2) основные субъекты (государства-члены ООН); 3) основные акторы (ЛЧЦ, коалиции, союзы, блоки, международные и др. НПО); 4) когнитивно-информационные тенденции (доминирующие идеологии и парадигмы, качество ЧК, качество и объем институтов ЧК). Субъекты МО и ВПО –суверенные с точки зрения международного права государства, способные к проведению самостоятельной внешней и военной политике.Акторы МО и ВПО – легитимные и нелегитимные негосударственные организации и структуры, участвующие в формировании МО и ВПО.
Хотя в центре внимания по-прежнему остаются главные субъекты МО и ВПО – государства, их роль постепенно становится менее значимой по сравнению с широкими цивилизационными коалициями, а иногда (как в случае с массовыми экстремистскими организациями) и по сравнению с отдельными акторами.
Особая роль государства как главного фактора объясняется тем, что именно государство (и его важнейшие институты), а не общество и не вся нация, создаёт военную организацию государства; государство остаётся субъектом международного права и главным субъектов в международных, экономических, финансовых и военных отношений. Хотя объективные тенденции ведут к ослаблению роли государства, через 20 или 30 лет ведущая роль государства для осуществления функций безопасности не исчезнет. Возможет ряд изменений в функциях государства, но системно особых перемен ожидать сложно, так как существует необходимостью сохранения зависящей от военной и социальной безопасностивнутриполитической стабильности, которая стала основной целью силового и военного противоборства между государствами в XXI веке.
Главным действующим лицом МО является государство,.из этого следует, что, во-первых, основа всех международных действий государств коренится в их национальных (прежде всего, государственных) интересах, как правило, в стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание. Во-вторых, международные отношения – это силовое взаимодействие государств, в основе которого находится соотношение сил, в котором, в свою очередь, преимуществом обладают наиболее мощные державы.
Более того, формирование системы МО предопределяется развитием и отношением между локальными человеческими цивилизациями, их соотношением сил и новыми центрами силы, а формирование ВПО – существующей в тот или иной период времени системой МО, её состоянием и отношением между её субъектами (прежде всего, ЛЧЦ и их коалициями). Если говорить о более конкретных областях влияния, то следует выделить три области существования и развития нации и государства: условия и темпы социально-экономического развития; сохранение суверенитета государства; сохранение национальной идентичности, в конечном счёте, существование самой нации. Именно влиянием внешних условий на будущее государств и наций объясняется исключительная важность вопросов обеспечения военной безопасности. Таким образом, нарастающее военно-силовое противоборство объективно выдвигает на первый план в формировании ВПО в качестве ведущих субъектов ВПО не только государств-лидеров, но и ЛЧЦ, новые центры силы и их военно-политические коалиции, чьё влияние на формирование ВПО в мире стремительно становится решающим.
Более того, следует обратить внимание на то, что международная и военно-политическая обстановка формируются под сильнейшим влиянием межцивилизационной борьбы, которая проводитсяне только с целью защиты, но и для продвижения и отстаивания своих национальных систем ценностей во внешнем мире. Приоритет систем цивилизационных ценностей лежит в основесовременной реальной внешней и военной национальной политики, однако, нередко не вполне учитывается, уступая место и внимание при осуществлении политических мероприятий на практике анализу и оценке исключительно государственных интересов.
Недооценка значения военно-коалиционной «борьбы за продвижение национально-цивилизационных систем ценностей» в реальной политике чрезвычайно опасна, ибо не даёт иногда возможности правильно расставить политические приоритеты. Политическое и военно-политическое значение борьбы за сохранение и продвижение национальных систем ценностей определяется тем, что сегодня в политическом споре выигрывает тот, чья идентичность более прочна и устойчива. И наоборот: кризис идентичности ведёт сначала к утрате геополитических позиций в мире, а затем и суверенитета. С военно-политической точки зрения, характеризуя современную ВПО, можно констатировать, что государства и нации поставлены перед очень жёстким выбором: сохранить идентичность и суверенитет, либо интегрироваться в чужую систему ценностей и национальные интересы, лишившись своих.
Процессы на уровне ЛЧЦ и их систем ценностей прямо влияют на состояние МО, стимулируя процессы региональной интеграции и концентрации сил на уровне ЛЧЦ. Национальные общности вновь становятся главными акторамиистории. Поэтому идентичность и традиция "растут в цене" и составляют капитал, который гарантирует устойчивость в современном мире.
Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния – относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени.
Можно выделить выделяет три основных черты, определяющие международные правительственные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; вовторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений. Существуют различные типологии МПО. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию – универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская Конференция); региональный (например, Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный (например, Бенилюкс) – и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности – общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные («Эврика»); технические (Международный Союз Телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов). Однако, стоит помнить, что указанные критерии носят достаточно условный характер.
В отличие от межправительственных организаций, НПО – это, как правило, нетерриториальныеобразования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности. Существует как узкое, так и расширительное понимание НПО. В соответствии с первым, к ним не относятся общественно-политические движения, транснациональные корпорации (ТНК), а тем более – организации, созданные и существующие под эгидой государств.
Перераспределение влияния факторов, формирующих ВПО, происходило в истории достаточно регулярно. В особенности в связи с формированием военно-политических коалиций, которые усиливали роль того или иного государства. В истории развития мировой ВПО всегда происходил процесс усиления одних и ослабления других формирующих ВПО факторов,но такой процесс почти всегда относился к субъектам ВПО – государствам или их коалициям.На современном этапе также важно учитывать влияние таких факторов как глобальные тенденцииразвития человечества и субъективное влияниечеловека и его потенциала.
Анализ и прогноз развития ВПО несёт в себе серьёзный субъективные отпечаток лиц, готовящих и принимающих решения. Для этого он во многом должен строиться на понимании значения таких явлений как национальный и государственный «суверенитет», «система национальных ценностей» и национальная «идентичность».
В период противоборства между ЛЧЦ происходит радикальное изменение особенностей и характера силовой борьбы между субъектами МО и ВПО. Основные особенности современной гибридной (информационной, психологической, кибернетической, экономической, финансовой, политической) войны в сочетании с горячими региональными конфликтами состоят в следующем:
• Войны ведутся без всякого объявления войны или маскируются действиями, направленными якобы на защиту международного права, либеральных ценностей и т.п.
• носят перманентный характер
• предпринимаемые действия во всех сферах гибридной войны носят неожиданный и нередко весьма быстрый характер
• отсутствие правил ведения войны и норм международного права, решающая роль «права силы», использование в своих целях частных корпораций (включая и наиболее крупные корпорации на рынке информационных и интернет-услуг) и неправительственных организаций
• решающая роль борьбы за сознание и умы людей, прежде всего молодежи
• целенаправленное и массированное разрушение национальной идентичности противника, чувства принадлежности к своему народу, единства общества, его системы ценностей, традиций, социальных норм
• прямой подкуп или шантаж части элиты противника
• систематическое разрушение экономической и финансовой системы противника с помощью различных санкций, экономических и финансовых диверсий, инициирования массового бегства капиталов
• провоцирование и финансирование внутренних государственных переворотов, «цветных революций» с целью изменения политического режима.