Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
03 апреля 2023
675

Существующие варианты развития ВПО и национальной стратегии

На самом деле эта чувственно ориентированная личность (М. Горбачев – А.П.) болезненно слаба в логическом анализе происходящего и предвидении будущего[1],

Психологический портрет, подготовленный МИ-6 для М. Тэтчер

 

Запад и его военно-политическая коалиция[2] по-факту в 2022 году превратились в самый сильный, но уже не единственный центр силы в мире, а его господство в финансах и экономике, как оказалось, не таким абсолютным и даже значимым по отношению к его зависимости от природных ресурсов и других факторов, формирующих ВПО. Но это изменение воспринималось адекватно далеко не всеми и не везде. В ряде стран, в том числе в России, сохранились влиятельные силы, ориентированные на сохранение доминирования Запада.

В этой связи исключительное значение приобретает то представление правящей российской элиты о будущем состоянии МО и ВПО, которое будет решающим в России при формировании национальной стратегии и её нормативного варианта – СНБ РФ. Оно может быть (как заявил один из участников СПЭФ) «возвращением в глобализацию» (и повторением внешней политики 90-х гг.) или признанием формирования новых реалий ВПО и необходимости самостоятельной стратегии России во всех областях, «не закрывая полностью фортки на Запад». От того, какая оценка будет преобладать, в конечном счете, во многом будет зависеть и будущая стратегия России[3].

Иначе говоря, будущая национальная стратегия России будет во многом зависеть не от военно-политических особенностей и реалий развития ВПО, а от отношения к реалиям ВПО правящей элиты России. К сожалению, современная политическая история страны периода правления М.Горбачева и Б. Ельцина в СССР и России подтверждает этот вывод: правящая элита тех периодов не оценивала адекватно реалии МО-ВПО, а внешнеполитическая стратегия формировалась под влиянием субъективных и очень непрофессиональных представлений отдельных политиков и политологов и их меркальтильных личных интересах. Удивительно, но лидеры этих настроений, в том числе Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе и многие другие (если не все) отличались совершенно не свойственной политикам жадностью и меркальтильностью: и первый, и второй, и третий, по моей личной информации, были очень ориентированы на материальное благополучие[4].

Если «возвращение в глобализацию», то неизбежен путь, по которому так или иначе шла Россия до начала 2022 года, – сырьевая экономика, и отток валюты за рубеж, ориентация на интеграцию в западные системы ценности (прежде всего, товары), игнорирование национальных интересов и институтов. На мой взгляд, после начала специальной операции возвращение стало невозможным. В том числе, и, прежде всего, по внутриполитическим причинам. Подъем патриотических настроений в обществе и подлое поведение правящей элиты уже не простят.

Второй вариант стратегии еще только начал прорисовываться, с трудом преодолевая инерцию и сопротивление либералов и компрадоров в правящей элите. Этот вариант создания эффективной национальной стратегии и СНБ – трудный, но правильный, путь, ориентированный на развитие НЧК и национальных институтов. В нем, естественно, важнейшую роль и играют силовые институты государства и общества, в том числе, военные и правоохранительные, и интеллектуальные, в особенности, ВС и ОПК. Но этот путь – точно не автаркия. Этот путь – признание тех мировых реалий, которые существуют, в том числе и необходимость опоры преимущественно на собственные силы. Не случайно В.В. Путин повторил формулу Александра III, который говорил о том, что «У России есть только два союзника – Армия и Флот».

Эта дискуссия выбора вектора развития предопределяет будущее ВС и ОПК России, которое, как и во времена «перестройки» Горбачева, (а также всего стратегического планирования в военно-политической и военно-технической области) будет зависеть от вектора избранной стратегии, т.е. в решающей степени будет зависеть именно от политического направления движения, выбора общенациональной стратегии. Как известно, в конце 80-х гг. прошлого века правящей элитой СССР был сделан ошибочный выбор. Попробуем рассмотреть ситуацию подробнее.

В целом, развитие современного сценария МО-ВПО после декабря 2021 года пошло по своему наиболее радикальному, хотя и  прогнозировавшему[5] мною  и, наверное, неизбежному варианту этого сценария. В 2014 году я писал о развитии такого наиболее вероятного сценария, названного «Эскалация глобального военно-силового (вооруженного и не вооруженного) противоборства», который мог развиваться, как я видел в 2013-2014 годах, в двух вариантах, а именно:

Вариант № 1 – «Оптимистический»:  – вариант «Силового вооруженного и  не вооруженного противоборства, использующего военную силу в ограниченных масштабах».

Гибридная война в этом случае была неизбежна, но её военные компоненты были достаточно ограничены как территориями и ТВД, так и масштабами применения силовых инструментов политики, когда собственно вооруженные способы сводились к минимуму. Эта война против России могла быть, например, как война в Афганистане против СССР или на Северном Кавказе, где с помощью финансов и современного оружия создавался и поддерживался активно очаг напряженности, доставлявший России прямую угрозу, более того, имел перспективу для расширения, но не перерастал в прямой военный конфликт.

Вариант № 2.  – вариант «Пессимистический»: «Силового вооруженного и не вооруженного противоборства в глобальных, не ограниченных масштабах». Этот вариант предполагал, как минимум, два подварианта реализации:

– Первый, – когда глобальное военно-силовое противоборство оставалось глобальным, преимущественно силовым, но не военным.

– Второй, – когда собственно военно-техническое участие западной коалиции развивалось бы по эскалации, приобретая постепенно форму прямого военного участия, на фоне глобального не военного силового противоборства Запада с Россией.

Другими словами, разница между двумя вариантами заключалась в их масштабах и количестве субъектов ВПО, участвующих в противоборстве, а различие в подвариантах – в степени военно-технического участия и его масштабах.

Зимой-весной 2022 года полностью подтвердился мой прогноз относительно первого варианта: широкая, почти глобальная, западная военно-политическая коалиция развернула масштабную гибридную войну (ГВ) против России. В ней (в той или иной степени) приняло участие более 60 государств. При этом, угроза перехода ко второму варианту сценария в мае-июне этого года стала вполне реальной. Пока что в первом подварианте – нарастающего военно-технического участия, в котором активно задействованы все члены западной военно-политической коалиции, поставляющие на Украину (фактически против России) ВВСТ. Массированные поставки вооружений, прежде всего ВТО большой дальности, фактически означали прямое участие стран Запада в военном конфликте на Украине, прямое, но не формальное прямое участие.

Вместе с тем, переход ко второму подварианту – прямому военному участию западной коалиции против России – всячески отрицался. Этот переход происходил медленно и очень осторожно, увеличивая вооруженную эскалацию почти незаметно.

Подобное развитие ВПО с января по август 2022 года свидетельствовало о точности оценки его состояния и прогнозе со стороны СНБ РФ и В.В. Путина в декабре 2021 года. Повторю: Оценка состояния МО-ВПО руководством России была вполне точной (в отличие от оценок целого ряда лет). Более того,  в 2022 году В.В. Путин признал, что «нас приперли к стенке и у нас не было других вариантов» («Я хочу,  чтобы всем было понятно, и у нас в стране, и за рубежом, нашим партнерам чтобы было понятно: дело даже не в той линии, которую мы не хотим, чтобы кто-то переступал. Дело в том, что нам некуда уже отходить. Они же нас приперли к такой линии, извините за моветон, что нам дальше двигаться некуда!»)[6].

Это, повторюсь,  на мой взгляд, полностью соответствовало не только адекватности оценки состоянию МО-ВПО в декабре 2021 – феврале 2022 года правящей элитой России, но и прогнозу его развития. Решение, принятое В.В. Путиными относительно специальной военной операции, было вынужденное, отчасти, даже, на мой взгляд, несколько запоздалое, потому, что, вероятнее всего, прежде (в 2014-2020 –х гг.) к нему Россия просто не была еще готова ни военно-технически, ни политически.

В этой связи, особенно актуальным становится стратегический прогноз развития конкретного варианта сценария МО-ВПО и, как следствие, СО на среднесрочную и долгосрочную перспективу[7].  Такой прогноз должен стать основой не просто для корректировки общей национальной стратегии России в условиях расширяющейся гибридной войны (ГВ) и её вероятного перехода в полномасштабные военные действия на территории европейского ТВД, для полной смены национальной стратегии безопасности и развития России (и, как следствие, СНБ и прочих нормативных документов), учитывая возможность расширения операций на других театрах военных действий.

В этой связи, напомню, что общий подход к значению и последовательности стратегического планирования в стратегии России мною был описан не раз в самых разных работах, в том числе и в самом начале этой работы[8], а также – более подробно – в 1-ой главе этой части.

Если вернуться к этому описанию, повторив очень обще и коротко порядок его формирования, то алгоритм разработки стратегии выглядит следующим образом:

– 1-й этап, когда изначально принципиально важна максимально точная оценка и прогноз перспектив развития МО-ВПО, вычленение наиболее вероятного сценария и его конкретных вариантов развития[9];

– 2-ой этап, когда происходит конкретизация национальных интересов и их формализация в целях и задачах в новых военно-политических и внутриполитических  условиях;

–  3-ий этап, когда, наконец, – происходит поиск и разработка наиболее эффективных средств и способов противоборства в зависимости от наличия и перспектив развития национальных ресурсов.

Радикальные изменения в МО-ВПО последних лет неизбежно отразятся на всех этапах осознания этих изменений и рекомендаций в отношении стратегий. Очевидно, что на всех этих этапах возможные самые разные субъективные оценки политиков, военных и ученых, которые порой могут существенно отличаться друг от друга. Прежде всего, потому, что не трудно заметить, что в период 2020–2022 годов во всех этих областях произошли самые радикальные изменения[10]. Но и потому, что разброс субъективных мнений очень широк.

При этом зависимость от субъективного фактора – политической воли и способностей правящей элиты – продолжает оставаться решающим фактором формирования стратегии, не смотря на все имеющиеся и потенциально растущие возможности сбора и обработки информации.

Требуется максимально конкретный и определенный ответ относительно всех трех этапов формирования национальной стратегии. Не является исключением и моя личная точка зрения, которая (если говорить по порядку) коротко выглядит следующим образом:

1-ый этап – развитие ВПО – инерционен. На мой взгляд, при всей его эскалационности этот этап в развитии ВПО будет продолжать развитие конкретного варианта сценария ВПО по описанному выше сценарию в его «Варианте №2», когда происходит постепенный переход к прямому не только военно-техническому, но и военному  участию западной коалиции в силовом противоборстве с Россией.

При этом, именно США будут стремиться за собой максимально полный контроль не только в НАТО, но и ЕС, способность контролировать эскалацию, не допуская перехода военного конфликта с территории Европы на территорию США и переход к применение ЯО.

Вероятность расширения военных действий на Европейский ТВД – возрастает, о чем коротко сказал Н. Патрушев в июне 2022 года  («В качестве следующего наиболее вероятного театра военных действий НАТО рассматривает Восточно-Европейский регион»)[11].


2-ой этап – в России должен ускоренно завершиться пересмотр национальных интересов и приоритетов в пользу национального и социального вектора развития,  как обязательное условие сохранения внутриполитической стабильности и сохранения экономики в неблагоприятных внешних условиях.

Сохранение парадигмы социально-экономического развития России, существовавшей до последнего времени, – губительно для политической системы. Как и отсутствие эффективной государственной и кадровой политики, относительно низкой эффективности развития ВС и ОПК.

3-ий этап[12] – Россия должна определиться с приоритетом практически, а не только нормативно, в СНБ. Необходим ясный рывок в развитии НЧК и его институтов, в том числе ускоренными темпами развивать национальные институты развития – государственные и общественные – в наиболее важных областях, ориентированных на силовое противоборство:

– науке, образовании, технологиях;

– НИР и ОКР, промышленности ОПК:

– человеческого капитала (ЧК) и  возрастающего значения институтов развития НЧК ВС и других силовых органов.

 

________________________________________

[1] Цит. по: Дивеевский Д. Дровосек,- Рязань, 2009, с. 175.

[2] Термин «Военно-политическая коалиция» мною часто использовался в 2019-2022 годах. Тем приятнее, что с 24 июня он вошел в политический лексикон С.В. Лаврова, хотя акцент, на мой взгляд, точнее было бы сделать на США, а не на НАТО и ЕС. (См.: Лавров заявил, что ЕС и НАТО формируют коалицию для войны с Россией // РБК, 25.06.2022 // https://www.rbc.ru/politics/24/06/2022/62b590ac9a794790f5c6aec3).

[3] О зависимости стратегии государств от состояния МО-ВПО было написано немало, в том числе и в рамках этой работы в предыдущих разделах. Стратегическое планирование в России несколько десятилетий исходило из системы оценки угроз и данных, формирующихся из ВПО.

[4] Я был как свидетелем этого, так и знаю многие примеры такой откровенной жадности этих политиков, их стремления обогатиться даже в советских условиях.

[5] См., например: Подберезкин А.И. Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года. М.: МГИМО-Университет, 2015, cc. 258-259.

[6] Путин заявил, что Россию «приперли» к красным линиям// РБК, 28 декабря 20212 / https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61c864259a794705c39b1fea,

[7] В частности, в мае 2022 года меня попросили в ВАГШ подготовить доклад на эту тему для круглого стола, планировавшегося на август того же года в рамках «Армия 2022».

[8] См., например: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018.-1503 с. (См. также Глава № 1 и Глава № 2 Часть I. настоящей работы).

[9] Моя оценка во многом совпадает с оценками экспертов, например, НИИ № 46. См.: Военно-технические и военно-экономические аспекты итогов и уроков Второй мировой войны / кол. авт. под ред. проф. Викулова С.Ф. М.: АПВЭ и Ф, «Канцлер», 2020, сс. 145–147.

[10] Глазьев С. «Такие события, как сейчас, происходят раз в столетие: С. Глазьев о сломе эпох и смене укладов. Глазьев. ру, 28.03.2022 / https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100553-takie-sobytija-kak-seychas-proiskhodjat-raz-v-stoletie-sergey-glaz-ev-o-slome-jepokh-i-smene-ukladov

[11] Патрушев назвал следующий вероятный театр военных действий / РБК, 17.06.2022 / https://www.rbc.ru/politics/17/06/2022/62ac47b69a7947a0246e58cd?from=newsfeed

[12] Очевидно, что даже короткий перечень мер предполагает гораздо больше места. Тем не менее, на мой взгляд, даже в коротком комментарии можно вычленить приоритеты.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован