18 января 2007
1432

Суд скорый и милостивый

Институт мировых судей возрождён в России совсем недавно. Но тем важнее без проволочек решать выявленные в ходе его становления проблемы. Какие именно? На этот и другие вопросы в беседе с корреспондентом "Парламентской газеты" отвечает начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, кандидат юридических наук Валерий БУДКО.

- Валерий Алексеевич, Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" принят в 1998 году. А в 2001-м на Ставрополье были уже назначены первые 34 мировых судьи. Оперативность завидная. Неужели при этом никаких проблем не возникло?

- Отсутствие методики создания новой структуры судопроизводства породило немало трудностей в организационной работе, финансовом и материально-техническом обеспечении. А поскольку и рекомендаций по процедуре формирования законодательной основы деятельности мировых судей в крае тоже не было, проблем хватало и в этой сфере.

- Имеются в виду региональные законы?

- Естественно. И речь не только о краевом законе "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае", без которого нельзя было сделать и первого шага. Немало времени и усилий потребовала разработка закона "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае". Представьте ситуацию: хозяева земельных наделов определены, но самих наделов нет, межевание не проведено. Или, к примеру, выборы назначены, кандидаты борются, а границы избирательных округов еще не определены. Нелепость?! Так и здесь. Чтобы мировые судьи смогли приступить к исполнению обязанностей, необходимо было "нарезать" судебные участки исходя из численности населения - от 15 до 30 тысяч человек на участок...

- Но "нарезка" вышла не очень удачной, судьи перегружены делами...

- С самого начала работы мировые судьи края столкнулись с нагрузкой, значительно превышающей спрогнозированную. Сейчас она составляет 167 дел на одного мирового судью в месяц, причем налицо тенденция к дальнейшему росту. Скажу больше. Отдельные судебные участки имеют нагрузку, которая превышает среднекраевую в два-три раза и составляет от 300 до 500 дел в месяц.

- И где же выход?

- Ставропольский край в порядке законодательной инициативы вышел с предложением об увеличении числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков на 24 единицы - со 119 до 143. Обнадеживает также и принятие постановления о концепции закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих", разработанной Советом судей Российской Федерации.

- К тому же опять предстоит заново "нарезать" участки?

- Да, и это тоже требует и сил, и времени, и изменения регионального законодательства. И я бы особо хотел подчеркнуть: речь идет не о корпоративных интересах судей и сотрудников аппаратов судебных участков мировых судей. Речь о праве граждан на доступность правосудия! Поэтому федеральный законодатель должен, на мой взгляд, с максимальной оперативностью реагировать на все возникающие проблемы.

- Значит, так или иначе, но решение любой проблемы возможно лишь при активном участии федералов? На месте мало что можно решить?

- На месте можно сделать очень и очень многое. Возьмите стоявшую поначалу очень остро проблему охраны судебных участков судебными приставами. Мы ее решили! Нам удалось даже через введение должности помощника мирового судьи снизить связанную с запредельными нагрузками на судью напряженность по части доступности правосудия и сроков рассмотрения дел. Но это, согласитесь, полумера.

- Особенно если учесть, что еще в ХIХ веке великий русский юрист Анатолий Кони обозначил три главные особенности мирового суда: суд скорый, правый и милостивый. На первом месте - скорый...

- Одинаково важны все три слагаемых. Как и в ХIХ веке, мировые судьи рассматривают огромное количество дел. И уголовные, и гражданские, и административные, подавляющее число которых после вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях отнесено к компетенции именно мировых судей. Отсюда, кстати, и необходимость более четкого определения законодателем судебных процедур, отличающих деятельность мировых судей от деятельности иных судов.

- Хотя мировой суд - не просто самостоятельный институт правосудия, это воплощение судебного федерализма, ибо мировые суды и формируются в регионах, и осуществляют судебную власть в субъектах Федерации...

- Именно так. Причем я бы хотел особо выделить то, что мировые судьи, работая в регионе, обеспечивают не только соблюдение прав и свобод граждан. Рассматривая с каждым годом все больше материалов об административных правонарушениях, они обеспечивают и пополнение регионального бюджета. За пять лет деятельности сумма денежных взысканий, наложенная мировыми судьями в виде присужденных штрафов, государственной пошлины и т.д., превысила 520 миллионов рублей. Согласитесь, солидная прибавка в консолидированный бюджет Ставропольского края!

- А сами мировые суды в плане финансов безбедно живут?

- Судебные участки сегодня обеспечены всем необходимым - от надлежащим образом оборудованных помещений до высокотехнологичного оборудования. Вселяет надежду то, что финансирование развития информатизации на судебных участках предусмотрено в рамках краевой целевой программы...

- Но главное, кажется, сделано - мировая юстиция в крае состоялась?

- За пять лет она встала на ноги. И это не может не радовать, поскольку налицо плод совместных усилий и исполнительной власти, и законодательной, и всего судейского сообщества.

Александр БЫКОВ
old.pnp.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован