05 ноября 2004
4812

Свобода мне милее

"Деловой завтрак" в "Российской газете" с народным артистом России, художественным руководителем театра "Сатирикон" и членом совета при президенте РФ по культуре и искусству Константином Райкиным чуть было не обернулся одним страстным, продолжительным и искрометным монологом одного актера. Столь болезненной и злободневной оказалась основная тема разговора - грядущая реформа театрального дела в России.

Отобрать и разделить

- Многие напуганы проектом документа, меняющим экономическую политику театров. В чем вы видите его опасность для себя?

- В течение десяти лет все театры, все бюджетные организации культуры ориентировали на самостоятельность, на то, чтобы они старались зарабатывать сами. "Сатирикон" в этом преуспел - зарабатывал до 80 процентов необходимого бюджета сам. Для мировой театральной экономики случай беспрецедентный. Один наш администратор, который учится в РАТИ на менеджерском факультете, по нашим выкладкам пытался защитить курсовую работу, и его чуть не выгнали, сказали, такое невозможно. Потому что если взять лучшие образцы мировой театральной экономики, по ним, скажем, шекспировский национальный театр зарабатывает 47 процентов своего бюджета, и это считается классическим примером экономической состоятельности... В президентском совете я оказался именно по причине выдающихся успехов "Сатирикона" в области театральной экономики. Но после реформы я первым закроюсь.

По новым правилам должно произойти слитие двух счетов в один: внебюджетного и бюджетного. То есть все деньги, которые мы зарабатываем, мы должны будем отдавать государству, и уже из бюджета нам будут выделять определенную сумму. Но ведь меня никто не спрашивал: а сколько вам надо? Я читал проект, написанный, на мой взгляд, агрессивно, со всей силой социальной ненависти. В нем говорится, что одни театры жиреют, а другие влачат жалкое существование. Но никто не знает, какая у нас чудовищно трудная жизнь на самом деле. Жиреть театр может только по одной причине - своей хорошей работы и востребованности. Огромное количество театров все время клянчило у государства дотации. С ними все будет в порядке. Мы же, которые с государства снимали всяческие путы, окажемся ни с чем. Я не выпущу ни одного спектакля - таких цифр, которые мне необходимы для постановки, вообще нет в бюджете. Я иду к гибели. Как только я не выплачу прежней зарплаты людям, они просто уйдут от меня. И правильно сделают.

- Куда, к кому они уйдут, если везде будет то же самое?

- В антрепризы, в кино, в сериалы. Сейчас они дорожат своим местом в театре. А потом перестанут, потому что я не смогу им платить даже того немногого, что плачу сейчас. Я потеряю коллектив, который собирал десятилетиями. Ладно, с собой я разберусь. Но как быть моим артистам, взрослым, семейным людям?

Реформа была бы не столь болезненна, если бы предлагалось несколько альтернатив. Казалось бы, варианты есть, но пока что замена расстрела на повешение. В одном случае ты весь находишься во власти государства, в другом - ты остаешься отчасти как бы самостоятельным, но над тобой устанавливается тройной контроль попечительского совета, который все решает, а ты туда не входишь. Хорошего режиссера я пригласить уже не смогу. Потому что хороший - значит, высокооплачиваемый, более 200 тысяч рублей за постановку, а как только возникают суммы такого порядка, я должен выставлять его на тендер, на конкурс. Причем в жюри этого конкурса меня не пускают. И Тютькин с Пупкиным мне говорят: да берите Хренкина, он гораздо дешевле.

Необходим вариант, допускающий приватизацию театра. Я не понимаю, почему завод можно приватизировать, а учреждение культуры нельзя? Я говорю только про себя. Ведь мой театр никому, кроме меня, не нужен. Помещение - просто ангар, бывший кинотеатр "Таджикистан", который я устал подпирать. Я в него вложил уже раз в сто больше, чем оно стоит. Это не архитектурная ценность, плохое место. Никто же не покушается приватизировать МХАТ. Потому что это национальная гордость, это академический театр...

- Уже не академический - Олег Табаков убрал это слово из названия театра.

- Ну, может, для того и убрал, чтобы потом приватизировать... Но "Табакерку"-то почему не отдать в собственность? Да, частный театр - это море риска, но это какой-то шанс выжить. Мне свобода всегда мила, потому что я на себя надеюсь и на сегодняшний день в смысле выживания. Я дееспособный и самостоятельный человек.

- Почему вы не верите, что приватизация театров возможна? Такой вариант уже предлагал и озвучивал Михаил Швыдкой.

- Да, я читал одно интервью Михаила Ефимовича, в котором он сказал: тот, кто хочет приватизироваться - пожалуйста, вперед и с песнями. Если бы такое было возможно, то я бы с вами здесь, наверное, и не сидел, а был бы далеко с песнями впереди. Но на сегодняшний день это почти невозможно. Поймите, это не моя участь, не моя роль и не моя стезя быть борцом. Я хочу выходить на сцену, ставить спектакли, заниматься театром. Как только меня лишают этой возможности, я становлюсь социально и политически опасным, потому что у меня много энергии. Меня нужно использовать, как и раньше, в мирных целях. Но я близок к отчаянию. Я первый раз в жизни не знаю, что буду делать завтра. Я набрал целый курс студентов. Четыре года их накручивал на то, что они будут работать в "Сатириконе", а сейчас думаю: куда я их веду? Я сам не знаю, что у меня будет через два месяца. Михаил Швыдкой собрал директоров театров и сказал: ребята, до 10 декабря тратьте деньги. Я подошел к нему: "Миша, ты что имел в виду?" - "Да нет, нет, совсем другое, сейчас этого не будет". А когда будет? Поскольку я много раз был обманут, я не верю. И готовлюсь к худшему - это может случиться завтра и без всяких предупреждений.

Собрать и развеселить

- Вы искренне удивляетесь тому, что вы сильный и за это получаете. Театральная жизнь разве вас не научила таким вещам, когда самому талантливому всегда плохо?

- Когда это исходит от государства, я не хочу к этому привыкать. Мысли "отнять и разделить между собой" я бы подверг острейшей профессиональной критике. Я не могу смириться. Получается, я зря жил. Мне мое прошлое гораздо менее дорого, чем настоящий день. Потому что театр - это искусство настоящего времени. Я хочу каждый день работать, и в этой каждодневности есть суть моей профессии. Мне говорят: подождите, потом будет реформа, которая позволит театры приватизировать... Я до этого не доживу. Мне жизнь вне профессии не нужна.

- Почему же жизнь вне профессии не нужна? Что же в вашей профессии такого замечательного?

- В ней мое предназначение, я могу высокие слова говорить. У меня сложные отношения с собой, и все равно, когда я слышу в свой адрес какие-то критические вещи, разве могут они сравниваться с теми, что я сам себе инкриминирую? И разве могут достичь похвалы в мой адрес того уровня притязаний, который я сам имею? Да никогда в жизни. Это даже невозможно выговорить, чего я хочу от себя.

- А присутствие на сцене помогает разобраться с собой?

- Для мужчины профессия - это вообще способ стать лучше. Для женщин существует еще материнство. Есть, конечно, и "грудью кормящие" мужчины, но я за них не отвечаю. Я прежде всего имею в виду себя, потому что любимый мужчина все-таки у себя я. Так вот для мужчины профессия, если она правильно избрана, - самый целесообразный и короткий способ, длиною в жизнь, стать лучше. Если человек, работающий в театре, к концу жизни становится злобным, завистливым и подлючим, значит, он неправильно выбрал дело. А в принципе это здоровая профессия, если к ней подходить правильно, помогающая стать порядочнее, великодушнее. Радоваться успехам других - тоже очень большой цирковой номер в театре. Да и не только в театре. Просто театральные люди на виду. В жизни вообще редкость, чтобы кто-то радовался успехам других.

- Вы, когда работаете, какие-то уступки публике делаете?

- Никаких. Надо сразу учитывать, что театр - камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города. Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Я ценю свою демократичность и похожесть на остальных. Я не тот рефлексирующий режиссер, который понимает то, что больше не понимает никто, и поэтому осужден нравиться только самому себе. И еще критику, который предпочитает сидеть в одиночестве в зале и не любит, когда он тесно стиснут со всех сторон публикой. Для меня это случай печальный.

- С годами репертуар вашего театра становится все серьезнее...

- А он никогда легкомысленным не был. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества. Не был таким чистоплюем, интеллектуальным артистом, который не может лягушку показать. На творческом вечере я могу так вас рассмешить, что вы из кресел выпадете. А когда вы пойдете за мной, наедитесь того, что хотели, я вам прочту Мандельштама.

- Вдали от Москвы есть разница в восприятии "Сатирикона"?

- Когда я раньше занимался концертной деятельностью, на спор мог, ничего не зная про город, только по реакции публики сказать, есть здесь театр или нет. Нет театра - у людей нет навыка сценического восприятия. Выходишь, здороваешься, тебе из зала отвечают. Приходится объяснять, что разговаривать со мной не надо, вы реагируете либо смехом, либо молчанием, а я за вас все скажу сам. Даже хлопанье в ладоши для них выглядит чем-то странным...

А в крупных театральных центрах публика по уровню восприятия, по отдаче даже выше, чем в Москве. В Екатеринбурге, Саратове, Новосибирске нас очень хорошо принимают. Они не стесняются реагировать, удивляться. В Москве публика все-таки снобистская. Чтобы не прослыть дураком, человек долго оглядывается вокруг - выражать ли свою поощрительную эмоцию, не выглядит ли он профаном, дескать, так сразу и купился, не объегорили ли его, не халтура ли это...

Москва - целая страна. Со своей провинцией. Со спальными районами, спящими душой. В Марьиной Роще тоже своя среда. Там публика вялотекущее не любит. То, что, скажем, можно во МХАТе, где просто приятно прогуляться по пешеходной зоне Камергерского переулка, можно зайти и Тадаши Судзуки посмотреть, главное, впечатление от общей картины красивого города эта странность не очень портит. А у меня в театре, когда что-то слишком тонкое и вялотекущее происходит, люди просто встают и уходят.

На самом деле я тоже не люблю вялотекущее на сцене. Больше скажу: этого никто не любит. Специальных театральных дегустаторов нельзя принимать во внимание - они профессиональные зрители. Я же рассчитываю на зрителей-любителей. На таких, которые после тяжелой работы почему-то приходят в театр.

Мне начинают инкриминировать, что я даже классику будоражу, как иногда пишут, - ну зачем же так. Но как может быть спокойной классика? Классика потому и классика, что всегда о страстях. Шекспир, Толстой - сплошные страсти. У меня в последнее время запой Островским - это такая драматургия мощнейших страстей! А история с самоварами, с разговорами и с дутьем на чай - это или заблуждение, или дань времени. Хороший, конечно, спектакль "Правда - хорошо, а счастье - лучше", играют хорошо, но, что называется, если не заснешь. Я не понимаю, почему так медленно. Это другие ритмы, не соответствующие нашим дням. Сегодняшнее смутное время не дает возможности вылезти на берег, отдышаться и как бы осмотреться в пейзаже. Оно все время заставляет спасаться.

Образовать и воспитать

- Поэтому у ваших студентов такая хорошая физподготовка... Они у вас такие бодрые.

- Но все равно очень нежные. Работали они больше, чем другие. Я их сразу ориентировал: я не собираюсь вами отапливать космос, учить абстрактно, я готовлю вас конкретно для театра "Сатирикон", поэтому вы должны быть лучшими. Я щекотал их самолюбие. Говорил: хочу, чтобы вы стали центром театра, главным его поколением, а не пришли подыгрывать другим артистам.

- Агрессивная ситуация для труппы, существующей уже много лет...

- На самом деле это отличный стимул для нее - все время находиться в форме. Так уже было, когда пришло новое поколение - Граня Стеклова, Гриша Сиятвинда, Денис Суханов, позже - Максим Аверин. Они собой определили политику театра, сразу стали ведущими артистами. Это не означало, что прежних я совсем задвинул. Просто те, которые были до них единственными, почувствовали тонус. И молодые, уже зная, что сейчас я буду набирать курс, беспокоятся: а у вас тоже на нем будут мальчики и девочки, которых вы будете так любить? Я отвечаю: обязательно. Это семейная атмосфера, где они должны немножко бояться адюльтера. Никто ведь никому не давал клятву вечной верности. Я знаю, от меня можно устать, я очень настырный, все время говорю одно и то же. Актеру иногда надо пережениться - развестись, завести другую семью, чтобы понять, какая эта была хорошая.

- Внешне создается впечатление, что в "Сатириконе" актеры друг к другу относятся просто замечательно, несмотря на высочайшую внутреннюю конкуренцию и постоянный приток "свежей крови". Вы знаете особенные методы управления театром?

- Тут воспитание собой. Доля назиданий должна присутствовать, но совсем незначительная. Иногда я их собираю. Могу разораться и даже выразиться. Они мне прощают. Я еще на первом курсе предупреждал, что просто это язык театра такой кучерский. В сердцах я могу человека на место поставить, но я никогда не подрезаю им крылья. Не говорю, что они бездарны, лишь сожалею, что человек недостойно своего таланта себя ведет. Бог смотрит на него и стыдится, что дал ему подарок, а он с ним так обращается. Я бываю резок. Но при этом все видят, сколько я сам занимаюсь и как со мной работают режиссеры - так же делают мне замечания при всех и ругают. Это полезная экзекуция. Они должны знать, что перед сценой все равны. У меня не получилось сегодня - я тоже расстраиваюсь, даже могу заплакать при них. Одному Богу известно, как хорошие артисты иногда плохо играют. Правда, потом надо разобраться, отмотать пленочку и понять, где началась лажа. Они должны знать, как это некрасиво - рождение роли. Как это потно, грязно и нехудожественно в самом процессе. Я не люблю многолюдных репетиций - это интимное, постыдное, кровохаркающее дело. У меня по-другому не бывает. Я считаю, ничего настоящего не получается без отчаяния, без перенагрузок. Если процесс становится красивым - пришла смерть.

- Ваш театр уже прошел определенную историю. Вы ее для себя как-то формулируете?

- Нет, живу, как мне Бог на душу положит. Осмысляю происходящее, но на бегу. Меня ведет интуиция. Знаки ставит: осторожно, поворот, спуск, сужение дороги... Пока что я их различаю. Делаю ошибки, но не смертельные. Иногда опаздываю. Вот с курсом я опоздал, надо было раньше его набрать. С Щукинским училищем сделал ложный ход. Сначала туда побежал, не расчухав, что они сейчас находятся в своем 90-летии. Студентам советуют сосредоточиться на старых записях Театра Вахтангова. Поэтому они все хотят работать в Театре имени Вахтангова - другого они не видят. Но как можно бежать по дорожке и не интересоваться, что на соседних делается? Надеть шоры и пребывать в ощущении, что ты первый, ты лучший... Я, учась в Щукинском училище, никогда не хотел работать в Театре Вахтангова. Там были великие артисты, но не было великих спектаклей. Я хотел работать только в "Современнике" - он был лучшим театром по тем временам... Так вот когда я решил набрать студентов, пришел сначала в родную "Щуку". На меня отреагировали флегматично: а, понятно. Вместо того чтобы схватиться за меня, потому что я человек энергичный, добросовестный, много пользы могу принести, мне предложили вести платный курс. Я опешил: как платный? Мне нужны талантливые, а не богатые... И пошел к Табакову. Табаков сразу среагировал. Я уже договорился в Школе-студии МХАТа преподавать, когда позвонили из "Щуки": Константин Аркадьевич, мы собрались педсоветом и решили дать вам курс. Я в ответ: спасибо, уже не надо. Это как с Брежневым и солнышком: извини, я уже на Западе. Знаете, как нужно девушек клеить? Совсем иначе - надо заранее побеспокоиться, когда много претендентов... Не такая уж я и девушка, конечно, но я помню, как я Роберта Стуруа или Петра Фоменко приглашал, чтобы лучшим из претендентов оказаться. Это же целый процесс. Нужно очень рано встать, раньше других, приехать в Буэнос-Айрес на полчаса и сказать: я здесь. И улететь. Фиг он тебе откажет после этого.

- А как вы уговорили Романа Козака, художественного руководителя Пушкинского театра, сыграть в "Сатириконе"? Его артисты, вероятно, занервничали...

- Я ни на что не посягал. Дело было так. Рома при встрече со мной поделился, что его преследует один текст - "Косметика врага" Амели Натомб, что у него впервые за долгие годы появился соблазн выйти на сцену, он ведь лет 12 ничего не играл как артист, и что никого другого, кроме меня во второй роли, он не представляет. Я прочел. Вещь невероятно талантливая. Я согласился сразу: да, мне очень нравится, но как мы будем с тобой это делать? Я не могу просто на дядю работать, даже на такого любимого, как ты. И тогда мы решили поделить будущий спектакль на два театра. Чтобы два худрука играли то в "Сатириконе", то в Пушкинском театре. Такой беспрецедентный случай. Аллу Борисовну Покровскую, лучшего театрального педагога нашей страны, мы попросили за нами на сцене проследить. Придумать режиссерский ход, предположим, может Рома, что-то додумаю я. Но даже самый выдающийся артист не может в театре оставаться бесконтрольным. Когда Лена Невежина репетировала со мной "Контрабас", я удивлялся, до какой степени примитивные замечания она мне делала - я совершал ошибки на уровне первого курса.

Пережить и забыть

- Как складывается судьба проекта вашего нового Центра культуры, досуга и искусства в Марьиной Роще? Пикеты по поводу строительства прекратились?

- Пока прекратились, потому что строительство как таковое еще не начиналось по факту. Но я не сомневаюсь, они еще будут. Я встречался с населением района. Начиная с тех давних пор, когда было объявлено, что в кинотеатре "Таджикистан" разместится Театр миниатюр Аркадия Райкина, в Моссовет шли огромные количества гневных писем: да зачем нам нужен этот театр... Думаю, ни одно строительство в Москве не обходится без протестов. Есть люди, которые этим просто живут. Я у себя на лестнице пытался положить полозья для съезда коляски, когда у меня родилась дочка, и очень удобную сделал штуку, которая прикручивалась к перилам, но вы не представляете, какое количество жалоб я услышал... Люди не хотят ничего менять. Даже к очевидно лучшему. Они протестуют. Говорят: вы построите здесь казино. Мне не нужно казино, я, наоборот, тем казино, которые в Марьиной Роще есть уже, хочу противопоставить что-то совсем из другой сферы, причем не взяв у города ни копейки. Другой вариант звучал: вы построите синагогу. Не буду я строить синагогу! Я другой веры. К тому же в Марьиной Роще уже есть замечательная синагога. И то, что ночью я лично засыпал шахту метро, - тоже неправда. Метро около театра мне необходимо больше, чем кому бы то ни было.

- Однажды вы поставили уникальный экономический эксперимент на дорогостоящем спектакле "Шантеклер". На постановку взяли кредит в банке. Под проценты. С жесткими обязательствами выплатить сумму, а соответственно вернуть ее за счет продажи билетов. Оправдал ли он себя?

- Мы очень дисциплинированно и даже раньше срока отдали эти деньги.

- Обычно театры деньги берут, говорят спасибо спонсорам, приглашают их на премьеру в первые ряды, и на этом экономические отношения заканчиваются.

- Мы разработали другую схему, и у нас она работала, но сейчас уже такой возможности не будет. При новой бюджетной реформе останется один бюджетный счет. Спонсор должен будет давать деньги в общий котел, откуда они будут перераспределяться. Но найдется ли такой спонсор?

- Вы почувствовали уже на себе прелесть нового подхода?

- Конечно. Нас пока еще только дустом посыпали. Скоро еще газ пустят, воздух откачают...

- Но вы же все равно выживете.

- Вот тогда мы и посмотрим, насколько жизнеспособно наше искусство...

В "Деловом завтраке" принимали участие Александр Горбенко, Ядвига Юферова, Валерий Кичин, Ольга Кабанова, Ирина Корнеева, Алена Карась и Сергей Сыч.


5 ноября 2004 г.
www.rg.ru
Ирина Корнеева
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован