В последние время, как никогда ранее, участились природные аномалии. Едва ли не каждый год необычно холодные весна и лето в средней полосе, запоздалые почти на месяц зимние холода и весеннее тепло, резкое повышение либо понижение температуры на десять и более градусов за очень короткое время, в течение одних суток; частое и сильное изменение атмосферного давления, резкое усиление ветра вплоть до порывистого и ураганного, участившиеся грозы с проливными и затяжными дождями, затопление многих обширных территорий, ранее никогда не заливаемых, и в то же время изнуряющая жара в Сибири с непрекращающимися и неукротимыми пожарами – всё это свидетельствует о глобальном изменении климата на нашей планете. И одна из главных причин такого аномального природного явления – глобальное потепление, вызванное парниковым эффектом из-за повышения концентрации диоксида углерода (углекислого газа) в атмосфере, выбрасываемого при сжигании углеводородного топлива: нефти, природного газа и каменного угля. О причине наблюдаемых природных аномалий – глобальном потеплении – в последние годы всё чаще стали сообщать разные средства массовой информации, хотя она известна относительно давно не только учёным-климатологам, но и всем просвещённым людям.
Вследствие глобального изменения климата в одних местах – проливные дожди и участившиеся наводнения, а в других – невыносимая жара и опустошительные засухи. Такие аномальные природные явления вызывают неприятные ощущения и наносят громадный материальный ущерб, и поэтому их относят к стихийным бедствиям. Почти ежегодно нарушается сезонное распределение атмосферных осадков: зимой из-за потепления всё чаще вместо пушистого выпадает мокрый снег с дождём, а иногда проливается и ледяной дождь, губительно влияющий на деревья и разрушающий линии электропередач, летом же идут обильные дожди с градом. И, как следствие, замедляется и угнетается рост и развитие растительности, включая и культурные растения, что неизбежно приводит к снижению их урожайности.
Глобальное изменение климата подтверждается систематическими наблюдениями учёных многих стран в течение длительного периода времени. Такие наблюдения особенно активно проводятся со средины прошлого века. Совсем недавно, в 2014 году для всестороннего научного анализа результатов наблюдений была организована международная межправительственная экспертная группа по вопросам изменения климата. На основании достоверных результатах исследований, представленных учёными разных стран, эта комиссия спрогнозировала повышение температуры на нашей планете в пределах 0,3–4,8 процента к 2100 году.
Проблема глобального потепления касается всего человечества в целом и каждого человека вне зависимости от места его проживания, и об этом докладывалось на Международной конференции по климату в Париже в 2015 году, в которой приняли участие не только известные учёные-климатологи, но и главы государств и правительств более 150 стран.
Принятое на конференции соглашение предписывает всем странам утвердить национальные законодательные нормативы по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу с целью ограничения повышения средней температуры планеты не более, чем на 2 градуса Цельсия.
Страны-участницы Парижской конференции накануне её открытия представили свои программы по сокращению выбросов парниковых газов, вызывающих глобальное потепление. Не оказались в стороне от Парижского соглашения и Соединённые штаты, раньше остававшиеся сторонним наблюдателем при обсуждении и решении вопросов, связанных с изменением климата. Эта страна и Китай разработали совместную программу по сокращению выбросов парниковых газов на 26–28 процентов к 2025 году по сравнению с 2005 годом. Однако спустя два года президент Дональд Трамп по непонятным причинам и без каких-либо объяснений заявил о выходе США из Парижского соглашения, игнорируя тем самым решение международного сообщества и показывая тем самым, что национальные интересы важнее межгосударственных, направленных на поддержание равновесия климата на нашей планете.
Россия также объявила о своём намерении сократить выбросы парниковых газов всего лишь на 5 процентов – с 25 до 20 к 2030 году по сравнению с 1990 годом, ссылаясь на огромные массивы российского леса, площадь которого составляет около одной четверти площади всего леса на нашей планете. Заявленный только в намерении, а не в обязательствах, принятых другими государствами, сравнительно небольшой процент сокращения выбросов означает, что в России, в отличие от других стран, якобы нет оснований беспокоится о загрязнении окружающей среды выхлопными газами автомобильного транспорта, парализованного дорожными заторами в крупных городах, о загрязнении атмосферы газовыми выбросами давно устаревших тепловых электростанций с очень низким коэффициентом полезного действия и многими другими большими и малыми тепловыми агрегатами, неэффективно потребляющими углеводородное топливо. Как будто в России нет гигантских гидроэлектростанций, при строительстве которых на равнинных реках затоплены чрезвычайно большие площади лугов, плодородных земель и лесных массивов, которые все вместе смогли бы поглощать парниковые газы, поставляя живительный кислород, и тем самым предотвращая чрезмерное накопление диоксида углерода в атмосфере, приводящее к глобальному потеплению.
Чем больше добывается углеводородного сырья: нефти, природного газа и каменного угля, – тем больше при его переработке с последующим потреблением загрязняется окружающая среда и, следовательно, тем больше парниковых и других вредных газов выбрасывается в атмосферу. И в такой сырьевой отрасли Россия оказалась впереди планеты всей, о чём показывает телевидение по всем российским каналам с раннего утра до позднего вечера.
Гигантскими потоками сырьё, добытое в России, транспортируется в разных направлениях – западном, северном, южном и просто в никуда. При потреблении продуктов его переработки атмосфера Земли стремительно пополняется немыслимо большим количеством парниковых и других газов, и полностью поглотить их уже не в состоянии никакой лес – ни сказочный венский, ни даже реальный российский на огромной территории. В сырьевых отраслях промышленности извлекаются гигантские прибыли, исчисляемые триллионами рублей, значительная часть которых пополняет карманы чиновников-олигархов, свободных от совести и захвативших народные богатства. И при таком крупномасштабном ограблении народа не хватает сравнительно небольших денег даже на самое необходимое – например, на капитальный ремонт, за который обязаны платить обездоленные граждан, заработанных денег и пенсий которых едва хватает на то, чтобы кое-как выжить и свести концы с концами.
Наблюдаемые в последнее время глобальные природные аномалии свидетельствуют о том, что долгосрочные прогнозы учёных всё же сбываются. Результаты современных исследований с применением математических компьютерных моделей показывают, что при нынешних темпах загрязнения атмосферы от глобального потепления пострадает прежде всего Южное полушарие, где в ближайшие десятилетия станет гораздо жарче и суше, чем теперь. Повышение температуры всего лишь на 2 градуса Цельсия уменьшит и без того скудные осадки примерно на 10 процентов. И такое, казалось бы, незначительное потепление приведёт к печальным последствиям: пруды, озёра и реки высохнут, почва растрескается, появятся пустыни в Южной Испании, Греции, на Среднем Востоке; тысячи квадратных километров ныне ещё живых африканскими территорий окажутся во власти пустынь, и опустынивание не обойдёт стороной и южные штаты США, которые будут похожи на сегодняшние пустыни Аризоны и Невады.
В то же время и в Северном полушарии тоже станет заметно теплее и влажнее. Германия, например, приблизится по климату к нынешней Италии. В северных широтах Сибири исчезнет вечная мерзлота. На побережье Балтийского моря, возможно, начнут расти тропические растения. Означает ли всё это, что в таких местах наступят благодатные времена для земной жизни? Ответ климатологов на этот вопрос не столь уж оптимистичен и однозначен. Потепление будет сопровождаться очень частыми проливными дождями, отнюдь не полезными для растительности и сельского хозяйства в целом. Погодная статистика за 120 лет наблюдений позволяет сделать вполне определённый вывод: в Северном полушарии постепенно изменяется пропорция между дождями и снегом. Европейцы уже сейчас вынуждены привыкать к зимним дождям, особенно опасным ледяным, к резким летним и зимним колебаниям температуры и атмосферного давления, к порывистому ветру, усиливающемуся до урагана. К тому же в ближайшем будущем на Севере наиболее вероятны новые виды инфекции, до сих пор широко распространённые преимущественно в южных широтах. Тропическая малярия, жёлтая лихорадка – эти и другие страшные болезни в последние годы охватывают всё большие территории Южной Америки, Азии и Африки. В новых климатических условиях ежегодно до 80 миллионов жителей Севера могут стать жертвами опасных для здоровья заболеваний, характерных для Юга. Поражение населения северных широт неизлечимыми заразными болезнями – одно из трудно предотвращаемых последствий глобального изменения климата.
Кому же глобальное потепление принесет пользу, а кому вред и ущерб? На этот вопрос, пожалуй, никто сегодня не может ответить определенно, хотя изменение климата – уже не научная гипотеза и не только результаты достоверных измерений чувствительными приборами, а природное планетарное явление, развертывающееся у всех на глазах. Перемены климата ударят с разной силой и по Югу, и по Северу. Неведомой ранее, разрушительные бури и ураганы будут атаковать не только экватор, но и средние широты. Вполне возможно, нашествие тайфуна, которого ещё не было на Земле, сокрушит небоскребы Нью-Йорка или Токио и в считанные минуты уничтожит всё то, что создавалось руками человека в течение нескольких столетий.
К стихийным бедствиям могут привести тропические циклоны не только на суше, но и на огромных акваториях, где средняя температура превышает 26 градусов Цельсия. Площади таких акваторий при их продолжительном нагревании за счёт повышения температуры атмосферы могут стать устрашающе большими. И тогда циклоны выйдут за пределы тропической зоны и достигнут берегов Европы со стороны Средиземного моря. Подобный циклон уже приближался к берегам Ирландии, правда, в ослабленном виде.
В последние годы зимние бури особенно часто стали посещать Европу – континент не защищен горным хребтом вплоть до Урала. Раньше основным препятствием на пути сильных ветров с Атлантики был антициклон, такой массивный, что он, как высокий хребет, рассекал ветры с океана и направлял их на юг и север. К настоящему времени этот антициклон значительно ослаблен из-за мягких зим и не сдерживает ураганы, наступающие с запада. Области низкого атмосферного давления уже наблюдаются в Центральной и Восточной Европе. Могут повториться и участиться наводнения такой же разрушительные силы, какими они были весной 1997 года и летом 2017 года, затопив обширные территории со многими большими и малыми городами и селениями Европы. Одна из главных причин наводнений – многие реки искусственно спрямлены и перегорожены огромными плотинами, из-за чего утрачены природные территории разливов. Есть и другая причина разгула водной стихии: в Европе всё чаще зимой идёт дождь или дождь со снегом, а не снег, как это было многие годы назад, и возвышенности и горы всю зиму остаются без снежных покровов, а дождевая вода сливается в ложбины и русла рек без задержки, почти мгновенно; талая же вода наполняет реки и озёра медленно и постепенно, и частично она просачивается в почву.
От глобального потепления с участившими периодическими наводнениями в разные времена года в первую очередь и в большей степени пострадают жители многих долин больших и малых рек и морского побережья. В некоторых странах уже принимаются национальные законы, запрещающие строительство каких-либо зданий в местах, затапливаемых при наводнении. Однако подобное законодательство вполне обосновано и приемлемо для стран, занимающих сравнительно большие территории, где есть свободные места для заселения. А как решить такую проблему, например, Бангладешу, стране с населением более 100 миллионов человек, расположенной в сравнительно глубокой и протяжённой долине реки Брахмапутры, сливающейся затем с Гангом (обе реки – крупнейшие на планете), к тому же здесь вода будет поступать не только из верховьев полноводных рек, но и из моря? Такой вопрос остается пока без ответа.
При глобальном потеплении климата поднимется уровень Мирового океана за счет таяния ледников в горах, уменьшения ледяной шапки Антарктиды и температурного расширения воды. Наступающий океан в нынешнем столетии отнимет у суши вдоль береговой линии примерно 5 миллионов квадратных километров – это примерно половина территории Европы.
Согласно расчётам учёных многих стран, защита от наступающего океана густонаселенных низменных берегов, приморских городов и селений, портовых сооружений обойдется в целом миру без малого в 500 миллиардов долларов. Оплатить хотя бы частично столь большие расходы, вероятно, смогут лишь индустриальные страны – развивающимся странам они не по карману. Развитые страны могут выделить для защиты своих берегов определенную долю совокупного национального дохода. Жителям же, например, Мальдивских островов, на которых самая высокая точка возвышается всего лишь на 3 м над уровнем океана, придётся расплачиваться более чем третью валового национального дохода. Они вынуждены будут переселяться в более безопасные места.
О глобальных природных явлениях и неутешительных прогнозах учёных многие люди не знают. Этого не случилось бы, если бы в учебные программы была включена дисциплина экология – наука о взаимодействии объектов живой и неживой природы и его последствиях. Изучение экологии в средних школах и во всех высших учебных заведениях очень важно, целесообразно и полезно каждому школьнику, а затем и каждому студенту вне зависимости от профиля образования особенно в настоящее время, когда стремительное нашествие цивилизации на природу приводит не только к повсеместному загрязнению окружающей среды, но и к надвигающейся экологической катастрофе, одно из проявлений которой заключается в наблюдающемся глобальном потеплении. Если бы эту простую истину усвоили высокопоставленные чиновники в нашем отечестве, то оригинальные намерения, представленные на государственном уровне для Парижского соглашения по климату, превратились бы в реальные дела по налаживанию многоступенчатой системы экологического образования и, как следствие, по сбережению природных ресурсов и сохранению природы в естественном состоянии.
Полностью предотвратить глобальное потепление современное человечество не в силах, несмотря на его огромный интеллектуальный и технологический потенциал. Однако его замедлить пока ещё возможно, если каждый живущий на Земле внесёт свою посильную лепту в решение этой важной глобальной проблемы. Если каждый воспитанный и образованный человек на своём рабочем месте или находясь дома, или отдыхая, будет думать не только о себе и собственном материальном благополучии, но и о ближнем своём. Только в таком случае будет меньше загрязняться окружающая среда, сократятся выбросы парниковых и других вредных газов и, следовательно, замедлится процесс глобального потепления – будет чище воздух, будет оживать растительность в естественной среде и многие проблемы будут решаться сами собой, без затрат гигантских природных ресурсов.
Карпенков Степан Харланович